Научные подходы к инновационному менеджменту

 

Понятие "управление" трактуется как воздействие на различные объекты, которое имеет целью его упорядочение, совершенствование и развитие. В ранних учебниках по научным основам управления производством управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства. Английское значение понятия управления выражается словом "менеджмент". Менеджмент с содержательной точки зрения – это способ управления, руководства, координации и контроля; использование таких ресурсов, как труд, капитал, и других с максимальной эффективностью. На основании такой точки зрения инновационный менеджмент – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью, ее ресурсами, людьми, участвующими в разработке и внедрении новшеств с целью достижения максимальной эффективности инноваций как важнейшего фактора социально-экономического развития.[5]

Зародившись в конце XIX в., наука об управлении прошла сложный путь развития. Первые попытки обобщения практического опыта в управлении сменились созданием школы научного менеджмента, основателем которой был Ф.У. Тейлор. Впоследствии на смену первоначальным теориям пришли теории, требующие учета сложной совокупности научно-технических и социально-экономических факторов. Последующие школы менеджмента основывались на эволюции управленческой мысли. Так, на определенном этапе ученые стали рассматривать теорию управления с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и рационального и социального факторов менеджмента.

На фоне научно-технического прогресса и стремительной эволюции внешней среды происходила эволюция теории и практики управления. Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием разных школ и подходов показаны на рисунке 3.1.[5]

Рис. 3.1 Основные этапы эволюции науки об управлении под влияни­ем различных школ и подходов

Особенность эволюции управления как научной дисциплины заключалась в том, что она развивалась на основе нескольких школ управленческой мысли, которые частично совпадали, а частично дополняли и совершенствовали друг друга. Этим объясняется, что как в традиционном, так и в инновационном менеджменте использовались знания и приемы различных школ, а процесс управления опирался как на теоретические концепции менеджмента, так и на различные научные подходы и практические приемы.

Это объясняется высокой сложностью и низкой детерминированностью объекта управления. Фактически было необходимо разработать алгоритмы оптимального управления научными, техническими, технологическими, социальными и смешанными системами.[8]

Менеджмент как наука является междисциплинарным исследованием, использующим широкий спектр методов социологии, психологии, логики, педагогики, науковедения, математики и кибернетики, различных технических и экономических наук.

Эволюция науки управления основывалась на обогащении содержания и принципов управления, а также на совершенствовании его функций, методов и приемов.

Различные концепции и подходы к инновационному менеджменту как к науке представлены в табл. 3.1.[2]

Таблица 3.1 Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте

Основные, базовые подходы и концепции

Формы их реализации и результаты

 

Классическая школа

 

1. Принципы разделения труда.

2. Единство цели и руководства.

3 Власть и ответственность.

 

4 Соотношение централизации и децентрализации.

5 Вертикальная цепь менеджмента.

1 Дисциплина.

2 Порядок.

3 Справедливость и вознаграждение.

4 Эффективность.

 

5 Подчинение главной цели компании.

 

Поведенческая школа

 

1 В центре внимания человеческий ресурс.

2 Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений.

3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности.

4. Мотивация персонала.

1. Наиболее эффективное использование потенциала работника.

2. Повышение производительности.

 

 

3. Повышение удовлетворенности работника.

 

4. Гибкая система вознаграждений и поощрений.

 

Научная школа

 

1. Использование научного анализа

деятельности и задач менеджмента.

2. Отбор, обучение и оптимальная

расстановка кадров.

3.Значение планирования и прогнозирования.

4.Значение обеспечения ресурсами.

 

5.Моральное и материальное стимулирование труда.

1. Создание предпосылок для

оптимального функционирования.

2. Увеличение производительности труда.

3. Повышение эффективности

и стабильности производства.

4.Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности.

5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности.

 

Процессный подход

1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.

1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления.

2. Разработка и оптимизация функций управления.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления.

 

4. Повышение эффективности

управленческих решений.

Системный подход

1.Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно-технической системы.

1.Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера.

2. Анализ внешней и внутренней среды системы.

2. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений.

3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую

3. Повышение эффективности

управленческих решений,

их результативности.

4. Вычленение из системы научно-технической и "человеческой" составляющих.

4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов.

5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.   6. Функциональное единство элементов и подсистем.

5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации.

 

 

6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.

Социально-психологический подход

1. В центре внимания личность работника.

1 Оптимальное воздействие

на работника.

2 Исследование межличностных отношений.

2 Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление

3 Исследование групповой динамики.

 

 

4. Использование конфликтологии.

 

5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных

потребностей.

6. Применение теории ожиданий.

3 Использование неформальных методов координации, руководства и организации.

4. Повышение эффективности управления

5. Единство морального и материального вознаграждений работника.

 

6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.

Жизнециклический подход

1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма.

2. Изучение стадий жизненных циклов.

 

3. Определение критических точек развития.

4. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов.

5. Выявление тенденций роста.

1. Четкое планирование, координация и руководство.

 

2. Повышение информированности и компетентности менеджера.

3. Принятие более точных и оптимальных решений.

4. Возможность разработки эффективной стратегии.

5. Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.

Количественные математические подходы

1. Применение эконометрических моделей.

 

 

2. Применение аппарата производственных функций.

3. Применение методов множественной регрессии по методу

"затраты — эффективность".

4. Применение стохастических (вероятностных) моделей.

1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений.

2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы.

3. Точность расчетов экономической эффективности

производственной деятельности.

4. Устранение неопределенности результатов, снижение

рисков.

Проектный подход

1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.

 

 

2. Бизнес-планирование проекта.

 

3. Анализ проекта.

 

4. Оценка проекта.

 

5. Организация финансирования инновационного проекта.

1. Особый тип стратегического

планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий.

2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей.

3. Проведение технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков.

4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.

5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков под проект.

Маркетинговый подход

1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга.

 

2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных преимуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д.

 

3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.

1. Направленность деятельности фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию новшеств с учетом запросов потенциального потребителя.

2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции.

 

3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок. Разработка мероприятий и этапов позиционирования новшества.

             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: