Концепции М. Маклюэна и Э. Тоффлера

В то время, когда электронные СМИ получают все новое развитие и современные информационные технологии, основанные на достижения Hi-Tech, все более становятся повсеместно внедряемыми во всех сферах жизни человека; одновременно с этими процесссами расширяется дискурс о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества и тенденциях построения информационного общества.

Поэтому, в нашей работе мы рассмотрим теоретические концепции Маршалла Маклюэна и Элвина Тоффлера. Необходимо заметить, что эти исследователи и их концепции вызывали неоднозначное отношение со стороны традиционной науки. Порой их критикуют за чрезмерную "публицистичность" и ориентацию их книг и концепций на широкий общественный дискурс. Пик популярности Маклюэна пришелся на 1960/70-е гг., а Тоффлера на 1980/90-е гг.

Итак, Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) является одной из наиболее ярких - если не самой яркой - фигур интеллектуальной жизни США 60-70-х годов. Среди множества работ, принадлежащих его перу, могут быть выделены такие наиболее известные, как Галактика Гутенберга" ("The Gutenberg Galaxy", 1962), "Понимая медиа: продолжения человека" ("Understanding Media: The Extensions of Man", 1964), "Медиум - это Послание" ("The Medium is the Message", 1967), "Война и мир в глобальной деревне" ("War and Peace in the Global Village", 1968). В них Маклюэном наиболее полноценным образом были представлены его философские воззрения, изложена собственная культурологическая концепция и развита теория коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества. Репутации первопроходца и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярнейшего персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими мудрыми и остроумными изречениями "пророка из Торонто". На поддержание этого имиджа работало также и графическое оформление его книг, разительно отличавшихся по облику, благодаря усилиям лучших графиков, фотографов и художников того времени, от сухих и невзрачных научных работ. Редко упоминаемой является также религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития.

Мы остановимся лишь на основных взглядах Маклюэна, в которых он высказал предположение относительно эпохи глобальной коммуникации, основанной на цифровых технологиях, в которой мы сейчас имеем возможность жить.

Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Так, уже в "Галактике Гутенберга" он показывает, что развитие и экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса. Лишь в условиях эгалитарно-массового распространения слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным формируется исходный элемент и центральный агент такого общественного устройства - атомизированная, герметически изолированная от всех иных человеческая индивидуальность со специфической сенсорикой, ментальностью и телесностью.

Радикальная трансформация "сенсорного баланса", начало которой было положено еще изобретением письменности, в эпоху безраздельного господства печатного слова приводит к почти полному атрофированию всех иных каналов сенсорного восприятия кроме визуального: человек превращается по сути дела в один большой глаз, у которого все иные возможности сенсорного контакта и, соотвественно, коммуникации - тактильной, звуковой, обонятельной, вкусовой - сведены к минимуму.

Подобная оценка роли коммуникационных технологий в процессе становления и развития как самого человеческого существа, так и создаваемых им организационных структур позволила Маклюэну сделать вывод о том, что технологии вообще, а технологии коммуникации в первую очередь являются средством "продолжения" и одновременно "расширения" (extension) человеческих органов. Но если в случае колеса и телескопа речь идет о "расширении" возможностей движения и зрения, т.е. отдельных способностей человека, то в случае электронных (или "электрических" как называл их Маклюэн) средств коммуникации, ведущих свое происхождение от проволочного телеграфа, речь идет уже о "продолжении" и "расширении" самой нервной системы человека.

Нетрудно заметить, что данный тезис является полностью корректным лишь по отношению к новейшему, Маклюэну неизвестному (персональный компьютер был изобретен три года спустя после его смерти) средству массовой коммуникации - Интернету, чего нельзя сказать о всех его электрических и электронных предшественниках, телеграфе, телефоне, радио и телевидении. Только на уровне компьютерных технологий и массового их использования становится возможным моделирование разрозненных фрагментов интеллекта человека, элементов его сенсорики и психосоматической организации. В этих условиях тезис Маклюэна приобретает характер удивительно точного предсказания феномена, зарождение которого было упущено из виду даже многими его современниками (напр., тем же Биллом Гейтсом).

Еще одним подтверждением того, что в исследованиях Маклюэна по сути дела речь идет уже не столько о современных ему масс-медиа, сколько о тех, которые приходят им на смену в конце века, является известнейший его тезис о "глобальной деревне"[11], в которую превращается вся планета в эпоху электронных коммуникаций. Тенденция к ликвидации государственных границ, уничтожению языковых барьеров и аннулированию гигантских расстояний между континентами, лишь едва наметившаяся в эру телефона, радио и телевидения, становится реальностью лишь сегодня при наличии мгновенно связывающей любые точки планеты глобальной компьютерной сети.

Происходящая тут радикальная трансформация основополагающих коммуникативных стратегий нередко затушевывается вполне понятным стремлением видеть в Интернете еще одно, принципиально не отличающееся от прочих средство массовой коммуникации, редуцировать новый феномен к чему-то уже известному. Однако уже, напр., сам факт взрывоподобного превращения в считанные годы более чем скромного по масштабам средства общения специалистов в насчитывающее десятки миллионов пользователей средство глобальной коммуникации заставляет предположить, что здесь мы имеем дело с системой, развивающейся скорее хаотически чем упорядоченно, и потому непредсказуемой на основе уже известных критериев. Поэтому лишь с большой долей осторожности можно предположить, что тенденции, намеченные двумя вышеупомянутыми тезисами Маклюэна, достаточно полноценно воплощаются в действительность реалиями сегодняшнего Интернета. Не стоит забывать, что последний представляет собой "расширенную" до глобальных размеров экспериментальную площадку, где вчера еще почти никому не известные маргинальные явления с поразительной быстротой занимают лидирующее место и начинают определять основной вектор развития технологической системы в целом.

И в заключении нашего рассмотрения основных идей Маклюэна мы выделим те положения его концепции, которые имеют непосредственное отношение к постиндустриализму. Маклюэн в истории цивилизации выделял три основные этапа:

первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации;

письменно-печатная культура ("галактика Гутенберга"), заменившая естественность и коллективизм - индивидуализмом;

современный этап ("глобальная деревня") возрождающий естественное слуховизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

Другой теоретик информационного общества Э.Тоффлер предлагает собственную схему исторического процесса. В своей книге «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны:

Первая волна, по Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Цивилизации в течение тысячелетий росли и приходили в упадок, воевали и вступали в союзы, сливались, образуя причудливую смесь, однако все они обладали некоторыми фундаментальными сходствами - везде основой жизни была земля и деревенское поселение служило источником основного продукта. Господствовало простое разделение труда и небольшое количество четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы (или крепостные). Власть была авторитарной и положение человека определялось фактом его рождения. И во всех странах экономика была децентрализованной и замкнутой - каждое сообщество производило большую часть того, что потребляло. При этом были и исключения - например фактории, выпускавшие массовую продукцию в Древней Греции и Риме, которые Тоффлер определяет как отдельные намеки на то, что должно придти вслед за сельскохозяйственной цивилизацией - предвестники Второй волны[12].

Вторая волна вызвала к жизни три определяющие социальные структуры (главные институты) - малая семья, обучение фабричного типа и гигантские корпорации. "Таким образом, повсюду в мире Второй волны... большинство людей двигалось по одной и той же стандартной жизненной траектории: воспитанные в малых семьях, они шли в потоке через школы фабричного типа, а затем поступали на службу в крупную корпорацию, частную или государственную. На каждом этапе жизненного пути человек находится под контролем одного из главных институтов Второй волны"[13].

Индустриализация, внедрение новых технологий, совершенствование энергетической базы создали условия для массового производства, которое вызвало к жизни новую систему распределения. Если в обществах Первой волны превалировало распределение товаров, изготовленных на заказ, то теперь наступила эпоха массового распределения и массовой торговли. Постепенно все сферы жизни подчиняются производственно-рыночным интересам. Все социальные институты (правительственные учреждения, школы, больницы...) приобретают черты фабричности - разделение труда, иерархическая структура и обезличенность.

Обращаясь к "инфосфере" Тоффлер прослеживает основные принципы фабричного производства и в средствах массовой информации, которые штампуют одинаковые сообщения, точно так же, как фабрика штампует один и тот же товар. Причем, без системы информационного обслуживания индустриальная цивилизация не смогла бы оформиться и надежно функционировать[14]. Таким образом выросла хорошо разработанная инфосфера - коммуникационные каналы, через которые индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться так же эффективно, как товары и сырье. Инфосфера переплелась с техно- и социосферами, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей.

В конце-концов, утверждается в книге Тоффлера, наступает глубокий кризис принципов и структур Второй волны и на ее смену поднимается Третья волна, несущая новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия - между производством и потреблением. По мнению Тоффлера, точкой поворота можно считать 1955 г., когда в США впервые количество "белых воротничков" и работников сферы обслуживания стало превышать число "синих воротничков". Это было десятилетие, когда началось широкое внедрение компьютеров и новых технологий доступных населению[15].

Цивилизация Третьей волны противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации, т.к. является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной. Она несет с собой новый строй жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на методах производства, исключающих фабричные сборочные конвейеры, на новой не-нуклеарной семье, на новой структуре, которую Тоффлер назвал "электронным коттеджем", на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. Новая цивилизация, по мнению Тоффлера, будет опрокидывать бюрократию, уменьшать роль национального государства, способствовать росту полуавтономных экономик постимпериалистического мира[16].

Развитие компьютерной техники и средств связи приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда к появлению так называемых "электронных коттеджей", которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника.

Помимо экономии времени и сокращении транспортных расходов, затрат на обеспечение централизованных рабочих мест, внедрение "электронных коттеджей" приведет, по мнению Тоффлера, к укреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности малых городов и деревенской жизни[17]. "Борьба за "электронный коттедж", предсказывает Тоффлер, очевидно, объединит не только технологов и корпорации, стремящиеся использовать новые технические возможности, но и широкий спектр других сил - защитников окружающей среды, реформаторов труда в новом стиле, широкую коалицию организаций, от консервативных церквей до радикальных феминисток, и основных политических групп - в поддержку того, что может рассматриваться как новое, более удовлетворительное будущее семьи"[18]. Последний представляется автору следующим образом: «Радикальные изменения в сфере производства неизбежно повлекут за собой захватывающий дух социальные изменения. Еще при жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждения наполовину опустеют и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое рабочее место, оснащенной «умной» печатной машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут».

Сегодняшнее положение дел в этой области показывает, насколько прав оказался Тоффлер в своих суждениях. Речь идет о развитии т.н. «дистанционных» трудовых отношений, называемых иначе «телеработой» или «телекомпьютингом». Согласно некоторым данным, уже в 1997 году численность телерабочих в Европе составила более 2 млн. человек, а в США - около 11 млн. Есть оценки, что в 2002 году около 20 % рабочей силы будут пользоваться теледоступом.[19]

Основные социально-экономические преимущества массового применения средств телеработы таковы: уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды; возможность получить работу практически в любой точке мира, что, в свою очередь, снижает уровень общей безработицы; расширение возможностей трудоустройства людей с ограничениями по здоровью, например, не позволяющими им передвигаться. С помощью новых информационных технологий последние также могут полноценно работать, обучаться и общаться. Можно в связи с этим вспомнить нынче довольно практикуемое явление как образование через Интернет. В том же МГУ дистанционно обучаются посредством электронной почты несколько сот студентов со стран СНГ.

Тоффлер акцентирует внимание на явлении, которое он назвал "демассификацией масс-медиа"[20]. В частности, говоря о тенденциях развития средств массовой информации, он отмечает повышение их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Тоффлер утверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущие последствия во всех сферах жизни, включая наше сознание. Здесь он приводит пример о том что многие крупные американские и британские газеты в начале 1970-х гг. начали резко сокращать свой тираж из-за упадка спроса на столичные газеты и резкий пик популярности местных газет.

Демассификация затрагивает не только печатные издания - происходит постоянный рост количества радиостанций, которые начинают обращаться к своей собственной аудитории. У централизованного телевещания появился мощный конкурент - системы кабельного телевидения, которые параллельно с показом видео начинают транслировать местные новости.

Тоффлер, отмечает тенденции создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях. Параллельно с процессом уменьшения размеров компьютеров (большие ЭВМ, мини-, микро-ЭВМ, персональные, домашние компьютеры), увеличения их производительности, стремительным падением стоимости происходит широкое распространение самых разных приложений, приближающих компьютер к непосредственному пользователю, вплоть до домохозяек. Эти процессы вызвали к жизни услуги по доступу к различным информационным массивам, образовательным программам и услугам. Он приводит в своей книге примеры существовавшей на тот момент системы USENET, пользователи которой имели возможность посылать друг другу электронные сообщения, а также могли читать и добавлять новости доступные остальным пользователям. В дальнейшем электронная почта и USENET были интегрированы в Интернет и сейчас активно используются большинством пользователей.

В своей концепции Тоффлер уделяет особенное внимание тенденциям демассификации производства. По его мнению, качественные изменения в техносфере и инфосфере соединились, принципиально изменив способ производства изделий. Система производства постепенно движется от традиционного массового изготовления к сложной смеси массовой и уже не массовой продукции. Конечная цель этого процесса - это изготовление изделий только на заказ, которое осуществляется в результате автоматизированного непрерывного процесса под все возрастающим прямым контролем заказчика.[21] Эти изменения непосредственно связаны с принципиальной революцией, которая происходит в современном офисе.

Тоффлер, показывая тенденции внедрения компьютерных технологий в повседневную административную работу приводит примеры реализации первых демонстрационных электронных офисов и систем передачи компьютерных данных. При этом он обращает наше внимание на социальные, психологические и экономические последствия этого процесса, которые, по его мнению, приведут к реструктуризации социальных ролей и изменению структуры занятости. В частности развитие электронного офиса устранит целый ряд функций секретаря и приведет к тому, что пользование компьютером будет считаться необходимым требованием для любого руководителя. Двойная революция в секторе "белых воротничков" и в промышленности приведет, по мнению Тоффлера, к совершенно новому способу производства, который будет воздействовать не только на уровень занятости или структуру индустрии, но также и на распределение политической и экономической власти, на число рабочих мест, международное распределение труда, роль женщины в экономике, природу труда и изменит даже понятие "место работы"[22]. Уменьшение количества рабочих мест, связанных с производством материальных изделий приведет к росту объемов работы, "которая - при правильной схеме телекоммуникаций и прочем оборудовании - может быть выполнена где угодно, в том числе в собственной гостиной"[23]. Тоффлер приводит первые примеры перемещения работы из офиса или производственного помещения на дом с использованием компьютеров и телекоммуникаций. Естественно в то время это относилось в основном к компьютерным компаниям (завод "Хьюлетт-Паккард", компания F.International Ltd., использующая труд 400 программистов, работающих дома и др.).

"Сегодня мы не знаем, осторожно отмечает Тоффлер, станет ли "электронный коттедж" на самом деле нормой будущего. Тем не менее следует осознать, что если даже 10-20% рабочей силы, как определено сейчас, должны будут совершить это историческое перемещение за следующие 20-30 лет, вся наша экономика, наши города, наша экология, структура нашей семьи, наши ценности и даже наша политика изменяться почти до неузнаваемости"[24].

Примечательно, что Тоффлер в конце 1970-х годов делал прогнозы в наше время и здесь стоит привести современные данные по развитию телеработы (в настоящее время начинает использоваться термин "телекомпьютинг"), сетевой экономике и электронной коммерции. По данным Питера Джонстона, руководителя подразделения "В" XIII Директората Европейской Комиссии, приведенным им в докладе на Международном симпозиуме "Глобальное информационное общество: деятели и жертвы" (Франция, 1-5 марта 1999 г.) использование электронной почты и Интернета в бизнесе выросло в Европе с 10% в 1996 г. до 25% в 1999 г. Прогнозируется, что показатель использования подобных средств в бизнесе достигнет 90% в США к 2003 году и в Европе - к 2005 году. Электронная коммерция в 2000 году составит около 2 % всей коммерческой активности в США и, вероятно, к 2005 г. вырастет до 10% в Евросоюзе и США. "По мере роста телеработы и виртуальных предприятий, отмечает Джонстон, фактор географического месторасположения организаций будет ослабевать, оставляя все больше места для влияния местных сообществ и социальных сетевых структур. В XX веке мы видели, как потребности занятости привели к географическому разделению структур семьи и этнических групп; может быть, семейные связи и культурная идентичность вновь будут доминировать в XXI веке, поскольку работа перестает быть жестко привязанной к конкретному месту"[25].

Если же говорить относительно работы на дому, о которой говорит Тоффлер, то можно взять тот же пример с электронным бизнесом, довольно распрастрененным в наше время. Он, например, заключается в том, что вы зарабатываете виртуальные деньги (Webmoney, E-gold или те же Яндекс-деньги), путем размещения баннера рекламодателя у себя на сайте, или вы получаете некое количество виртуальных денег за посещение сайта вашего спонсора, возможно, вы при желании можете просто их выиграть в виртуальном казино. Естественно, при накоплении на вашем счету приличной суммы денег вы можете либо перевести их на свою электронную карточку, Visa, например, либо потратить в он-лайн магазине. Конечно же, сейчас большее распространение получило такой род работ как веб-дизайн и веб-программирование, которым возможно заниматься и в домашних условиях, получая задание по электронной почте, и потом результат отправляется также с помощью e-mail.

Приведенные Тоффлером примеры относительно первых интерактивных информационных систем и их применению в общественной жизни, иллюстрируют наличие социальных потребностей в технологиях, которые мы сейчас, спустя тридцать лет, относим к технологиям информационного общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: