double arrow

С малоимущими группами населения

 

В ряду учреждений оказывающих поддержку малообеспеченным гражданам населения и интенсивно развивающихся в последнее время особое место занимают районные (городские) органы социальной защиты населения. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп населения. Основание цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой доход у семьи ниже ПМ, оказание материальной помощи населению в экстремальных ситуациях, содействии адаптации социально-уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

К числу таких учреждений относится отдел социальной защиты населения Чебоксарского района Министерства здравоохранения и социального развития ЧР является территориальным органом Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, реализующим на территории Чебоксарского района государственную политику в области труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан. Отдел создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров ЧР от 10 ноября 2005 г. № 267 “О системе органов социальной защиты населения ЧР” и входит в единую систему органов социальной защиты населения ЧР.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти ЧР, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Конституцией ЧР, законами ЧР и иными нормативными правовыми актами ЧР, решениями коллегий Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, приказами министра здравоохранения и социального развития РФ и министра здравоохранения и социального развития ЧР.

ОСЗН и подведомственные учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области обеспечения пособиями; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

 Основными задачами ОСЗН являются: 1) участие в реализации на территории Чебоксарского района государственной политики в области труда, социальной поддержки, социального обслуживания населения и демографии; 2) анализ, прогнозирование, планирование и реализация на территории Чебоксарского района мероприятий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, женщин, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, труда и социального партнерства; 3) реализация на территории Чебоксарского района федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов ЧР и иных нормативных правовых актов ЧР, республиканских целевых программ по улучшению положения семьи, детей, граждан пожилого возраста и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, по содействию занятости населения и улучшению условий и охраны труда; 4) организационно-методическое сопровождение и управление деятельностью республиканского государственного учреждения “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района”; 5) содействие в организации отдыха, оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке; 6) оказание государственной адресной социальной поддержки населению в Чебоксарском районе ЧР; 7) повышение качества социального обслуживания населения и расширение спектра социальных услуг, в том числе предоставляемых на платной основе.

Подведомственным учреждением ОСЗН является: “Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района” (ЦСОН) Министерства здравоохранения и социального развития ЧР. Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: 1) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых для них видов социальных услуг, обеспечение их стационарными и нестационарными условиями; 2) трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда РФ; 3) привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов, Общества Красного Креста, ассоциации многодетных, неполных семей и т.д.) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении; 4) внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания; 5) оказание социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; 6) оказание социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья граждан; 7) оказание социально-психологических услуг, предусматривающих коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе; 8) оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; 9) оказание социально-экономических услуг, направленных на поддержание и улучшение жизненного уровня; 10) оказание социально-правовых услуг, направленных на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

В структуру ЦСОН входят следующие подразделения: - отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                  - отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;                  - отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов; - отделение социальной помощи семье и детям.

ОСЗН в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает: реализацию государственным учреждением социального обслуживания утвержденного порядка и условий социального обслуживания; осуществляет контроль за качеством и объемом социальных услуг, предоставляемых государственным учреждением социального обслуживания; вносит предложения в Министерство по развитию сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Чебоксарского района; осуществляет дифференцированный учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании; участвует в реализации индивидуальных программ социальной реабилитации инвалидов; организует проведение мероприятий по реабилитации инвалидов; содействует созданию условий инвалидам для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.д.

В области осуществления социальных выплат отдел: формирует и ведет банк данных по получателям социальных выплат, в том числе государственных пособий гражданам, имеющим детей, субсидий, компенсационных и других выплат; осуществляет регистрацию малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; осуществляет работу по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; осуществляет работу по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющим на них право в соответствии с действующим законодательством; разрабатывает рекомендации для органов местного самоуправления района по вопросам назначения и выплаты субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством

Государственную помощь, финансируемую за счет средств бюджетов РФ, в настоящее время предоставляет ЦСОН. Работа ПО предоставлению различного рода помощи начинается со сбора данных на нуждающегося клиента. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР “О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан” от 13 авг. 2001 г. №180 (и изм. от 15.12.2005 №320) регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в ОСЗН Минздравсоцразвития ЧР и социального развития ЧР в органе СЗН. (Образец заявления см. приложение 6).

Определен перечень необходимых докумен­тов для регистрации малоимущих семей и одиноко проживающих граждан:  1)заявление в письменной форме установленного образца; паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей; 2)справки о фактически полученных доходах каждого трудоспособного члена семьи за последние 3 месяца, предшествующие месяцу подачи заявления (зарплату, стипендии, пособия, пенсии и т.д.);  3)справка о составе семьи, о наличии собственности приносящей доход (растениеводство, животноводство, пчеловодство), выдаваемая сельскими администрациями; 4)выписка из домовой или хозяйственной книжки с указанием общей площади; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

Таблица 1

Информация по регистрации малоимущих семей

и малоимущих одиноко проживающих граждан по состоянию

 с 01.08.2001 по 31.08.2006 С 1.08.2001 ПО 31.08.2006

 

  Количество дел
Действующих 24
Отказных 13
Истёкших 1167
Всего в базе 1204

 

ОСЗН населения на основании документов и сведений, представленных заявителем, принимает решение о регистрации. Обновление банка данных малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан осуществляется по мере обращения граждан, но не реже одного раза в шесть месяцев. В случае, если гражданин в течение 6 месяцев не обновлял сведений, подтверждающих его (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семьи право на регистрацию в качестве малоимущего(ей), то гражданин (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо его семья исключается из банка данных.

При предоставлении субсидий органы социальной защиты населения  руководствуются Жилищным Кодексом РФ и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. №444. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.09.2004 г. № 216 “О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” (с изменениями от 16.07.2005 г.) регулиру­ет организационные вопросы предоставления субсидий. Размеры субсидий рассчитываются исходя из республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных Постановлением Кабинета Министров ЧР.  

В соответствии с Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики” ОСЗН Чебоксарского района 8 ноября 2005 г.  перечислено субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием социальных персонифицированных счетов за октябрь 2005 г. 612 домовладениями на сумму 358168,83 руб. Всего в 2005 г. было перечислено субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг было перечислено 2144011,04 руб.  

ОСЗН в области социального обслуживания семьи и детей: формирует и ведет банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации; организует работу по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними и т.д.

Согласно Закону ЧР “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” ежемесячное пособие выплачивается на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащихся общеобразовательного учреждения – до окончания им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины ПМ, установленного в ЧР. С 1 апреля 2005 г. в соответствии с указом президента от 22 марта 2005 г. №28 “О повышении размера ежемесячных пособий на ребенка” размер ежемесячных пособий на ребенка был увеличен в 1,4 раза на семью, имеющую одного ребенка, в 1,7 раза на двоих детей, в 2 раза на троих детей. На получение ежемесячного пособия на ребенка имеют право один из родителей (усыновителей), опекун или один из приемных родителей. (Размеры ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) в семьях со среднедушевым доходом размер которого не превышает величины ПМ, установленного в ЧР в соответствии с законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” см. приложение 7 перечень необходимых документов, контингент получателей приложение 8).

По состоянию на 1 января 2004 г. число детей, на которых было назначено пособие составило 5080 чел., сумма начисленных пособий  с начала 2004 г. – 10907480 руб. По состоянию на 1 января 2005 г. число детей, на которых было назначено пособие составило 9922 чел., сумма – 9977683,1 руб. За 2004 и 2005 г.г. задолженности по выплате пособий не было. (Сведения о назначении ежемесячного пособия на ребенка см. приложение 9).

ЦСОН с целью поддержки детей из социально неблагополучных и малообеспеченных семей предоставляют путевки в загородные детские оздоровительные учреждения на основе заявления на предоставление путевки и заявления о регистрации семьи нуждающейся в социальной помощи. (Образцы заявлений см. приложение 10). В этом году на летние и осенние каникулы отдохнуло пятьдесят три ребенка, из них восемь детей из социально неблагополучных семей бесплатно, остальные с частичной оплатой путевки (6%) (средняя стоимость путевки на летних каникулах составляла 4770 руб., на осенних – 2400 руб.).

Таким образом, социальная защита и поддержка, которую оказывают Отдел социальной защиты населения и подведомственное ему учреждение Центр социального обслуживания населения в Чебоксарском районе является адресной, своевременной и эффективной, помогает предотвратить многие деструктивные процессы и негативные проявления в жизнедеятельности социально уязвимого населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международный опыт свидетельствует, что в мире нет ни одной страны, которой удалось победить бедность. Полностью искоренить ее невозможно, как невозможно установить и экономическое равенство. Угроза обнищания глобальная социальная опасность. Она в большей степени захватывает низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, тех размеры доходов, которых фиксированы и определяются государством. Преодоление черты бедности зависит от увеличения размеров социальных выплат, но принципиальное изменение материального положения основной массы представителей этой страты связано с повышением благосостояния и оплаты их труда.

Процесс социальной дифференциации нарастает: богатые делаются еще богаче, а малообеспеченные беднеют. Формирование и развитие дифференциации и маргинализации населения никого не может оставить равнодушным: ни власти, ни общество, ни каждого из нас.

Различия в глубине малообеспеченности и бедности нуждающихся предопределяют разные пути решения проблемы. В первую очередь внимания заслуживает самая малообеспеченная часть населения, которая имеет доходы ниже величины ПМ, поскольку именно она нуждается в социальной помощи в виде разного рода государственных трансфертов. Основным методом социальной защиты уязвимых категорий населения является адресное предоставление помощи тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже официально установленных показателей, а возможности удовлетворения фундаментальных потребностей крайне ограничены. Сегодня главная задача государственной социальной помощи – стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.

Относительного улучшение положения малообеспеченных слоев населения может произойти в результате комплексной социальной политики, осуществляемой государством и гражданским обществом, направленной на сокращение неравенства в доходах, преимущественное повышение минимальной заработной платы по сравнению со средней, снижения уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест, расширение доступности медицинских и образовательных услуг.

Главной целью социальной политики, проводимой в Чувашской Республике, является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечения всеобщей доступности основных социальных благ. Главенствующее место в системе оказания помощи малообеспеченным гражданам отводится органам социальной защиты населения.

С целью более эффективного оказания помощи гражданам необходимо:     1) в каждом субъекте РФ создать информационный банк данных со сведениями о группах, потенциально нуждающихся в социальной помощи; 2) в бюджетах РФ и ее субъектов предусматривать средства на социальную помощь беднейшим семьям; 3) увеличивать размеры государственных пособий семьям, имеющим детей; 4) распространять передовой опыт, инновационные технологии социальной работы с беднейшими группами населения в субъектах РФ; 5) обеспечить полную реализацию норм законодательных, правовых актов, федеральных и региональных программ, направленных на социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан.

Основной вывод, к которому приводит анализ малообеспеченности, состоит в том, что ни одна группа бедных не может быть оставлена без внимания. Невозможно облегчить ситуацию, лишь уточняя адресность социальной поддержки, оказываемой бедным, это одна крайность, другая же состоит в ожидании, когда средний стандарт жизни повысится по мере экономического роста. Желательны активные политические меры, улучшающие положение значительного числа населения страны в рамках имеющихся бюджетных и институциональных возможностей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года №178-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122)// Консультант Плюс.

2. Федеральный закон РФ “Об основах социального обслуживания населения в РФ” от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ)// Консультант Плюс.

3. Федеральный закон РФ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” 5 апреля 2003 года №44-ФЗ// Социальный мир. – 2003. - №36. – с.1.

4. Федеральный закон РФ “О потребительской корзине в целом по РФ” от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ// Консультант Плюс.

5. Федеральный закон РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №32, ст.3198.

6. Закон ЧР “О внесении изменений в закон Чувашской Республики “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 2 июня 2006 г. №27// Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики. – 2006. - №66. – с.12.

7. Закон ЧР “О внесении изменений в закон Чувашской Республики “О потребительской корзине в Чувашской Республике” от 2 июня 2006 года №28// Консультант Плюс.

8. Закон ЧР “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 24 ноября 2004 года №46// Консультант Плюс.

9. Закон ЧР “О внесении изменения в ст.2 закона Чувашской Республики “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 12 апреля 2005 г. №17// Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2005. - №4. –с.6.

10. Указ Президента ЧР “О повышении размера ежемесячных пособий на ребенка” от 22 марта 2005 г. №28// Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2005. – №3. – с.63.

11. Постановление Кабинета Министров ЧР “О социальном обслуживании населения ЧР” от 20 окт. 2005 г. №258// Вести Чувашии. – 2005. – 26 окт. - №63.– с. 5.

12. Постановление Кабинета Министров ЧР “О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих гражданин” от 13 авг. 2001 г. №180 (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 15.12.2005 №320)// Консультант Плюс.

13. Постановление Кабинета Министров ЧР “О субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг” от 15.09.2004 г. № 216 (с изменениями от 16.07.2005 г.)// Консультант Плюс.

14. Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. - М.: Стандартинформ, 2006.

15. Национальный стандарт РФ. Социальное обслуживание населения. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2006.

16. Государственный стандарт ЧР. Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике// Вести Чувашии. – 2006. – 26 окт. - №63. – с.6.

17. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 22 декабря 2004 года//Российская газета. – 2005. – 12 янв. – с. 10.

18. Байгереев М.С. Малоимущим - государственная социальная помощь// Социальный мир. – 2003. - №36. – с.3.

19. Богомолова Ю.Т., Тапилина В.С. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр// Социс. – 2004. - №12. – с.17.

20. Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учеб. пособие/ Кобзева С.И., Кондратьева З.А. – М.: КНОРУС, 2005. – 528 с.

21. Васильев В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства// Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - №4. – с.4.

22. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в РФ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 640 с.

23. Головачёв В. Сколько в России бедных?// Труд. – 2004. – 9 сент. – с.4.

24. Горшков М.К., Тихонова М.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян// Социс. – 2004. - №3. – с.16.

25. Гуленкова А., Кринко Е. Как измерить бедность?// Социальная работа. - №2.- 2006. – с.37-38.

26. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социс. – 2004. - №3. – с.40.

27. Два полюса: (Расслоение по уровню доходов россиян достигло опасной черты)// Труд. – 2003. – 30 мая. – с.3.

28. Душацкий М.Е. Материально-властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии// Социс. – 2004. - №4. – с.26.

29. Егоров А. Акцент на льготах// Социальное обеспечение. – 2005. - №4. – с.26.

30. Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н, Николаев Н.И. Социально-экономические проекты улучшения качества жизни населения// Монография Филиал РГСУ в г. Чебоксары. – Чебоксары. ООО «Фирма «Атолл», 2006. – 240с.

31. Ершов А.Н., Хайруллина Ю.Р. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации// Социс. – 2004. - №8. – с.63.

32. Жуков В.и. «Монетизация» в системе социальной модернизации российского общества// Социальная политика и социология. – 2005. - №1. – с.6.

33. Клеман К. Борьба с бедностью//Социальное обеспечение. – 2006. - №5. – с.35.

34. Климова С. Парадоксальная бедность в России// Социальное обеспечение. – 2005. - №19. – с.17.

35. Ключарев Г., Кофанова Е. О динамике образовательного поведения состоятельных и малоимущих россиян// Социс. – 2004. - №11. – с.116.

36. Коршунова Т.А. Мы готовы помочь самым нуждающимся// Социальная работа.- 2004.- №2. – с.22-23.

37. Кукушкина М. Социальная помощь нуждающимся// Социальная работа. – 2005.- №1. - с.25.

38. Кравцов Е. Россияне разбогатели// Социальное обеспечение. – 2006. - №15. - с.20.

39. Макаров В.Л. Социальные технологии на нижнем уровне// Социальная политика и социология. – 2005. - №2. – с.6.

40.  Минимум вырос\\ Квартплата и жилье в Чувашии. - №36. – с.2.

41. Наша продуктовая корзина// Социальное обеспечение. – 2006. - №14. – с.17.

42. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д.Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560с. – (Высшее образование).

43. Поздняков С. Систему социальных выплат, льгот и компенсаций необходимо реформировать// Социальное обеспечение. – 2003. - №3. – с.37.

44. Реформа льгот как социальная проблема// Социальное обеспечение. – 2006. - №14. – с.19.

45. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения// Социс. – 2004. - №4. – с.33.

46. Российская энциклопедия социальной работы/ Под редакцией Панова А.М. – М.: Институт социальной работы, 1997. – с.39.

47. Российский статистический ежегодник 2004. Стат.сб./ Росстат. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005. – 725с.

48. Российский статистический ежегодник 2005. Стат.сб./ Росстат. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006. – 726с.

49. Росстат: доходы населения повысились, численность безработных возросла// Социальное обеспечение. – 2005. - №24. – с.23.

50. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 368с.

51. Сергеева Е.А. Оценка населением потребностей уязвимых семей в социальной помощи// Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №4. - с.14.

52. Сергеева Е.А. Оценка населением потребностей уязвимых семей в социальной помощи// Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №1.- с.3.

53. Сидорова В.А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности// Социс. – 2004. - №7. – с.18.

54. Симакова В.М. О выплате пособия на ребёнка в субъектах РФ// Социальный мир. – 2006. - №10. – с.22.

55. Семёнова И. Раздвоение бедности – эксперты усомнились в эффективности социальных программ// Социальное обеспечение. – 2005. - №3. – с.18.

56. Скоробогатова В.И. Плюсы и минусы монетизации: итоги первого года// Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №1. - с.44.

57. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 512с.

58. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации Российского общества// Социс. – 2004. - №6.- с.120.

59. Тихонова Н.Е. Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения// Социс. – 2004. - №3. – с.22.

60. Токсамбаева М. По каким адресам идёт адресная социальная помощь малоимущим// Вопросы экономики. – 2003. - №10. – с.130-139.

61. Холостова Е.И. Проблема монетизации льгот в структуре социальных отношений// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - №1. –с.4.

62. Шарин В. Проблемы адресной социальной помощи// Социальное обеспечение. - 2003. - №3. – с.21.

63. Шарин В. Социальная защита и теоретические основы// Социальное обеспечение. – 2005. - №14. – с.21.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: