Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

 

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования.

На территориальный фонд возложены следующие основные функции:

· финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);

· выравнивание финансовых ресурсов районов и городов, направленное на проведение обязательного медицинского страхования;

· предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

· создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

· организацию банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.

Источниками доходов территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

· Страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;

· Страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· Доходы от использования временно свободных средств фонда;

· Нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда;

· Финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других лиц в виде штрафных санкций.

Главными статьями доходов Территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются страховые взносы работодателей и страховые платежи на неработающее население. В совокупности они составляют до 90 процентов доходов территориальных фондов. Соотношение между этими элементами доходов зависит от доли неработающего населения и финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации. Если в Москве это соотношение близко к единице, то в ряде регионов доля средств, поступающих из бюджетов, не превышает 30 процентов страховых взносов работодателей. При этом, как правило, в таких регионах доля неработающего населения наиболее высока.

 

             

 

 

Государственный фонд занятости населения

 

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 по 2001 го существовал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Он был образован в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял трехуровневую систему, включая фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями фонда являлись: профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости; выплаты пособий по безработице, а также оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гражданам; создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы; организации общественных работ.

Финансовое положение Фонда занятости с 1996 года характеризовалось как неудовлетворительное ввиду наличия значительных долгов по социальным выплатам населению. Так к началу 1998 года задолженность государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т.п.п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье.

С 2001 года финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций государственного Фонда занятости, осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

Заключение

 

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Единый социальный налог составил 35,6 процентов от фонда оплаты труда, причем 28 процентов отчислялось в Пенсионный фонд Российской Федерации; 4 процента в Фонд социального страхования; 3,6 процента в Фонд обязательного медицинского страхования. Начиная с 1 января 2001 года из единого социального налога в Пенсионный фонд направляется 20 процентов, в фонд социального страхования 2,9 процента, в фонд обязательного медицинского страхования 2,1 процента.

В системе единого социального налога также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно, 14% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; а остальные 14% (в соотношении 11% - 3% и 12% - 2% в зависимости от возраста и пола) - взносы на страховую часть трудовой пенсии и на формирование накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

Что касается размеров отчислений в фонд обязательного медицинского страхования – 3,1%, то здесь можно сказать, что сегодня такой тариф страхового взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи населению страны.

Несмотря и на значительные улучшения в функционировании Фонда социального страхования, здесь также имеются некоторые проблемы, которые связаны и с неуплатой полностью всех взносов, и с противоречиями в законодательстве, и со сложностью расчетов внесения этих взносов, причем здесь можно сказать, что эти проблемы актуальны не только для фонда социального страхования, но и остальных внебюджетных фондов.

 

 

                

 

Приложение 1

 

Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (млн. руб.)

Статья 2003 год 2004 год 2005 год
Остаток средств на начало года 43552 35187 76975
Поступления 1000317 1330783 1566443
В том числе:      
-страховые взносы и налоговые платежи 466568 643971 733154
- поступления из федерального бюджета 497709 649785 743761
-прочие поступления 782 13256 89529
Расходование 920412 1295596 1489468
В том числе:      
-финансирование выплат населению пенсий, пособий 841771 1295542 1489400
-возврат кредитов, ссуд      
-прочие расходы 78 54 68

Источник: Справочно-правовая система ГАРАНТ Платформа F1

 

Приложение 2

 

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации (млн. руб.)

Статья 2003 год 2004 год 2005 год
Остаток средств на начало года 8659 1054 1167
Поступления 134526 159990 188015
В том числе:      
-страховые взносы и налоговые платежи 104131 123912 165722
- поступления из федерального бюджета 930 1861 16877
-прочие поступления 29465 34217 5416
Расходование 143185 158935 193298
В том числе:      
-финансирование выплат населению пенсий, пособий 124544 140040 149166
-финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию 13331 13067 13569
-финансирование исполнительной дирекции 4360 4828 3310
-прочие расходы 950 1000 27253

Источник: Справочно-правовая система ГАРАНТ Платформа F1

 

 

Приложение 3

 

Поступление и расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования (млн. руб.)

Статья 2003 год 2004 год 2005 год
Остаток средств на начало года 10 15 0
Поступления 5314 6406 86491
В том числе:      
-страховые взносы и налоговые платежи 5280 6406 34580
- поступления из федерального бюджета     48291
-прочие поступления 34    
Расходование 5314 6391 86491
В том числе:      
-финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению 600 690  
-субвенции территориального фонда 4606 5602 30628
-реализация мер соц.поддержки отдельных категорий граждан по лекарственному обеспечению     48291
-финансирование расходов по науке и научному обслуживанию 4 4 4
-финансирование расходов на образование 3 3 7
-финансирование исполнительной дирекции фонда 53 47 82
-прочие расходы 48   7478

Источник: Справочно-правовая система ГАРАНТ Платформа F1

 




double arrow
Сейчас читают про: