Практическое применение методов ценообразования в торговле

 

Себестоимость товара - один из основных показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия. От качества расчета себестоимости зависит обоснованность цен. Себестоимость не только включает затраты на производство и реализацию товара, но и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат.

В ходе работы учащиеся знакомятся и закрепляют знания о производственных и экономических понятиях: жизненный цикл производства товара, технология производства товара, трудозатраты на получение товара, амортизация оборудования, себестоимость и др.

В данной работе рассмотрим пример расчета себестоимости пирожков с рисом. Этапы выполнения работы.

 

Цена за 1кВт (тг) 6
Мощность эл. плиты (кВт) 25
Общая стоимость (тг): 40
Общая стоимость (тг): 240
Стоимость электроэнергии, расходуемой на выпечку одного пирожка (тг): 1,2

I. Расчет материальных затрат (МЗ).

Затраты на производство товара разнообразны. Для производства товара прежде всего необходим материал (продукты). Поэтому при производстве товара учитывается стоимость самих материалов или сырья. При изготовлении товаров используется какое-либо оборудование (станки), инструменты, использующие энергию (электрическая энергия, газ, бензин), в связи с этим возникают затраты на энергию.

Материальные затраты включают в себя затраты: собственно материалов; сырья; полуфабрикатов; энергии.

Стоимость одного пирожка находим, суммируя затраты на все входящие продукты.

 

№ п/п Наименование Количество (кг) Цена за 1 кг () Сумма затрат (тг)
1 Мука 0,03 45 5,63
2 Рис 0,01 18 0,9
3 Молоко 0,01 20 1
4 Яйцо 0 23 0,35
5 Масло 0 90 0,9
6 Другие продукты (соль, дрожжи и др.)     0,15
      Стоимость одного пирожка 8,75

 

Расчет затрат на электроэнергию удобнее проводить не для единицы товара, а для целой партии изготавливаемых товаров.

Рассмотрим изготовление партии в 200 пирожков (за одну смену).

Общая стоимость = Цена за 1кВт х Мощность эл. плиты х Время изготовления

II. Расчет стоимости оплаты труда (РОП)

В производстве товаров участвуют люди, получающие за это заработную плату. Норма рабочей смены составляет 8 часов. Стоимость оплаты труда складывается из стоимости работ по производству товара и отчислений (подоходный налог, на социальное страхование, в пенсионный фонд и др.), которые взимаются с фонда заработной платы.

 

РОП = ЦР + ЦС,

 

где, ЦР - стоимость работ по изготовлению партии товара;

ЦС - отчисления.

Партия 200 пирожков изготавливается одним человеком за смену - 8 часов.

Месячная зарплата работника составляет 55 000 тысяч (при 8-часовом рабочем дне, рабочих дней - 25).

Стоимость работ за смену составляет:

 

ЦР = 55 000: 25 =2 200тенге

 

Отчисления на социальное страхование за смену составляют 25% от ЦР - 550 тенге. Тогда расходы на оплату за смену составят:

 

РОП = ЦР + ЦС = 2200 + 550 = 2750 тенге.

 

Или в расчете на один пирожок

 

РОП1 = 2750: 1000 = 2,75 тенге.

 

III. Расчет расходов на амортизацию (АО).

В процессе производства используется оборудование и инструменты. С течением времени они изнашиваются, и хотя они продолжают работать, какую-то долю стоимости надо перенести, добавить к стоимости изготовленного товара; эта доля стоимости называется отчислением на амортизацию оборудования.

Амортизация - исчисленный в денежном выражении износ оборудования, инструмента в процессе их применения. Амортизация - это способ переноса стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

Исчисление амортизации осуществляется на основе следующих данных:

полной стоимости используемых в процессе производства средств (зданий, оборудования, инструмента и др.);

полного нормативного срока эксплуатации основных средств;

количества товарных единиц, производимых с участием основных средств (или срока их использования);

по установленным нормативам.

 

АО = СОXНО: 100,

 

Расчет амортизации электроплиты АЭ:

допустим, электроплита стоит 18000 тысяч, норма ежегодной амортизации 14%, то есть составит 2520 тг.

За год на электроплите можно испечь 60 000 пирожков (200 шт. в смену за 300 рабочих дней). Тогда амортизация на один пирожок составит

 

АЭ = 2520: 60 000 = 0,042 тг.

 

Расчет амортизации оборудования (эл. плиты

Стоимость эл. плиты (тг) 18000
норма годовой амортизации 14,00%
количество рабочих дней в году 300

амортизация эл. плиты 0,04

 

Расчет амортизации оборудования и инструмента АИ:

общая стоимость инструмента:

 

100 + 400 + 20 = 520тг.

 

Полное списание инструмента через 2 года или 600 дней

Амортизация инструмента в расчете на один день

 

520: 600 = 0,87 тг.

 

В расчете на один пирожок амортизация инструмента составляет

 

0,87: 200 = 0,042 тг.

 

Расчет амортизации оборудования и инструмента

Наименование Стоимость (тг) Время эксплуатации (дни) Амортизация (за один день) (ТГ)
Миска 500 300  
Кастрюля 2000 300  
Ложка 100 300  
Общая стоимость 2600   4,35
Амортизация в расчете на один пирожок     0,02165

IV. Расчет себестоимости товара (С).

В упрощенном виде себестоимость товара можно представить в виде:

С = МЗ + РОП1 + АО

В результате выполнения работы была рассчитана себестоимость пирожков с рисом, она составила 24 тг.



Заключение

 

Таким образом, в условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Ценообразование является ключевым элементом ценовой политики предприятия, а также комплекса маркетинга. От правильного выбора методологии ценообразования во многом зависит результаты ценовой политики предприятия. Поэтому на выбор методов ценообразования и приспособленности их к маркетинговой политике не стоит экономить время и средства. Принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон, и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.



Список используемой литературы

 

1. А. Слепнева, Е.В. Яркин. Цены и ценообразование:

2. Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. /под ред.Б. А.

3. Современная экономика. Общедоступный учебный курс:

4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.

5. Вводный курс по экономической теории. Под ред. Москва

6. Экономическая теория. К. Ховард. Москва 1997г.

7. Новиков В.Е. Регулирование цен - условие стабилизации

8. Экономика: Учебник / Под ред.А.С. Булатова.2-е изд

9. Шуляк П.Н. Ценообразования. М.: Дашков и К, 2005.

10. Яркин Е.В. Цены и ценообразования. М.: Инфра - М, 2001.

11. Коротков А.В. - Маркетинговые исследования

12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: