Понятие "управление" трактуется как воздействие на различные объекты, которое имеет целью его упорядочение, совершенствование и развитие. В ранних учебниках по научным основам управления производством управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства. Английское значение понятия управления выражается словом "менеджмент". Менеджмент с содержательной точки зрения – это способ управления, руководства, координации и контроля; использование таких ресурсов, как труд, капитал, и других с максимальной эффективностью. На основании такой точки зрения инновационный менеджмент – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью, ее ресурсами, людьми, участвующими в разработке и внедрении новшеств с целью достижения максимальной эффективности инноваций как важнейшего фактора социально-экономического развития.[5]
Зародившись в конце XIX в., наука об управлении прошла сложный путь развития. Первые попытки обобщения практического опыта в управлении сменились созданием школы научного менеджмента, основателем которой был Ф.У. Тейлор. Впоследствии на смену первоначальным теориям пришли теории, требующие учета сложной совокупности научно-технических и социально-экономических факторов. Последующие школы менеджмента основывались на эволюции управленческой мысли. Так, на определенном этапе ученые стали рассматривать теорию управления с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и рационального и социального факторов менеджмента.
|
|
На фоне научно-технического прогресса и стремительной эволюции внешней среды происходила эволюция теории и практики управления. Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием разных школ и подходов показаны на рисунке 3.1.[5]
Рис. 3.1 Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием различных школ и подходов
Особенность эволюции управления как научной дисциплины заключалась в том, что она развивалась на основе нескольких школ управленческой мысли, которые частично совпадали, а частично дополняли и совершенствовали друг друга. Этим объясняется, что как в традиционном, так и в инновационном менеджменте использовались знания и приемы различных школ, а процесс управления опирался как на теоретические концепции менеджмента, так и на различные научные подходы и практические приемы.
Это объясняется высокой сложностью и низкой детерминированностью объекта управления. Фактически было необходимо разработать алгоритмы оптимального управления научными, техническими, технологическими, социальными и смешанными системами.[8]
|
|
Менеджмент как наука является междисциплинарным исследованием, использующим широкий спектр методов социологии, психологии, логики, педагогики, науковедения, математики и кибернетики, различных технических и экономических наук.
Эволюция науки управления основывалась на обогащении содержания и принципов управления, а также на совершенствовании его функций, методов и приемов.
Различные концепции и подходы к инновационному менеджменту как к науке представлены в табл. 3.1.[2]
Таблица 3.1 Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте
Основные, базовые подходы и концепции | Формы их реализации и результаты | |||||||
Классическая школа | ||||||||
1. Принципы разделения труда. 2. Единство цели и руководства. 3 Власть и ответственность.
4 Соотношение централизации и децентрализации. 5 Вертикальная цепь менеджмента. | 1 Дисциплина. 2 Порядок. 3 Справедливость и вознаграждение. 4 Эффективность.
5 Подчинение главной цели компании. | |||||||
Поведенческая школа | ||||||||
1 В центре внимания человеческий ресурс. 2 Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений. 3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. 4. Мотивация персонала. | 1. Наиболее эффективное использование потенциала работника. 2. Повышение производительности.
3. Повышение удовлетворенности работника.
4. Гибкая система вознаграждений и поощрений. | |||||||
Научная школа | ||||||||
1. Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента. 2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров. 3.Значение планирования и прогнозирования. 4.Значение обеспечения ресурсами.
5.Моральное и материальное стимулирование труда. | 1. Создание предпосылок для оптимального функционирования. 2. Увеличение производительности труда. 3. Повышение эффективности и стабильности производства. 4.Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности. 5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности. | |||||||
Процессный подход | ||||||||
1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций. | 1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. 2. Разработка и оптимизация функций управления. 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления.
4. Повышение эффективности управленческих решений. | |||||||
Системный подход | ||||||||
1.Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно-технической системы. | 1.Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера. | |||||||
2. Анализ внешней и внутренней среды системы. | 2. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений. | |||||||
3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую | 3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности. | |||||||
4. Вычленение из системы научно-технической и "человеческой" составляющих. | 4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов. | |||||||
5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности. 6. Функциональное единство элементов и подсистем. | 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации.
6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью. | |||||||
Социально-психологический подход | ||||||||
1. В центре внимания личность работника. | 1 Оптимальное воздействие
на работника. | |||||||
2 Исследование межличностных отношений. | 2 Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление | |||||||
3 Исследование групповой динамики.
4. Использование конфликтологии.
5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей. 6. Применение теории ожиданий. | 3 Использование неформальных методов координации, руководства и организации. 4. Повышение эффективности управления 5. Единство морального и материального вознаграждений работника.
6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации. | |||||||
Жизнециклический подход | ||||||||
1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма. 2. Изучение стадий жизненных циклов.
3. Определение критических точек развития. 4. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов. 5. Выявление тенденций роста. | 1. Четкое планирование, координация и руководство.
2. Повышение информированности и компетентности менеджера. 3. Принятие более точных и оптимальных решений. 4. Возможность разработки эффективной стратегии. 5. Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки. | |||||||
Количественные математические подходы | ||||||||
1. Применение эконометрических моделей.
2. Применение аппарата производственных функций. 3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты — эффективность". 4. Применение стохастических (вероятностных) моделей. | 1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений. 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы. 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности. 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков. | |||||||
Проектный подход | ||||||||
1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
2. Бизнес-планирование проекта.
3. Анализ проекта.
4. Оценка проекта.
5. Организация финансирования инновационного проекта.
| 1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий. | |||||||
2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей. 3. Проведение технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков. 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков. 5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков под проект. | ||||||||
Маркетинговый подход | ||||||||
1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга.
2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных преимуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д.
3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок. | 1. Направленность деятельности фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию новшеств с учетом запросов потенциального потребителя. 2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции.
3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок. Разработка мероприятий и этапов позиционирования новшества. | |||||||