Пенсионный фонд Российской Федерации

 

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован постановлением Верховного Совета РСФСР 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции, денежные средства и имущество Фонда являются государственной собственностью. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации являются:

· выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах – уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях.

Программа Пенсионной реформы Российской Федерации, утвержденная в мае 1998 года в перспективе предусматривает переход от действующей распределительной системы к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

1. Страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;

2. Ассигнования их федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);

3. Средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4. Средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;

5. Доходы от капитализации временно свободных средств;

6. Беспроцентные ссуды, займы и кредиты;

7. Добровольные взносы юридических и физических лиц;

8. Другие поступления.

За счет страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 года – отчислений от социального налога формируется около 90 процентов доходов Пенсионного фонда. Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации приведены в таблице 1.

Второй по объему поступлений статьей доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета. За счет этого источника формируется до 10 и более процентов бюджета Пенсионного фонда.

Из других статей дохода Пенсионного фонда в последние годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счет применения финансовых санкций к работодателям и капитализации временно свободных средств.

Средства пенсионного фонда направляются на:

1. Выплату государственных пенсий;

2. Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

3. Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов.

 




double arrow
Сейчас читают про: