Вопрос 7. Предварительное расследование. Понятие и значение стадий предварительного расследования

Предварительное расследование – это самая большая по срокам и количеству составляемых процессуальных документов часть уголовно-процессуальной деятельности. В ходе предварительного расследования выявляется и собирается большая часть доказательств по делу.

Стадия предварительного расследования занимает место между стадией возбуждения уголовного дела и стадией назначения судебного заседания.

Субъекты стадии предварительного расследования:

- орган дознания и лицо, производящее дознание;

- следователь и начальник следственного отдела;

- прокурор.

Задачи стадии предварительного расследования:

- быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных;

- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела;

- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в судебном разбирательстве;

- обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;

- обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и исключение для него возможности уклониться от уголовной ответственности либо продолжить преступную деятельность;

- установление наличия или отсутствия материального ущерба, причиненного преступлением, его характера и размера;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование осуществляется только в рамках уголовного дела, что и является процессуальной формой деятельности в данной стадии.

Основное процессуальное правоотношение, которое складывается в данной стадии, – это правоотношение между следователем или органом дознания и обвиняемым или подозреваемым в процессе установления виновности указанных лиц в совершении преступления.

По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование играет вспомогательную роль, готовит материалы для их рассмотрения и разрешения в суде. Из этого проистекает и название данной стадии.

Итоговым процессуальным решением рассматриваемой стадии является обвинительное заключение, постановление о прекращении уголовного дела либо постановление о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Система стадий предварительного расследования:

- принятие уголовного дела к производству;

- собирание доказательств путем производства следственных действий;

- привлечение в качестве обвиняемого;

- решение вопроса о применении меры пресечения;

- ознакомление обвиняемого и его защитника со всеми материалами уголовного дела;

- окончание предварительного расследование с вынесением одного из вышеуказанных процессуальных решений.

Итак, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-процессуальным законом, осуществляемая под надзором прокурора деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по установлению путем доказывания всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок судебного решения по данному уголовному делу. Традиционно выделяют два вида (формы) предварительного расследования:

Дознание Предварительное следствие
Общие черты:
Единые цели и задачи
Одни и те же средства, используемые в деятельности органов дознания и следствия, – следственные действия, предусмотренные УПК
Использование властных функций органов государства и в ходе дознания, и в ходе предварительного следствия
Возможность применения на законных основания мер, ограничивающих права и свободы граждан
Различия:
Проводится органом дознания (ст. 117 УПК) Проводится следователем (ст. 125 УПК)
  Производство расследования для следователя – это его основная и единственная функция
Следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью и независимостью, чем орган дознания и дознаватель
Сроки дознания меньше сроков предварительного следствия  
В ходе дознания потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела

Существуют три возможных варианта осуществления стадии предварительного расследования:

1. По ряду уголовных дел закон не требует производства предварительного следствия, и все расследование осуществляется в форме дознания (угон, хулиганство и т.п.).

2. Если уголовное дело о преступлении, по которому требуется производство предварительного следствия, возбуждено органом дознания, то он выполняет по нему неотложные следственные действия в срок не более 10 суток и передает дело следователю, который и заканчивает предварительное расследование в полном объеме.

3. Если уголовное дело возбуждено следователем или передано ему для производства прокурором, то все предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия.

Полный перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов – по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ – по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

Дознание может быть двух видов:

- Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ч. 1 ст. 126 УПК). Представляет собой расследование в полном объеме, срок которого – до 1 месяца (срок предварительного следствия – до 2 месяцев). Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик не знакомятся с материалами уголовного дела. Орган дознания по таким делам не пользуется процессуальной самостоятельностью.

- Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК). Представляет собой лишь первоначальный краткий этап продолжительностью не более 10 суток, содержанием которого является выполнение неотложных следственных действий.

Подследственность – это совокупность закрепленных в законе признаков преступления, по которым его расследование относится к компетенции строго определенного органа предварительного следствия, соответствующего министерства или ведомства.

Подследственность – это свойство уголовного дела. В связи с этим представляется неточным мнение о том, что подследственность определяется через категорию компетенций, т.е. как свойство следственного органа.

Компетенция – это набор прав и обязанностей, а подследственность – это признаки уголовного дела, позволяющие определить право конкретного следователя его расследовать.

Виды подследственности:

- предметная (родовая, или исключительная);

- альтернативная (смешанная);

- территориальная (местная);

- персональная (личная, или специальная);

- по связи дел.

- Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от характера совершенного преступления, его юридической квалификации, степени опасности и сложности расследования. По этому признаку подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ст. 126 УПК).

В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативный признак подследственности. Так, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в совершение которого был вовлечен несовершеннолетний.

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наиболее быстрого, полного и объективного расследования оно может производиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовных дел на основании конкретных признаков субъекта преступления, его возраста, состояния здоровья, служебного положения и других подобных обстоятельств. Так, дела о всех преступлениях несовершеннолетних расследуются следователями органов внутренних дел.

При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором. Однако если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими (так называемая подследственность по связи дел).

Следователем является должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ или ФСНП, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам в пределах своей компетенции (ст. 125 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Указания прокурора даются в письменной форме и обязательны для следователя, однако, обеспечивая процессуальную независимость следователя, закон предоставляет ему право не согласиться с теми указаниями прокурора, которые касаются существа расследования:

- о привлечении в качестве обвиняемого;

- о квалификации преступления;

- об объеме обвинения;

- о направлении дела для предания суду или прекращении дела.

Во всех указанных случаях следователь вправе не выполнить данные указания, предоставив дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет данные следователю указания, либо поручает производство следственных действий другому следователю.

Широкая процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в его взаимоотношениях с органами дознания. Он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, а также привлекать работников органов дознания к участию в производстве следственных действий.

Указания начальника следственного подразделения даются в письменной форме и обязательны для следователя, который, однако, может приостановить их исполнение и представить дело на разрешение прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции (ст. 211 УПК):

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК;

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК;

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

10)отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

11)возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено УПК; утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.

Прокурор осуществляет и другие полномочия, предоставленные ему УПК, в частности, разрешает вопрос об отводе следователя и лица, производящего дознание (ст. 64 УПК), рассматривает жалобы на действия органа дознания или следователя (ст.ст. 218–219 УПК), а также жалобы следователя на указания начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 1271 УПК) и т.д.

Вопросы для самопроверки:

1. Сущность и задачи уголовного процесса.

2. Нормы уголовно-процессуального права.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

4. Участники уголовного судопроизводства. Суд.

5. Конституционные принципы уголовного процесса.

6. Действие уголовно-процессуального закона.

7. Иные участники уголовного судопроизводства.

8. Понятие доказательства.

9. Недопустимые доказательства

10. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

11. Меры пресечения, их понятие, виды, основания для избрания мер пресечения.

12. Процессуальные сроки.

13. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

14. Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.

15. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

16. Порядок возбуждения уголовного дела.

Темы рефератов:

Литература:

1. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). В 2-х томах. / О.Г. Под. ред. Ковалева – М.: Дашков и К, 2005.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М.: Юристъ, 2004.

4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.

5. Коротков А.П., Тимофеев А.В. Прокурорско-следственная практика применения УПК РФ. – М.: Экзамен, 2005.

6. Малиновская В.М. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М.: КноРус, 2005.

7. Малышева А. Обзор дел, рассмотренных Конституционным судом Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. № 1.

8. Процессуальная деятельность милиции: Материалы научно-практической конференции (ВНИИ МВД России, ноябрь 2005 г.). – М.: ВНИИ МВД России, 2006.

9. Руководство для следователей / Под общ. Ред. В.В. Мозякова. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

10. Руководство по расследованию преступлений / Рук. авт. колл. А.В. Гриненко. - М.: Норма, 2002.

11. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. - М.: Спарк, 2003.

12. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: Спарк, 2004.

13. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2003.

14. Строгович М.С. Избранные труды. В 2 т. - М.: Наука, 1992.

15. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: В 2 т. - М.: Наука, 1968, 1970.

16. Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. 2-е изд., исправ. - М.: Юрид. лит., 1973.

17. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н. А.В. Гриненко. - М.: Норма, 2004.

18. Уголовный процесс: Учебник (с источниками нормативных материалов, образцами процессуальных документов, схемами и библиографией) / Отв. ред. проф. К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2003.

19. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Вып. 1. – М.: ГУК МВД России, 2002.

20. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Вып. 2. – М.: ГУК МВД России, 2002.

21. Уголовный процесс: судебное производство, особые производства. Курс лекций / Под ред. В.К. Боброва. - М.: МосУ МВД России, 2003.

22. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов/ ред. проф. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2005.

23. Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебник / Под ред. А.В.Гриненко и А.В.Ендольцевой. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

24. Химичева О.В., Мичурина О.В. Основы уголовного судопроизводства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.П.Химичевой. - М.: Московский университет МВД России, 2005.

25. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. - СПб.: Альфа, Равена, 1995.

26. Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие). – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.


[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.142.

[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 164.

[3] Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права / В кн.: Теория государства и права. М., 1997. С.238.

[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.166

[5]Ведомости съезда народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

[6]Единственной жалобой за весь, период со дня введения государственной регистрации ведомственных нормативных актов и до настоящего времени, поданной в Правительство РФ была жалоба государственной налоговой службы и Минфина России на отказ в регистрации Минюстом их совместного письма « О порядке налогообложения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел» от 20 декабря 1993 г.

[7] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, №4, ст. 301

[8] Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, №16,ст. 1348

[9] См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995.№5. ст. 373.

[10] ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст.496.

[11] См.: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. № 386 (ВВС. 1992. № 17. Ст. 952; САПП. 1994. № 4. Ст. 302; Российская газета. 2000. 23 мая).

[12] Этот срок при определенных условиях может быть продлен.

[13] Толкунова В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. М., 1999. С. 49.

[14] См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 16 от 22.12.1992 г. «О некоторых вопросах применения суда­ми Российской Федерации законодательства при разрешении тру­довых споров» // ВВС РФ. 1993. № 3.

[15] См.: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Рос­сийской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О проку­ратуре в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

[16] Ст. 386 ТК РФ.

[17] Ст. 392 ТК РФ.

[18] См.: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

[19] Ст. 394 ТК РФ.

[20] Ст. 396 ТК РФ.

1 Административная юрисдикция - установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд). (Юридический словарь http://kodeks.karelia.ru:9000/demo)

2 См.: Л.И. Поспелова «Проблемы кодификации административно-деликтного законодательства» Дис. канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2001 г. С. 20).

[21] Как отмечают другие специалисты, предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе властной деятельности субъектов публичной исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства (см.:Бахрах Д.Н. О предмете административного права России //Государство и право, №10, 2003. С.35).

[22] Коренев А.П. Административное право России: Учебник. Часть 1. – М., 1996. С.27.

[23] В условиях интенсивного развития правотворчества на региональном уровне возникло много проблем несоответствия правовых актов субъектов Федерации между собой и федеральным законодательством. Так, в законах об административной ответственности за нарушения общественного порядка Республики Татарстан, Ставропольского и Хабаровского краев, Архангельской, Вологодской, Омской областей сделаны попытки урегулировать вопросы, относящиеся к ведению Федерации (обращение и использование огнестрельного и другого оружия, частная охранная и детективная деятельность, паспортные и регистрационные правила).

[24] Административные обыкновения существуют, во-первых, как правила деятельности в отдельных государственных организациях; во-вторых, являются как бы неформальными нормами рабочего распорядка в организациях; в-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если они признаны руководством или пока их не закрепят в актах субъекта власти (См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2001. С. 38-42).

[25] Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.09.02 г. № 1011.

[26]Лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства, признается лицом без гражданства.

[27]В административно-правовой литературе нередко можно встретить отождествление понятий «коллективный субъект административного права» и «юридическое лицо». Профессор Бахрах Д.Н. считает это ошибкой, полагая, что первое понятие намного шире второго, и к тому же «коллективный субъект» является административно-правовой категорией, в то время как «юридическое лицо» - гражданско-правовой (Д.Н. Бахрах. Указ. раб. С.49).

[28] Так, Глава III указанного Закона регламентирует меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения при обстоятельствах криминального, природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях. Например, установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций и т.д.

[29] Например, Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

[30] Юридическое лицо - по гражданскому законодательству РФ организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). «Юридический энциклопедический словарь», (Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра - М, 1997 384с.) http://kodeks.karelia.ru:9000/demo

[31] Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом (УК РФ) под угрозой наказания (ч.1 ст. 14 УК РФ).

[32] § 94 приказа Минтранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР»

[33] За исключением дисциплинарной ответственности государственных служащих, военнослужащих, сотрудников ОВД, ФСБ, таможенных органов, налоговой полиции, которая устанавливается в силу специфики их деятельности административно-правовыми нормами.

[34] Субъективное право – предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов. В отличив от объективного права, представляющего собой совокупность или систему реально существующих юридических норм, субъективное право выступает как право, принадлежащее лишь определённому субъекту и реализуемое не иначе, как только по усмотрению этого лица (Юридический словарь правовой системы «Кодекс» http://kodeks.karelia.ru:9000/demo)

[35] В научной литературе есть точка зрения, согласно которой основаниями ответственности выступают только две первых составляющих (Административное право: Учебник /под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 1999. С. 176).

[36] Презумпция невиновности - (от лат. praesumptio - предположение), положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (Юридический словарь правовой системы «Кодекс» http://kodeks.karelia.ru:9000/demo)

[37] ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями от 22 октября 1999 г.)

[38] Вопрос о характере совершенного административного правонарушения будет подробно рассмотрен в теме, раскрывающей вопросы квалификации административных проступков.

[39] Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (примечание к ст. 2.4. КоАП РФ).

[40] Закон СССР от 3 августа 1966 г. N 11-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР», «Об утверждении Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик».

[41] ст. 16 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания, подписанной в Страсбурге 26 ноября 1987 г., ратифицированной Федеральным Собранием 28.03.98 г. и вступившей в силу на территории РФ с 1.09.98 г.,

[42] В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, указанные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (см.: ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ).

[43] Административная юрисдикция - установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд). (Юридический словарь http://kodeks.karelia.ru:9000/demo)

[44] Более того, подобные коллизии рассматриваются как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации, когда единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях (см. Ч. III Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

[45] В случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами (ч. 2 ст. 3.11. КоАП РФ).

[46] См.: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 1 октября 2003 г.).

[47] Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлена следующая динамика МРОТ:

с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц;

с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц;

с 1 июля 2001 года в сумме 300 рублей в месяц;

с 1 мая 2002 года в сумме 450 рублей в месяц;

с 1 октября 2003 года в сумме 600 рублей в месяц;

с 1 января 2005 года в сумме 720 рублей в месяц;

с 1 сентября 2005 года в сумме 800 рублей в месяц;

с 1 мая 2006 года в сумме 1100 рублей в месяц.

с 1 сентября 2007 года в сумме 2300 рублей в месяц.

Однако все, что касается порядка исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемых в зависимости от МРОТ, с 1 января 2001 года эта сумма составляет 100 рублей.

[48] п. 4 ч. 1 ст. 1.3. КоАП РФ.

[49] Д.Н. Бахрах Административная ответственность, с. 54.

[50] ч. 1 ст. 29. 13. КоАП РФ.

[51] ст. 67, 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г.) ст. ст. 12-14 Федерального закона РФ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников» (народных предприятий).

[52]

[53] Показания сотрудника милиции по административному правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке(ст. 26 Закона РФ от 8.04.91 г. «О милиции».

[54] Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по дела об административных правонарушениях (ст. 17.7. КоАП РФ), Заведомо ложные показание свидетеля (ст. 17.9. КоАП РФ).

[55] Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по дела об административных правонарушениях (ст. 17.7. КоАП РФ). Заведомо ложные показания специалиста (ст. 17.9. КоАП РФ).

[56] ст.25.12. КоАП РФ.

[57] ст. 316 ТК РФ.

[58]Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения, не требующего дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом или сведений о юридическом лице (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

[59] Административное расследование проводится тогда, когда возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (ст. 28.7. КоАП РФ).

[60] Доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице и др. (ч. 1 ст. 27.1. КоАП РФ).

[61] ст. 1069 ГК РФ.

[62] См.: приказ МВД СССР № 63 от 19.03.86 г. «О мерах по совершенствованию порядка обеспечения сохранности в ОВД изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов».

[63] См.: постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче».

[64] См.: постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

[65] До принятия ФЗ от 22.07.2005 г. № 120-ФЗ была только часть 2.

[66] Юрисдикция (лат. jurisdictio - судопроизводство, от jus - право и dico - говорю) - установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям

[67] В русском языке степени сравнения являются грамматической категорией, выражающей степень качества, характеризующего данный предмет или действие.

[68] Уголовное уложение с изложением рассуждений, на коих оно основано. М., 1903. С.67, 68.

[69] Шишов О.Ф. Становление и развитие науки уголовного права в СССР. М., 1981. С.37.

[70] Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР 1938-1975 гг. М., 1976. Т.4. С.17-26.

[71] Вопросы преступления и наказания по законодательству СССР и других социалистических стран. М., 1985. С.27.

[72] Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений. Харьков. Изд-во Харьковского ун-та. 1983. С.50.

[73] См. например: Кадников Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России. М., 2000.

[74] Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юрид. лит., 1996. С.419.

[75] Словарь русского языка. Т. 2. М., 1982. С. 668.

[76] Совершение общественно опасного деяния (преступления) дает основание для возбуждения уголовного дела.

[77] Михеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советским уголовном праве. Владивосток, 1983. С. 49.

[78] Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957. С.59-60.

[79] Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. С.59.

[80] См. Социальная психология: Краткий очерк. М., 1975. С. 67.

[81] Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. Ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. М.: Норма, 1997. С. 145

[82] Панов Н.И. Указ. соч. С. 20.

[83] Волков Б.С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968. С. 15.

[84] См.:Колоскова И.Ю. Насильственная преступность несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.; 1995. С. 10.

[85] См.: Кариоз О. Учительница мертвая моя // Комсомольская правда. 1995. 17 ноября; Попов Р. Санька достал Славика, Славик достал пистолет // Там же. 1996. 17 мая.

[86] Словарь русского языка. М., 1984. Т.4. С.245.

[87] Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т.1.С.292.

[88] БВС РФ. 2000. № 5. с.6-7

[89] Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. С. 301.

[90] БВС РФ. 1996. № 8. С.13.

[91] лат doktrina – учение – научная или философская теория, политическая система; совокупность основных взглядов, принципов.

[92] См.: Российское уголовное право: Курс лекций. Т.1. С.479

[93] В основном речь идет о довореволюционном уголовном законодательстве. Однако и современные авторы также склонны подразделять соучастников на главных и второстепенных. См., например: Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., 1974. С.69.

[94] См.: Трайнин А.Н. Учение о соучастии. С. 100.

[95] EXCESSUS (лат) – отсутствие, уклонение, крайнее проявление чего-либо.

[96] Нет наказания без закона о наказании (лат.).

[97] См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 2. С. 5, 39.

[98] Мораторий (от лат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) - отсрочка принятых обязательств или выдачи денежных средств, выплаты долгов на определенный срок или впредь до выполнения каких-либо условий. Если к мораторию прибегает должник, то он обязан сделать документальное заявление о том, что не в состоянии оплачивать долги на существовавших ранее условиях, и декларировать новые условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: