Совершенствовать параметры ETC

 

Требует совершенствования и сама ETC по оплате труда работников бюджетной сферы. В первую очередь необходимо уточнить ее основные параметры - размер тарифной ставки 1-го разряда, количество разрядов и межтарифные соотношения (тарифные коэффициенты).

Тарифная ставка 1-го разряда -один из главных параметров ETC.

Важнейшим условием нормального функционирования ETC как инструмента дифференциации оплаты по сложности труда является установление тарифной ставки 1-го разряда в размере не ниже прожиточного минимума. (Соотношения между ставкой 1-го разряда ETC и прожиточным минимумом трудоспособного населения в 1994-1997 гг. представлены в таблице.)

Однако в условиях нестабильной экономики такое сближение должно осуществляться постепенно, в рамках реализации Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной Правительством РФ.

Можно предложить несколько вариантов приближения указанных нормативов к прожиточному минимуму в зависимости от экономических возможностей и наличия необходимых финансовых средств в бюджетах всех уровней:

Достижение прожиточного минимума при сохранении действующего диапазона соотношения крайних разрядов 1:10,07 и принципа повышения оплаты труда, т.е. путем проведения индексации в несколько этапов. Этот вариант труден для реализации из-за слишком высоких ежегодных расходов, и повышение ставки 1-го разряда ETC до прожиточного минимума к 2000 г. весьма проблематично.

Единовременное повышение ставок (оксидов) по всем 18-ти разрядам ETC на абсолютную сумму. Это наиболее дешевый вариант, основанный на снижении дифференциации в заработной плате работников. Однако его принятие, по существу, поломает" действующую ETC, так как диапазон соотношения крайних разрядов сузится с 1:10,07 до 1:3,5, что тоже весьма не желательно.

Наиболее разумным было бы постепенное повышение размера ставки 1-го разряда до уровня, равного величине прожиточного минимума трудоспособного населения, с периодической индексацией этой ставки и соответствующим пересмотром тарифных коэффициентов и диапазона сетки (соотношения ставок крайних разрядов) в сторону понижения по сравнению с ранее принятой дифференциацией ставок по разрядам.

Оптимальным было бы сокращение диапазона сетки до соотношения крайних разрядов 1:5, что позволит обеспечить требуемый баланс в тарифной оплате труда работников, имеющих крайние разряды, и предотвратить социальные конфликты на почве непомерно больших различий в абсолютных уровнях оплаты низкоквалифицированных и высококвалифицированных работников бюджетной сферы.

В случае сохранения прежней дифференциации ставок оплаты по разрядам (1:10,07) на фоне периодически растущей ставки 1-го разряда ETC, от которой выигрывают высококвалифицированные работники, неизбежны конфликтные ситуации.

При любом варианте сближения ставки 1-го разряда ETC и величины прожиточного минимума должны быть выполнены два основных условия: полная ликвидация задолженности по заработной плате в отраслях бюджетной сферы и устойчивое финансирование в дальнейшем; накопление необходимых ресурсов и подготовка нормативной базы для проведения мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы и приближения минимальной оплаты труда и ставки 1-го разряда ETC к величине прожиточного минимума. В противном случае добиться намеченного не удастся.

Принцип пересмотра размеров дифференциации оплаты по разрядам сетки в связи с повышением ставки 1 -го разряда ETC в равной мере относится как к установлению тарифных коэффициентов на федеральном уровне, т.е. на ближайшую перспективу, так и к определению тарифных коэффициентов сетки на региональном уровне, т.е. на отдаленную перспективу, когда осуществится переход на региональные минимальные размеры оплаты труда и региональные ставки 1-го разряда ETC.

Много споров вызывает постановка вопроса о дифференциации ставки 1-го разряда ETC по отраслям бюджетной сферы за счет введения поправочных (повышающих) коэффициентов, отражающих особенности отраслей и их социальную значимость. Вопрос о признании или не признании отраслевых приоритетов сам по себе спорный, и переход к дифференциации тарифных ставок 1-го разряда по отраслям бюджетной сферы весьма проблематичен.

ETC отражает различия в квалификации исполнителей в различных отраслях бюджетной сферы. Вместе с тем следует иметь в виду, что введение повышающих коэффициентов по какой-либо отрасли бюджетной сферы приведет к нарушению установившихся пропорций в оплате труда и, как следствие, к выдвижению аналогичных требований со стороны работников других отраслей.

Возможен и другой вариант учета отраслевых особенностей - дифференциация ставок оплаты по ограниченному кругу работ (профессий, должностей, профессионально-должностных групп работников). Речь идет уже не о дифференциации ставок 1-го разряда с последующим ее распространением на всех работников отрасли через систему тарифных коэффициентов, а о дополнительной дифференциации ставок оплаты тех разрядов, которыми тарифицируются согласно ETC приоритетные работы и профессии занятых в определенной отрасли бюджетной сферы.

Предлагаемая дифференциация может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, которые могут устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам оплаты труда работников соответствующих профессий и должностей, исходя из существующих кадровых и финансовых возможностей в конкретном регионе.

Размер тарифной ставки (должностного оклада) работника конкретной профессии (должности) из числа приоритетных для данной отрасли определяется, исходя из ставки 1-го разряда ETC, тарифного коэффициента в соответствии с присвоенным разрядом оплаты и повышающего коэффициента к ставке оплаты соответствующего разряда.

Такой подход к отраслевой дифференциации в сочетании с региональной дифференциацией ставки 1-го разряда ETC позволит определить основные тарифные условия оплаты рабочей силы с учетом ее цены, определяемой местом приложения труда и соответствующими условиями воспроизводства.

На протяжении всего периода использования ETC ставится вопрос об оптимальном количестве разрядов ETC для обоснованной дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы. Руководители и специалисты ряда органов исполнительной власти, отраслевых профсоюзов, организаций бюджетной сферы подвергают сомнению достаточность 18-разрядного диапазона ETC и предлагают расширить его до 20-26-ти разрядов. На мой взгляд, это следует обсуждать, но применительно к весьма ограниченному кругу работников бюджетной сферы. В первую очередь к ним относятся руководители и высококвалифицированные специалисты бюджетных организаций общероссийского значения, которые занимаются фундаментальными исследованиями, а также те, чья деятельность связана с особо ценными объектами, являющимися национальным достоянием. Анализ показывает, что почти 95% численности работников бюджетной сферы оплачивается по 1-14-му разрядам ETC. На четыре последних разряда (15-18-й разряды) приходится всего около 5% численности. При этом по 17-18-му разрядам оплачивается менее 1% работников. В организациях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства по 1-14-му разрядам ETC оплачивается 94-98% работников, при этом 60% врачей, 50% учителей и других педагогических работников - по 11-12-му разрядам ETC, к максимальным разрядам отнесено всего 12% врачей и 5% учителей.

Суждение о необходимости увеличения числа разрядов связано в основном с желанием - при катастрофически низком размере ставки 1-го разряда ETC - механически повысить оплату труда работников путем продвижения их вверх по шкале разрядов. Увеличение количества разрядов побудит все отрасли бюджетной сферы добиваться изменения тарификации в сторону ее повышения даже в том случае, если увеличение числа разрядов будет сугубо адресным. Кроме того, увеличение числа разрядов ETC расширит диапазон дифференциации крайних разрядов, что будет воспринято как нарастание разрыва в оплате труда работников начальных и высших разрядов и приведет к усилению социальной напряженности среди работников бюджетной сферы.

Что касается межразрядных соотношений (тарифных коэффициентов) ETC, то при заданном числе разрядов они зависят от размера ставки 1-го разряда. Чем ниже размер ставки 1-го разряда, тем больше необходимость усиления дифференциации ставок по разрядам выше, и наоборот. В действующей ETC применено регрессивно увеличивающееся нарастание тарифных коэффициентов с соотношением между 1-м и 18-м разрядами 10,07 (межразрядные соотношения с 1-го по 3-й разряды -1,3, с 4-го по 14-й - 1,13 и с 15-го по 18-ый- 1,11).Так, с сокращением уровня инфляции и постепенным приближением ставки (оклада) 1-го разряда ETC к величине прожиточного минимума дифференциация должна постепенно сокращаться и приближаться к оптимальным соотношениям. Такими оптимальными соотношениями с учетом международной практики следует признать 1:5 или 1:7.

В дальнейшем, при переходе к установлению региональных ставок 1-го разряда ETC (а они, естественно, будут значительно различаться по регионам) решение вопроса об определении размеров тарифных коэффициентов ETC при одинаковом для всей России количестве разрядов должно перейти в компетенцию субъектов Федерации.

В этих условиях за федеральным уровнем должны остаться вопросы методического построения ETC: установление минимального нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду с учетом "порога чувствительности" при материальном стимулировании смежных разрядов, характера изменения тарифных коэффициентов (равномерное их увеличение, регрессивно увеличивающееся нарастание коэффициентов, сочетание равномерного, прогрессивного и регрессивного характера изменения коэффициентов) и др.

Для текущего периода, т.е. до введения региональной дифференциации ставки 1-го разряда установление межразрядных соотношений в ETC должно сохраниться в компетенции федерального уровня, а характер изменения тарифных коэффициентов будет определяться размером исходной ставки 1-го разряда, базирующейся на едином для всех отраслей минимальном размере оплаты труда.

Принципиальное значение имеет вопрос о сроках (периодах) индексации заработной платы работников бюджетной сферы.

Повышение ставки 1-го разряда ETC должно осуществляться при увеличении цен на потребительские товары и услуги не менее чем на 6%, но не ранее чем по прошествии трех месяцев с начала введения. Каждое последующее повышение заработной платы работников бюджетной сферы следует проводить при условии достижения указанного выше уровня увеличения цен на товары и услуги по истечении трех месяцев с момента предыдущего повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Право определять сроки и размеры повышения тарифной ставки 1-го разряда ETC целесообразно предоставить:

федеральному правительству - для учреждений и организаций, оплата труда в которых производится за счет средств госбюджета;

субъектам РФ - для учреждений и организаций, оплата труда в которых производится за счет бюджетов субъектов Федерации и муниципальных (местных) бюджетов.

Такой порядок пересмотра тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы должен быть закреплен соответствующим правовым актом.

Дальнейшее совершенствование оплаты труда на основе ETC связано с урегулированием надтарифных выплат (речь идет об унификации норм оплаты, размеров компенсационных доплат, надбавок и др.).

Приведение этих норм в определенную систему позволит постепенно перейти от тарифной сетки к Единой тарифной системе.

Унификация и совершенствование применяемых доплат, надбавок и других выплат предполагают исключение двойного учета тех или иных факторов при отнесении работников к определенному разряду ETC и установлении надбавок к должностным окладам (например, наличия ученой степени и ученого звания, почетного звания, владения иностранным языком и других свидетельств высокой квалификации работников).

Совершенствование системы надтарифных выплат целесообразно проводить одновременно с решением вопросов существенного повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, а не путем отмены или ограничения этих выплат в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: