В Российской Федерации

 

Помощь малоимущим гражданам охватывает совокупность государственных мер по поддержанию минимально необходимого уровня потребления, который не гарантируется доходами ниже ПМ. Она предоставляется в форме выделения денежных средств либо материальных благ или оказания услуг. Малоимущие могут получать и иные виды помощи (например, содействие в трудоустройстве), но основное её направление – обеспечение потребительскими ресурсами, частично компенсирующими дефицит их собственных средств. Эти ресурсы предназначены главным образом для удовлет­ворения базовых потребностей, прежде всего в продуктах питания, одежде и обуви, оплате расходов на жилье.

В соответствии со структурой потребностей адресная помощь подразделяется на компенсации (субсидии) на оплату жилья жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и социальную помощь, то есть предоставление денежных и натуральных ресурсов на неотложные потребительские нужды.

Социальная помощь малоимущим предназначена для решения конкретных проблем домохозяйств, порожденных низкими доходами. Основным источником социальной помощи являются местные (муниципальные) бюджеты. Из этого следует, что на территориях с высоким уровнем бедности также встает вопрос о сопряженности финансовых ресурсов бюджета и численности малоимущих. В Реко­мендациях Минтруда России по реализации региональных адрес­ных программ допускается использование дополнительного критерия, ограничивающего право на помощь. Речь идет о так называемой адми­нистративной границе бедности, которая при финансовых трудностях может опускаться вплоть до 50% ПМ.

В результате по целому ряду параметров предоставление соци­альной помощи обусловлено учетом бюджетных ограничений. Преж­де всего, это относится к самому праву на ее получение на основе либо ПМ, либо подвижной административной грани­цы бедности. Далее, согласно закону, помощь должна быть оказана в пределах недостающего дохода, то есть в размере практически любой суммы, которая ниже него.

Примеры оказания социальной помощи малоимущим в ряде субъектов Федерации показывают: чем ниже уровень развития региона, тем ниже граница бедности, или местный ПМ. Соответственно объём помощи в таких регионах меньше и она предоставляется реже, в то же время чаще принимая форму натуральных благ и услуг. Эти различия более выражены по типам поселений. В областных центрах порог бедности обычно выше, помощь может оказываться в денежной форме в виде пособий по нуждаемости. В других поселениях не всегда соблюдается даже нижний предел администра­тивной границы, а помощь, главным образом в натуральной форме, предоставляется в случаях крайней нужды. [60, 130]

Правовые и организационные основы оказания государственной социаль­ной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом “О государственной социальной помощи”. Согласно ст. 1 закона, государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. При этом под социальным пособием понимают безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов; под субсидией - имеющую целевое назначение оплату предостав­ляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг; под компенса­цией - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, определяется законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев (ст.3).

Государственная социальная помощь подразделяется на:

- государственную помощь, оказываемую в виде предоставления гражданам набора социальных услуг;

- государственную социальную помощь, оказываемую за счет средств
бюджетов субъектов РФ.

Право на государственную помощь в виде предоставления гражданам на­бора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; ветераны боевых действий; участники Великой Отечественной войны; во­еннослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в периоды с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 гола не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный пери­од; лица, награжденные знаком «Жителю Ленинграда»; лица, рабо­тавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздуш­ной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог и др.; члены семей погибших инва­лидов войны, участников ВОВ; инвалиды; дети-инвалиды.

В соответствии со ст. 6.2Закона о государственной социальной по­мощи данные категории имеют право на предоставление им следующего набо­ра социальных услуг: 1) дополнительную медицинскую помощь, в том числе обеспечение лекар­ственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии меди­цинских показателей путевки на санаторно-курортное лечение; 2) бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

На оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей. Гражданин имеет право получить услуги, как в натуральной форме, так и в виде денежной компенсации, начиная с 1 января 2006 г. [22, 377]

Государственную помощь, финансируемую за счет средств бюджетов РФ, в настоящее время предоставляют Центры социального обслуживания. В России их насчитывается 1500. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной помощи и вре­менного проживания.

Главенствующую роль в решении проблем малообеспеченных групп на­селения занимают отделения и службы срочного социального обслуживания. Их количество на конец 2004 года по РФ достигло 2,1 ты­сячи. Этими службами в течение года оказана разовая помощь 13,2 млн. чело­век. Формы оказания помощи самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание до обеспечения топливом престарелых граждан и инвали­дов. Наибольшее количество служб работает в Центральном (527), в При­волжском (478), Южном (333) округах.

На конец 2005 г. в Чувашской Республике функционирует 28 Центров социального обслуживания, в которых действуют 15 отделений срочного соци­ального обслуживания. В течение 2004 года данными отделениями было оказа­но различного рода помощи 104803 гражданам республики. Из них 4617 чело­века были обеспечены одеждой и обувью, 1957 получили материальную по­мощь, 1957 имели возможность получить горячее питание, 4695 были обеспе­чены талонами на питание, 4992 человека получили экстренную доврачебную помощь и другие виды помощи.

В ЧР продолжается предоставление мер социальной поддержки малообеспеченному населению в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 10 месяцев 2005 г. субсидии в республике представ­лены 39,1 тысячи семей, что составляет 8,4 % от общего числа семей республи­ки. Сумма начисленных субсидий составила 220,37 млн. Средний раз­мер субсидии в октябре 2005 года составил 564, 15 руб.

Абсолютное большинство обратившихся в эти службы лиц желают получить материальную помощь в денежной или натуральной форме. Важным на­правлением остается организация для малообеспеченных граждан бесплатного питания. Данную услугу оказывают 2,6 тыс. предприятий общественного питания различных форм собственности. Ежегодно бесплатное питание получают более 1,2 млн. человек. Широко привлекаются к этой работе предприятия об­щественного питания Северо-Западного федерального округа (772). Только в Вологодской области насчитывается 511 таких предприятии, в которых полу­чили питание 234,5 тыс. нуждающихся в нем пожилых людей и инвалидов.

В Тюменской области в струк­туре центров социального обслуживания имеются: мастерские по ремонту обу­ви, социальные магазины, мастерские по ремонту электробытовой техники.

В Республике Марий Эл на базе Центров социального обслуживания от­крыты 13 социальных магазинов, 10 парикмахерских, 2 социальные столовые, 6 мастерских по пошиву и ремонту одежды, ремонту обуви и бытовой техники.

Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения в Республике Татарстан остается срочная социальная помощь. Разовые услуги в трудной жизненной ситуации оказаны в 2004 г. более чем 607 тысячам чело­век. Важным направлением помощи малообеспеченным гражданам здесь оста­ется организация для данной категории населения бесплатного питания.

В Кировской области во всех районах при учреждениях и службах систе­мы социальной защиты населения продолжают работать банки вещей, которые формируются главным образом из ассортимента гуманитарной и благотвори­тельной помощи, частных пожертвований. Численность лиц, получивших помощь через «вещевые бан­ки», в 2004 г. составила свыше 17 тыс. человек.

Во многих субъектах РФ получила широкое распро­странение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилита­ции и предметов первой необходимости, что позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации. Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помо­щи, максимально приближенной к гражданам, которые бедствуют и проживают в удалённых сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населе­ния активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне за­труднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально зна­чимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. В Оренбургской области на мобильной ос­нове ежегодно предоставляется более 10 тыс. услуг социально-бытового харак­тера, на общую сумму более 270 тыс. руб. Аналогичный опыт имеется в Курганской, Кировской, Пензенской, Воронежской областях. [30, 79]

Таким образом, из рассмотренных материалов следует, что в РФ проводится многопрофильная работа по оказанию помощи малообеспеченным группам населения. Помощь строится на основании законодательных нормативно-правовых документов, разработанных и принятых на уровне РФ и её субъектов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: