Лингвистическое обеспечение

 

3.1 Языки программирования

 

Язык ObjectPascal является одним из высокоразвитых языков объектно-ориентированного программирования. И среди других, например, таких как Visual Basic или Visual C++, отличается простотой программного кода, достаточным количеством литературы по этому языку.

Объектно-ориентированное программирование представляет собой метод программирования, который весьма близко напоминает наше поведение. Оно является естественной эволюцией более ранних нововведений в разработке языков программирования. Объектно-ориентированное программирование является более структурным, чем все предыдущие разработки, касающиеся структурного программирования. Оно также является более модульным и более абстрактным, чем предыдущие попытки абстрагирования данных и переноса деталей программирования на внутренний уровень. Объектно-ориентированный язык программирования характеризуется тремя основными свойствами:

1) Инкапсуляция. Комбинирование записей с процедурами и функциями, манипулирующими полями этих записей, формирует новый тип данных - объект.

2) Наследование. Определение объекта и его дальнейшее использование для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта, относящегося к иерархии, доступа к коду и данным всех порождающих объектов.

3) Полиморфизм. Присваивание действию одного имени, которое затем совместно используется вниз и вверх по иерархии объектов, причем каждый объект иерархии выполняет это действие способом, именно ему подходящим.

Теперь уже программист оперирует не просто процедурами и функциями, а целыми объектами.

Объект – совокупность свойств и методов и событий. Что означает «совокупность»? Это значит, что объект состоит из свойств методов и событий.

Свойства – это простые переменные, которые влияют на состояние объекта. Например, ширина, высота – это свойства объекта.

Методы – это те же процедуры и функции, т.е. это то, что объект умеет делать (вычислять). Например, объект может иметь процедуру для вывода какого-то текста на экран. Эта процедура и есть метод объекта.

События – это те же процедуры и функции, которые вызываются при наступлении определённой ситуации. Например, если изменилось какое-то свойство объекта, может быть сгенерировано соответствующее событие и вызвана процедура для обработки реакции на это событие.

Оператор является основной структурной единицей языка. Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор или блок.

Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: следование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, называется ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предыдущим операциям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход. Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Код между последними операторами begin и end программы управляет логикой программы. В очень простой программе в этой секции кода может содержаться все, что вам нужно. В более крупных и сложных программах размещение в этой секции всего программного кода может затруднить чтение и понимание программы. К тому же ее будет труднее разрабатывать.

Процедуры и функции позволяют разделить логику программы на более мелкие и управляемые фрагменты, и аналогичны подпрограммам в других языках. Как и в основном блоке программы, все действия в процедурах и функциях заключаются в begin и end. Каждый из этих сегментов кода выполняет конкретную задачу.

Если вы обнаружите, что в вашей диаграмме одни и те же действия выполняются многократно, такую логику желательно выделить в процедуру или функцию. Вы можете один раз записать этот код в процедуре или функции, а затем многократно вызывать его в программе.

Программа на языке ObjectPascal может использовать блоки кода в программных модулях. Модуль можно рассматривать как мини-программу, которую может использовать ваша прикладная программа. Как и программа, он имеет заголовок (который называется заголовком модуля) и основной блок, ограниченный begin и end.

Модули являются основой модульного программирования. Они используются для создания библиотек, которые могут включаться в различные программы (при этом становится необязательным иметь в наличии исходный код), а большие программы могут подразделяться на логически связанные модули.

 

3.2 Входные – выходные данные

 

Общение с базой данных осуществляется табличным диалогом в экранных формах.

Входными данными являются: во-первых документы предоставляемые пациентами при регистрации в больнице, во-вторых, запросы врача или медсестры на поиск нужного пациента. Данные сведения вводятся при помощи аппаратных средств ввода – клавиатуры и мыши (рисунок 4.1).

Выходными данными являются: во-первых, обновленные базы данных и информация на мониторе, отображающая результаты изменений; во-вторых, информация на мониторе по результатам запроса на поиск. Посредством монитора система информирует о своей работе и направляет дальнейшие действия пользователя.

 

Рисунок 4.1 – Работа экспертной системы в режиме консультации

 

Разработка сценария диалога

Процесс общения пользователя с программой должен быть простым и понятным, чтобы практически любого ранга пользователь мог моментально освоится без каких-либо дополнительных пояснений (рисунки 3.2, 3.3).

 

Главное меню

Поле для просмотра и выбора данных Таблица редактирования данных

 

Поле для просмотра данных  

 

Рисунок 3.2 – Схема главного окна (медсестра).

Кнопочная часть

Поле ввода информации для поиска по фамилии Поле ввода информации для поиска по дате

Поле отображения найденной информации

 

Рисунок 3.3– Схема окна поиска

Таблица редактирования данных
Таблица редактирования данных

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: