Измерение экономического воздействия туризма

Таким образом, мультипликативный эффект туристической деятельности, приносящий экономические, социальные и политические выгоды, так же умножает риски, связанные с туризмом, которые распространяются на смежные отрасли хозяйства.

Опасности связаны как с угрозами для жизни и здоровья туристов и местных жителей, так и с рисками в социально-экономической сфере (социальные конфликты, катастрофы техногенного происхождения и др.)

Измерение экономического воздействия туризма

 

Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.

Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.

Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейнсианском анализе.

Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов.

В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

Однако надо отличать мультипликатор от акселератора. Первый - это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй - отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.

Математически мультипликатор выражается формулой:

 

 

 

где МРС - предельная склонность к потреблению;

1 - МРС - предельная склонность к накоплению.

Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуен в 1971 г.:

 


 

 

 

где j - категория туристов, j = 1,..., N;

i - вид предприятия, i = 1,..., n;

Qj - доля расходов, производимых туристами j-го типа, в общих расходах;

Кij- доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес i-го вида;

Vi - прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых бизнесом i-гo вида;

Xi - доля расходов местных жителей, совершаемых в бизнесе I-го вида, в общих потребительских расходах;

Zi - доля от Xi, которая относится к изучаемой зоне.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведенной продукции складируется, а не продается.

Оценка мультипликатора с помощью еще одного подхода (затраты - выпуск) в отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле

 

∆P = B (1 – KA)-1∙∆T,

 

где Р- затраты;

В - матрица коэффициентов затрат, В = m x п;

I - матрица идентичности (в элементарной алгебре I = 1);

К - матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении к матрице А сокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество;

А - матрица межотраслевых сделок в экономике;

Т- расходы туристов.

Этот метод можно применять также для определения изменений занятости в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:

 

∆L = E (1 – KA)-1∙∆T,

 

где L - занятость;

Е - матрица коэффициентов занятости, Е = m x n.

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается.

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики - 1,2, Бермудских островов - 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа - 0,88, Багамских островов - 0,78, Каймановых островов - 0,65 и т.д.

Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Итак, необходимость оценки влияния туризма на экономику страны несомненна. Расчет экономического воздействия производится с помощью мультипликатора, т.е. коэффициента увеличения ключевых экономических показателей за счет изменения расходов туристов. Различают мультипликатор продаж, производства, затрат-выпуска, доходов, занятости, но все они неполноценны в виду своей статичности и негибкости.

Важно, что мультипликационный эффект характерен и для негативных воздействий въездного туризма, что находит отражение в дополнительных рисках всей хозяйственной и социальной сфере принимающей страны.

 


 

Заключение

 

Въездной туризм, т.е. прибытие и путешествие по стране лиц-нерезидентов, является приоритетным направлением развития туризма, как, прежде всего, источника притока иностранной валюты.

Развитие въездного туризма зависит от множества факторов, к которым относятся проводимая государством политика, угроза вспышек преступности и эпидемий вирусных заболеваний, экономическая стабильность, наличие богатого культурного наследия, развитость инфраструктуры, характер и совершенство турпродукта и др.

Государству важно оптимизировать, а не максимизировать, прибыль от туризма, принимая во внимание издержки, которые влечет за собой развитие туристического бизнеса.

К преимуществам развития туризма для каждой страны относятся:

- увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;

- рост валового национального продукта;

- создание новых рабочих мест;

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:

- влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;

- способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

- вызывает экологические и социальные проблемы;

- может наносить ущерб развитию других отраслей.

- утрата культурных ценностей.

- техногенные опасности, которые остаются одними из самых серьёзных рисков в туризме.

Кроме этого, туризм можно использовать как фактор совершенствования отраслевой структуры, повышения экономической активности в отсталых районах, социально-экономической глобализации.

Отдельное внимание необходимо уделить на часто пагубное влияние отдыхающих на природно-рекреационные ресурсы, предусмотреть меры защиты природы в ее первоначальном, естественном великолепии.

Мультипликационный эффект, присущий туристической деятельности, имеет двойственное значение: с одной стороны, экономические и социальные выгоды умножаются, оказывая дополнительное благоприятное воздействие; с другой стороны, опасности и риски, которые таит в себе въездной туризм, распространяются так же на все смежные отрасли хозяйствования страны, обостряя и социальные проблемы.

Количественно этот эффект рассчитывается с помощью коэффициента, который отражает влияние туризма на изменение продаж, производства, доходов, занятости страны-рецептора

 


 

Использованная литература

 

1. Albala-Bertran J.M. Political Economy of Large Scale Disasters, N.Y., 1993. P. 202; Stewart F., Fitzgerald V. War and Underdevelopment. V. 1. The Economic and Social Consequences of Conflict. Oxford, 2001.

2. International Tourist Arrivals // Tourism Market Trends. UNWTO. 2006.

3.  UNWTO World Tourism Barometer. V. 5. June 2007. № 2.

4. Биржаков М. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб., 2007.

5. Богатырева Т.Г., Воскресенский В.Ю. Качество жизни и культурно-образовательный туризм. М., 2002.

6. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М., 2005

7. Дежкин В.В. Природопользование: курс лекций. М.: МНЭПУ, 2000.

8. Енджейчик И. Современный туристический бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. М.: Финансы и статистика, 2003.

9.  Ильина Е.Н. Организация водных путешествий. М., 2002

10. Мировая экономика и международные отношения №9, 2008 г.

11. Николаева И.П. Мировая экономика. М: ЮНИТИ, 2002

12.  Овчаров А. туристический комплекс в России: тенденции и риски. Вопросы экономики. 2008. № 1.

13.  Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

14.  Прокунин Н., Воронов А. Кто не рискует, тот не ездит на Кавказ. Коммерсантъ, № 31 (3362) 21.12.2006.

15.  Рябова И.А., Драчева Е.Л., Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КНОРУС, 2007. - 576 с.

16.  Туризм в цифрах. 2007. М., 2008.

17.  Храбовченко В.В. Экологический туризм. М.:2003

18.  Ягельский А. География Населения. М., 1980.

19. www.tourlib.net/books_tourism

20. www.travelnn.ru

 


 

Приложение 1

 

Динамика показателей развития международного туризма

Год Число туристов, млн человек Валютные поступления от международного туризма, млрд дол. США
1960 69,0 5,5
1970 165,8 17,4
1981 278,6 106,0
1992 479,8 279,0
1995 540,6 411,0
1998 616,7 440,0
1999 639,6 455,0
2000 687,0 475,9
2001 686,7 463,6
2002 707,0 474,0
2003 694,6 533,0
2004 765,1 633,0
2005 806,8 680,0

 


 

Приложение 2

 

Факторы развития международного туризма.

 


 

Приложение 3

 

Глобальные риски мировой экономики

Ущерб,

Млрд. долл.

Вероятность, %

1-5 5-10 10-20
10-50 Нанотехнологии, затопление пойменных земель Международный терроризм, распространение оружия массового поражения, "несостоявшиеся" государства, потеря источников пресной воды.  
50-250 Землетрясения, тропические штормы, финансовые кризисы, нестабильность на Ближнем Востоке. Инфекционные заболевания в развивающихся странах, режимы социальных обязательств, климатические изменения, падение доллара, международная преступность и коррупция. Хронические заболевания в развитых странах, сбой информационных технологий.
250-1000 Пандемии Межгосударственные и гражданские войны "Жесткая посадка" китайской экономики, цены на нефть
Более 1000 Отход от глобализации   Обвал цен на недвижимость

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: