Понятие задержания и его виды

Вопрос № 2

Вопрос № 1

Меры процессуального принуждения

Тема № 5

(4 часа)

Вопросы:

1. Понятие мер процессуального принуждения, их виды и значение.

2. Понятие задержания и его виды.

3. Понятие мер пресечения, их отличие от других мер процессуального принуждения.

4. Основания и процессуальный порядок применения мер пресечения.

5. Иные меры процессуального принуждения.

Мерами процессуального принуждения, в уголовном процессе, являются специально установленные уголовно-процессуальным законом средства, применение которых оказывает на участников процесса определенное психологическое воздействие или ограничивает их личные свободы с целью изменения возможности скрыться от органов уголовного преследования и суда, помешать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность, а также в целях обеспечения установленного порядка предварительного расследования, судебного разбирательства и надлежащего исполнения приговора.

Виды мер процессуального принуждения, основания и порядок их избрания, изменения и отмены определены разделом 4 УПК. Эти нормы являются едиными для различных стадий уголовного судопроизводства.

Право избрания мер процессуального принуждения в уголовном процессе принадлежит органу дознания, следователю, прокурору и суду. Меры процессуального принуждения применяются также после возбуждения уголовного дела, за одним исключением, установленным законом.

Эти меры применяются в основном к подозреваемому или обвиняемому, а в исключительных случаях к потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного процесса.

Виды мер процессуального принуждения различаются главным образом по своему содержанию, по средствам воздействия на лиц, к которым они применяются, а также по целенаправленности.

УПК предусматривает следующие мер процессуального принуждения: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл.14).

Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Задержание может быть применено только:

1) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста;

2) к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

3) к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ч.1,2 ст.107 УПК).

Ч.3 ст.107 УПК предусматривает три вида задержания:

Задержание производится:

1) по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

2) на основании постановления органа уголовного преследования;

3) на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Задержание осуществляется без санкции прокурора. Необходимость в задержании, как правило, возникает внезапно и носит неотложный характер.

Задержание исчисляется часами и сутками. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления и на основании постановления органа уголовного преследования не может длиться свыше 72 часов, задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, не может длиться свыше 10 суток, а задержание осужденного на основании постановления или определения суда не может длиться свыше 7 суток (ст.108 УПК).

Так как задержание нарушает конституционные права человека, к применению этой меры нужно относиться очень внимательно. Согласно ч.1 ст.108 УПК задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления может осуществляться только при наличии любого из следующих оснований: 1) если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление или захватят его при совершении преступления, в соответствии со ст. 109 УПК; 3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению преступления; 4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность; 5) в случае отсутствия вышеперечисленных оснований, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, и при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором, Министром внутренних дел, Председателем Комитета государственной безопасности, заместителем Председателя Комитета государственного контроля – директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции, это лицо может быть задержано органом уголовного преследования.

В соответствии с ч.2 ст.108 УПК задержание может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок, задержанный должен быть освобожден.

В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении особо тяжких преступлений, – не позднее двадцати суток с момента фактического задержания (ч.5 ст.108 УПК).

Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому, и при этом ему разъясняются, предусмотренные ст. 41 УПК права подозреваемого, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии.

Орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного либо принимают решение об освобождении задержанного. Постановление объявляется задержанному.

О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.

Задержанный должен быть допрошен по обстоятельствам задержания (ст.110 УПК).

Ст. 111,112,113 УПК предусматривают процессуальный порядок осуществления других видов задержания, а ст.114 УПК – порядок освобождения задержанного.

В соответствии со ст.115 УПК о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: