Развитие малого бизнеса

 

Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Только появление в России все большего количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций.

Для этого предлагаются следующие меры:

1. Снижение административных барьеров

ФАС России ежегодно выявляет более 1000 нарушений Закона о защите конкуренции со стороны органов власти, которые выражаются в реализации ими действий (бездействии), ограничивающих конкуренцию на локальных рынках в виде запретов на отдельные виды деятельности или входа новых игроков на товарные рынки и т.д. Должностные лица, от действий которых зависит исполнение контрактов, не несут никакой ответственности за несвоевременное оформление документов, выдачу технических условий, проведение экспертиз и т.д. За все отвечает только предприниматель.

Необходимым является:

скорейшее принятие Федерального закона "О стандартах государственных услуг и административных регламентов";

активизация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, отвечающих за развитие малого и среднего бизнеса путем включения задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики в программы социально-экономического развития регионов;

замена при открытии собственного дела всех разрешительных процедур на уведомительные на федеральном и местных уровнях.

2. Расширение доступа к кредитным ресурсам

Как показывает практика, финансирование малых компаний происходит, преимущественно, индивидуальными инвесторами или через механизм самофинансирования, что снижает прозрачность сделок, повышает их криминальность, снижает конкурентоспособность компаний. Пенсионные и страховые компании не участвуют в инвестировании в венчурные фонды, которые, как правило, являются высокорентабельными.

Необходимо:

включать в обязательном порядке в региональные и муниципальные программы развития субъектов МСП мероприятия, предусматривающие формирование региональных фондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов для предоставления обеспечения по кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями;

предоставлять средства господдержки посредством проведения аукциона, предусматривающего установление фиксированной цены размещения средств господдержки в кредитных организациях и проведение торгов на снижение ставки, по которой будет осуществляться кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;

направлять часть средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства, на финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

3. Доступ к недвижимости и инженерной инфраструктуре

Недостаточная и неразвитая инфраструктура является естественным ограничением как для развития конкуренции, так и для экономического роста в различных секторах экономики и прихода в эти отрасли новых технологий.

Для обеспечения доступа к недвижимости необходимым является:

передача имущества ГУПов и МУПов, не используемого для осуществления публичных функций, в госсобственность с последующей приватизацией либо формированием имущественного фонда для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;

разработка мероприятий, направленных на создание государственно-частных партнерств на федеральном и региональных уровнях по строительству технопарков и промышленных парков (отраслевой направленности), для развития малого и среднего бизнеса и внедрения новых технологий управления и ведения бизнеса.

Для развития инженерной инфраструктуры необходимо:

разработать и принять нормативные акты, направленные на дальнейшие совершенствование порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

ликвидировать необоснованное двойное налогообложение потребителей при осуществлении технологического присоединения, что приводит к увеличению платы за технологическое присоединение;

разработать меры, направленные на удешевление и упрощение процедуры подключения к другим инженерным сетям (вода, тепло, газ) как было сделано с процедурой подключения к электросетям, в том числе публиковать информацию о технической возможности подключения, размере платы и о количестве фактических подключений.

4. Доступ малого и среднего бизнеса к государственному заказу

Доступ к государственному заказу является одним из способов расширения спроса на продукцию малого и среднего бизнеса.

Большим достижением в 2009 г. будет внесение в российское законодательство поправок, касающихся распространения принципа закона о государственных закупках на естественные монополии и государственные корпорации.

Необходимо:

перейти в размещении государственных и муниципальных заказов преимущественно на электронную форму посредством проведения электронных аукционов на ограниченном количестве электронных площадок;

составить реестр "недобросовестных заказчиков" по принципу реестра "недобросовестных поставщиков" с возможностью дисквалификации чиновника за систематические нарушения законодательства;

повысить качество финансового обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.

5. Развитие инновационного малого бизнеса

Мировой опыт показывает, что малые инновационные компании обычно развиваются вокруг образовательных и научных центров, однако в России этого не происходит. Причина такого положения дел - отсутствие окончательного урегулирования вопросов коммерциализации технологий, прав собственности на перспективные разработки, что сдерживает их эффективную реализацию.

Необходимо:

внедрение инновационного образования. Высшее учебное заведение должно стать центром совмещения учебного и научного процесса.

сделать российское патентное законодательство более гибким: а) упростить процедуры для мелких компаний; расширить возможность их применения для защиты бизнес-идей, моделей и алгоритмов; б) сориентировать его на индивидуальных предпринимателей, эффективно защищать их от крупных компаний (вопросы судебной процедуры); в) ужесточить санкции за воровство или копирование интеллектуальной собственности.

укрепить связь между наукой и бизнесом путем закрепления интеллектуальной собственности - включения в трудовые контракты положений о праве собственности в случае коммерциализации разработок.

внести поправки в патентное и связанное с ним законодательство с целью усиления защиты нематериальных активов, недостаток которой сдерживает как развитие партнерских отношений между малыми фирмами, так и венчурное финансирование.

вовлечение государственных корпораций в инновационную экономику, например, через наблюдательные или попечительские советы.

6. Доработка законодательства о саморегулируемых организациях в целях недопущения создания дополнительных барьеров выхода на рынок

В настоящее время проявились тенденции ограничения конкуренции в интересах отдельных узких предпринимательских групп. Такие действия направлены на создание новых административных и финансовых барьеров доступа хозяйствующих субъектов на рынок.

Широко декларируется важность скорейшего внедрения механизмов саморегулирования профессионального и предпринимательского сообщества как одного из инструментов развития гражданского общества. Так, Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в его действующей редакции и, особенно, № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", налагают на СРО и их участников многочисленные и весьма серьезные обязанности, выполнение которых, тем не менее, не гарантирует ни существенного повышения ответственности строителей и проектировщиков перед конечными потребителями, ни повышения качества вновь создаваемых или реконструируемых объектов.

Необходимо:

провести анализ законодательства по СРО совместно с объединениями малого и среднего бизнеса на предмет оценки возможных негативных последствий для экономики страны;

привлечь профессиональные или отраслевые сообщества к разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности участников строительного рынка, и учесть их аргументированные предложения, сосредоточить усилия отрасли, прежде всего на разработке технических регламентов в строительстве, выработке критериев качества и безопасности возводимых и реконструируемых объектов;

перейти к обязательному саморегулированию в строительстве, если это будет признано необходимым, постепенно в течение нескольких лет.

7. Совершенствование знаний и опыта предпринимателей

Когда предприниматель создает малый бизнес с "нуля" или открывает новое дело в другой сфере деятельности, перед ним встает проблема получения доступа к комплексной и обновляемой информации, касающейся планирования и управления финансовыми и товарными потоками, применения налогового и иного регулирующего предпринимательскую деятельность законодательства, маркетинга, разработки бизнес-проектов и т.д. Таким образом целесообразно:

организовать систему краткосрочного специального профессионального образования для руководителей малых предприятий и лиц, желающих открыть собственное дело;

ввести в школьную программу дисциплину "Основы предпринимательской деятельности";

создать информационный портал в сети "Интернет" по оперативному консультированию предпринимателей по вопросам организации и работы малого бизнеса

ввести в программу общероссийского государственного телеканала обучающую передачу, помогающую открыть собственное дело;

организовать поддержку предпринимательства путем создания инфраструктуры, предполагающей работу предпринимателей-волонтеров ("бизнес-кружки" с необходимой литературой, консультации предпринимателей уже создавших свое дело и т.п.).



Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные направления антимонопольной политики в России и особенности проблем антимонопольного регулирования. Так же были проанализированы возможные пути их решения на основании результатов работы Федеральной антимонопольной службы России.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.



Библиография

 

Учебная литература:

1. Введение в макроэкономику. (Учебное пособие) Матвеева Т.Ю. (2007, 5-е изд., 511с.)

2. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. Кушлина В.И. (2005, 2-е изд., 834с.)

3. Государственное регулирование экономики. (Учебное пособие) Под ред. Морозовой Т.Г. (2002, 255с.)

4. Курс экономической теории. (Учебник) Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. (2003, 496с.)

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. (Учебник) Под ред. Сидоровича А.В. (2001, 2-е изд., 832с.)

6. Макроэкономика. (Учебник) Ивашковский С.Н. (2002, 2-е изд., 472с.)

7. Региональная экономика. (Учебник) Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. (2007, 666с.)

8. Основы макроэкономического анализа. (Учебное пособие) Косов Н.С. (ТГТУ, 2007, 140с.)

9. Региональная экономика и управление. (Учебник) Фетисов Г.Г., Орешин В.П. (2006, 416с.)

10. Экономическая теория. (Учебник) Сажина М.А., Чибриков Г.Г. (2007, 2-е изд., 672с.)

11. Законодательство Российской Федерации.

12. Федеральный закон "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года

13. Федеральный закон "О естественных монополиях" №147-ФЗ от 17 августа 1995 года

14. Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года

15. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" №94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

16. Федеральный закон "О рекламе" №38-ФЗ от 13 марта 2006 год

17. Федеральный закон "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

18. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1.

19. Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004. "Положение о Федеральной антимонопольной службе".

Ресурсы Интернета.

20. http://www.fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России.

21. http://ru. wikipedia.org - энциклопедия.

22. http://www.alleng.ru - электронная библиотека

23. http://economy-slovar.ru/ - экономический словарь

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: