Инвентаризация основных средств и отражение ее результатов

В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:

· при смене материально ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России).

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Выявленные излишки основных средств приходуются, делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 01 «Основные средства»

К 91 «Прочие доходы и расходы»

При недостаче и порче объектов основных средств делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

На сумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств:

Д 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в эксплуатации»

На сумму амортизационных отчислений, накопленных за время эксплуатации объекта:

Д 02 «Амортизация основных средств»

К 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

На сумму остаточной стоимости:

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

При выявлении конкретных виновников делаются записи на счетах бухгалтерского учета – на сумму остаточной стоимости объекта основных средств:

Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По мере погашения задолженности виновником ее соответствующую часть списывают:

В случае удержания суммы недостачи из заработной платы виновника:

Д 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

В случае внесения суммы недостачи виновником наличными деньгами в кассу предприятия:

Д 50 «Касса»

К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Теоретически инвентаризация должна проходить по вышеперечисленным условиям с соблюдением правил инвентаризации. На ООО «РегионОптТорг» инвентаризация не проводится практически с самого открытия организации из-за нехватки работников бухгалтерии. Следствием этого является сложность проведения инвентаризации в настоящее время. Сказывается несвоевременный учет поступления основных средств и трудности с определением их местонахождения и принадлежащих им инвентарных номеров. Вследствие того, что за этот период основные средства выбывали и подвергались ремонту, но это в учете не отражено и не сохранились технические документы по приобретенным ранее объектам, то возникает проблема их постановки на учет (если они эксплуатируются, то невозможно определить их стоимость), те же проблемы возникают и при оформлении ремонтных работ, и при оформлении выбытия объектов.

Вывод: Большинство основных средств не имеет инвентарного номера. К основным средствам не прикреплены материально ответственные лица. Отсутствие документации по ранее приобретенным объектам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: