Процессуальный порядок задержания подозреваемого

 

Процессуальное задержание - это действие, имеющее собственную юридическую природу, а также основания и мотивы его проведения. По времени оно может предшествовать избранию меры пресечения, но не должно применяться наряду с ним.

В деятельности сотрудников правоохранительных органов с незапамятных времен распространены два самостоятельных, независимых вида задержания лица – это, так называемые, «фактическое» и «процессуальное» задержания.[11] «Фактическое» задержание иногда называют «непроцессуальным» или даже «уголовно-правовым». Два подобных вида задержания некоторыми авторами выделяются и в теории уголовного процесса.[12]

Всю эту совокупность разновидностей порядка задержания, по основанию – вид полномочий субъекта задержания, можно разделить на две категории:

1) задержание, осуществляемое субъектом, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями;

2) задержание, осуществляемое субъектом, не наделенным уголовно–процессуальными полномочиями, с последующей передачей задержанного субъекту, наделенному уголовно–процессуальными полномочиями.

В первом случае активную позицию всегда занимает сотрудник правоохранительного органа. Его деятельность можно представить в виде пяти основных этапов:

1) обнаружение противоправных действий и анализ обстановки;

2) принятие решения о производстве задержания;

3) принудительное лишение лица свободы передвижения;

4) доставление задержанного лица к месту разбирательства;

5) документирование задержания.

Во втором случае задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что:

1. "Сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание".[13]

2. Орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о задержании, либо о немедленном освобождении задержанного. При этом орган дознания, следователь и прокурор действуют согласно алгоритму, описанному для первой группы разновидностей задержания.

Определяя начало задержания лица по подозрению в совершении преступления, современный законодатель делает это весьма неоднозначно. В п. 15 ст. 5 УПК РФ начало задержания определяется моментом фактического задержания, т.е. моментом фактического лишения лица свободы передвижения, но производимого в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ. Порядок же ст. 92 УПК РФ предполагает, что:

1. Задержание может производиться только представителем правоохранительных органов, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями.

2. До производства задержания должно быть возбуждено уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ по признакам преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

3. О задержании должен быть составлен протокол.

Таким образом, в УПК РФ начало задержания лица по подозрению в совершении преступления определяется наличием протокола о задержании.

Сегодня имеет место так называемое "фактическое задержание", которое законом не регламентировано, а поэтому осуществляется в произвольной форме, и "процессуальное задержание", которое заключается лишь в составлении протокола о задержании, произведенном после «фактического задержания».

Вся  процедура задержания лица по подозрению в совершении преступления делится  на:

1. милицейское задержание (процессуально неуполномоченным должностным лицом)

2. доследственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии возбуждения уголовного дела) и

3. следственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии предварительного расследования), и предлагает регламентацию для каждого из видов задержания прописать в законе "О милиции" и УПК РФ соответственно.

До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.

В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания.

В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.

Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. [14]

В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обязательных сведений. Согласно инструкции о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания является документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечающее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответственность за соблюдение установленного порядка и условий содержания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанного должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задержанного.

Тем не менее, при составлении протокола задержания допускается немало ошибок. Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в большинстве случаев он составляется по истечении некоторого времени после доставления и фактического задержания. Нередко основания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания либо в графе «мотивы» содержится ссылка на факт совершения преступления. Например, «за злостное хулиганство», и т.д.

Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи с тем, что задержание может применяться не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение которых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевременная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания.

С целью обеспечения защиты прав и законных интересов задержанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собственноручного объяснения по поводу задержания. На оборотной стороне протокола содержатся также отметки о сообщении прокурору и об уведомлении родственников задержанного.

В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозреваемому предоставляется возможность занести в протокол письменное объяснение относительно причины отказа от подписи.

При наличии протокола задержания составления дополнительных процессуальных документов не требуется. [15]

Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают; требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства; обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам; пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

Задержание лица является процессуальным актом, официально ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение. Помимо указанных выше прав, он как подозреваемый вправе также представить доказательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика, заявлять отводы лицу, производящему дознание, следователю, переводчику, специалисту и эксперту.

Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания.

Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совершении какого преступления он заподозрен, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производящему расследование, о допросе свидетелей, назначении экспертизы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выносит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому.

После того, как задержание произведено, следователь или орган дознания должны в пределах 12 часов сообщить об этом прокурору, а последний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) - либо санкционировать арест, либо освободить задержанного.

В письменном сообщении прокурору указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность задержанного, квалификация преступления, в совершении которого он подозревается (вид преступления и статья уголовного закона), время, основания и мотивы задержания, а также место содержания задержанного.

В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого. Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора. Таким образом, задержание вправе производить орган дознания, дознаватель или следователь. [16]

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обязанность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы домашнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несовершеннолетнего. Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, телеграфу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае, уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указанием фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, даты и формы уведомления.

Если уведомление семьи задержанного не производилось, то в протоколе задержания необходимо сделать отметку о причине этого: либо не было установлено место жительства (со ссылкой на принятые меры), либо были основания считать, что уведомление воспрепятствует установлению истины по делу о тяжком преступлении. [17]

Исчисление срока задержания с момента доставления в орган дознания или к следователю соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы доставленного лица. [18]

Протокол задержания подшивается к уголовному делу, а дубликат приобщается к делу на содержащегося под стражей. На корешке бланка, который остается в дежурной части органа внутренних дел, помимо иных данных проставляется дата избрания меры пресечения или освобождения подозреваемого из ИВС.

В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заключения под стражу. [19]

Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания.

Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого.[20]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: