1.1 Сущность безналичного денежного обращения, значение в деятельности организации, задачи учета
Любое предприятие совершает денежные расчеты как покупатель и как продавец, рассчитывается с бюджетом и банком, осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот, являющийся частью денежного оборота. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются в платежном обороте прежде всего населением, а также субъектами хозяйствования при расчетах незначительными суммами.
Денежные отношения представляют собой довольно сложную систему, которая отражает различные стороны воспроизводственного процесса. Это обусловлено тем, что все созданные продукты и оказываемые услуги, предназначенные для производственного или личного потребления и принимающие товарную или нетоварную форму, реализуются за соответствующую сумму денег. С помощью последних осуществляется формирование и распределение доходов, в том числе стоимости прибавочного продукта, а также кредитное перераспределение временно высвобождающихся денежных средств.
Денежное обращение состоит из наличного и безналичного денежного оборота.Принципиальная особенность денежного обращения современных развитых государств состоит в практически полном отсутствии разделения наличного и безналичного оборота. Это означает, что наличные и безналичные деньги имеют одинаковую покупательную силу, а переход денег из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями субъектов хозяйствования. Характерно, что в условиях высокого уровня развития безналичных расчетов использование банкнот даже для незначительных платежей (несколько сотен долларов) практически исключено в связи с расходами на инкассацию, риском ограбления. При этом не существует проблема перелива денег из безналичной формы в наличную, поскольку через изменение цен, процентных ставок и валютного курса балансируется совокупная денежная масса и масса товаров, услуг и инвестиционных возможностей, включая внешнеэкономические связи. Единство безналичного и наличного денежного оборота обеспечивается созданием условий для недопущения свободного хождения иностранной валюты во внутреннем платежном обороте.
Безналичный денежный оборотпредставляет собой совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Безналичный и налично-денежный оборот как две составные части единого денежного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому всегда необходимо учитывать эту связь и возможное влияние составных частей денежного оборота друг на друга. Однако в экономической теории и банковской практике эти вопросы еще не нашли своего окончательного решения. Ясно лишь то, что рациональная организация денежного оборота с точки зрения укрепления обращения денег требует дальнейшего расширения сферы безналичных расчетов и их совершенствования, улучшения денежно-кредитного регулирования, строгого соблюдения принципов кредитования, усиления связи между кредитными и кассово-эмиссионными операциями центрального банка, так как именно в процессе кредитования экономика получает необходимые платежные средства и наличные деньги.
Государство постоянно расширяет сферу применения безналичных расчетов. На их долю приходится большая часть всего денежного оборота. Путем безналичного расчета производятся расчеты между предприятиями и организациями, между организациями и их вышестоящими органами, с финансово-кредитной системой. В настоящее время сокращается сфера применения наличных денег для расчетов с населением.
В последние годы в безналичном денежном обороте между банками устанавливаются корреспондентские отношения, представляющие собой договорные отношения, в соответствии с которыми один банк (корреспондент) держит депозиты других банков (респондентов) и оказывает последним услуги по платежным и другим операциям. При этом межбанковские расчеты по крупным и срочным денежным переводам осуществляются на валовой основе и в реальном времени. Сумма крупного перевода определяется центральным банком. Межбанковские расчеты по прочим платежам (несрочные и мелкие суммы) могут осуществляться путем дву- и многостороннего зачета на основе клиринга. Последний представляет собой осуществляемый до расчета процесс передачи, сверки и подтверждения платежных сообщений, а также операции по взаимному зачету требований, обязательств и определению конечного расчетного сальдо.
Банки-корреспонденты играют исключительно важную роль, особенно в тех странах, в которых банк по разным причинам не может быть представлен непосредственно в банковской сфере. Поэтому межбанковские корреспондентские отношения представляют собой всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, основанные на корректном, честном и гармоничном выполнении взаимных поручений. Из определения корреспондентских отношений следует, что они возникают тогда, когда один банк с целью проведения своих операций хочет пользоваться услугами другого банка, т.е. другой банк в состоянии предоставить услуги лучше, быстрее или дешевле либо первый банк вообще не сумеет реализовать эти услуги.
Корреспондентские отношения имеют особое значение при проведении отечественным банком международных расчетов и платежей, поскольку вопрос о привлечении другого банка возникает тогда, когда необходимо совершить банковские операции за пределами национальной границы. Поэтому необходимость создания корреспондентских отношений с зарубежными банками-партнерами возникает, когда деятельность банка приобретает международный характер, что зависит от контингента (состава) клиентов банка или географии их бизнеса.
В настоящее время в безналичном денежном обороте используются различные формы расчетов. В частности, используются банковские пластиковые карточки,являющиеся фактически кредитным обязательством банка по последующей выплате электронных денег в наличной или безналичной формах, поскольку покупатель, оплачивая приобретенный товар пластиковой карточкой, передает продавцу кредитное обязательство на соответствующую сумму. При этом платежная сила банковской пластиковой карточки с ее функциями, формой и свойствами может быть очень низкой или совсем сведена к нулю, если банк-эмитент по каким-либо причинам перестанет платить по своим обязательствам. Безналичные расчеты осуществляются также путем использования платежных требований, платежных поручений, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, векселей, инкассовых распоряжений (распоряжений на бесспорное взыскание средств).
Платежное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денег и зачислении ее на счет получателя средств. Специфика данного расчетного документа состоит в том, что:
– платежное требование применяется после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;
– оплата платежного требования осуществляется с согласия (акцепта) плательщика;
– в основе расчетов лежит система инкассо, при которой банк поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет их на его счет.
Платежное требование составляется на бланке установленной формы и представляется в обслуживающий поставщика банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов.
Платежное поручение –это распоряжение владельца расчетного счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денег их получателю, указанному в поручении. Платежными поручениями производятся расчеты за полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по предварительной оплате товаров (услуг) и по авансовым платежам, если это предусмотрено договором.
Платежное требование-поручениепредставляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежное требование-поручение вместе с отгрузочными и другими документами направляется непосредственно покупателю. При согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати (на первом и втором экземплярах) и сдает в банк. Об отказе оплатить платежное требование-поручение (всю сумму или часть) плательщик уведомляет непосредственно поставщика в порядке и сроки, определенные договором.
Аккредитивпредставляет собой поручение банка покупателя банку поставщика, выдаваемое им по поручению покупателя, производить платежи поставщику при условии предоставления последним документов, подтверждающих отгрузку товаров, а также других условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Расчеты аккредитивами применяются в случаях систематической задержки платежей и если это предусмотрено договором.
Существуют покрытые или депонированные, непокрытые или гарантированные, отзывные и безотзывные аккредитивы. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет собственные или заемные (кредит банка) средства плательщика в распоряжение исполняющего банка на отдельный балансовый счет "Аккредитивы" на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Непокрытый аккредитив представляет исполняющему банку списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывный аккредитив представляет собой твердое обязательство банка-эмитента, подтвержденное исполняющим банком дополнение к обязательству банка-эмитента, производить выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть отменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Чекпредставляет собой безусловное письменное предложение чекодателя плательщику произвести платежи указанной на чеке денежной суммы чекодержателю. Чекодатель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает чек. Чекодержатель – это юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку. Расчеты чеками производятся с депонированием средств на отдельном счете. Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма денег.
Расчеты чеками имеют преимущества, связанные с гарантией платежа, а недостатком является усложнение документооборота, поскольку зачисление денежных средств поставщику (чекодержателю) осуществляется не в момент предъявления чеков в свой банк, а после их списания со счета плательщика (чекодателя). В промышленно развитых странах с помощью чеков обслуживается основная часть платежного оборота.
Вексельявляется средством оформления коммерческого кредита, представленного в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданный товар, а также ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя. Вексель является долговым обязательством. Существуют простые и переводные векселя.
Банки могут заниматься учетом векселей, под которым понимается такая операция, когда векселедержатель продает банку векселя по передаточной надписи (индоссамент) до наступления срока платежа и получает определенную сумму денег по векселю за вычетом учетного процента (дисконта). К учету принимаются только те векселя, в отношении которых имеется полная уверенность в оплате. При помощи учетной операции происходит ускорение оборачиваемости оборотных средств субъектов хозяйствования, поскольку учет векселя позволяет предприятию-векселедателю произвести платеж поставщикам за материалы и услуги, а предприятию-векселедержателю осуществить расчеты для начала нового производственного цикла, не дожидаясь поступления средств от заказчиков за отгруженную продукцию. Расчеты при этом происходят быстрее, так как, учитывая векселя, их владелец превращает срочные обязательства в денежные средства и получает тем самым дополнительные ресурсы для проведения коммерческих сделок с поставщиками продукции и услуг.
Расчеты векселями способствуют тому, что предприятие-векселедатель и предприятие-векселедержатель не иммобилизуют собственные средства в расчеты и платежи за произведенную и приобретенную продукцию. В свою очередь, коммерческий банк, совершив учетную операцию, приобретает право собственности на учтенные векселя и, соответственно, осуществляет контроль за своевременным поступлением средств от должника в срок, указанный в векселе. Учет векселей обеспечивает банку также дополнительный приток средств, которые могут быть использованы во время усиленного востребования вкладов. Поэтому операции по учету векселей коммерческими банками имеют значение не только для предприятий, дисконтирующих свои срочные обязательства, но и для самих банков.
При использовании векселя производятся следующие операции:
1 – поставка товара покупателю;
2 – выписка векселя поставщику товара;
3 – передача векселя в банк;
4 – оплата векселя банком;
5 – предъявление векселя банком для оплаты покупателем товара;
6 – оплата векселя покупателем товара.
При этом надо иметь в виду, что не каждый вексель может и должен учитываться банком (преобладающая часть векселей не должна учитываться). К тому же, прежде чем векселя будут предъявлены и приняты к учету, они должны, как правило, совершить несколько оборотов с целью обслуживания ряда товарных сделок.
Инкассовое распоряжение служит для получения денег со счета плательщика без его согласия в порядке бесспорного списания. Бесспорное взыскание средств со счетов плательщиков производится инкассовым поручением либо распорядителем, составленным на бланке платежного требования. Бесспорное списание средств осуществляется распоряжением взыскателя. В распоряжении обязательно должна быть сделана ссылка на акт законодательства, которым взыскателю предоставлено право списания средств в бесспорном порядке. Инкассовое распоряжение применяется только при взыскании средств на основании исполнительных и приравненных к ним документов. К инкассовому поручению прилагается исполнительный документ (оригинал или дубликат), если основанием для взыскания являются приказ арбитража, решение суда или исполнительная подпись нотариуса.
1.2 Нормативно-правовое регулирование безналичного денежного обращения в Республике Беларусь
Правильная организация денежного оборота – условие эффективного управления экономикой. Денежный оборот отражает как положительные итоги процесса производства товаров и услуг, так и его отрицательные моменты. Практика хозяйствования доказала целесообразность концентрации управления денежным оборотом центральным банком, который является единым кредитным, эмиссионным, кассовым и расчетным центром государства. Можно выделить следующие основные принципы организации денежного оборота:
– все предприятия (объединения), организации и учреждения обязаны хранить денежные средства на счетах в банке, проводить расчеты через банк преимущественно в безналичной форме;
– банки должны обеспечивать ведение счетов предприятий и организаций, проведение по ним безналичных и налично-денежных расчетов с соответствующим контролем, прием и хранение денежных сбережений населения, выдачу их по первому требованию вкладчиков в любой форме;
– во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском обороте – только государственные денежные знаки.
Денежный оборот регулируется центральным банком. При этом регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежно-кредитного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену. Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта денежно-кредитного регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом – основу для определения возможного объема банковских кредитов.
Методология бухгалтерского учета денежных средств представлена в следующих нормативно-правовых документах:
– Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23.07.2008 N 408);
– Постановление правления национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001 г. N 66 «Об утверждении инструкции о банковском переводе» (в ред. Постановлений Правления Нацбанка от 30.08.2001 № 226, От 27.06.2002 № 116, от 26.12.2002 № 251, от 26.06.2003 № 119, от 30.12.2003 № 226 (ред. 23.03.2004), от 29.04.2004 № 69, от 10.01.2005 № 1, от 28.09.2005 № 133, от 28.12.2006 № 222, от 20.12.2007 № 225, от 13.08.2008 № 113);
– Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 2 июня 2004 г. N 87 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления безналичных переводов через частные платежные системы».
– Правила проведения валютных операций в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. № 72 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 27.12.2004 N 190, от 17.01.2007 N 2, от 20.06.2007 N 127, от 17.12.2007 N 221, от 04.06.2008 N 69);
– Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 28 июля 2005 г. N 112 «Об утверждении инструкции о порядке совершения Валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Постановлений Правления Нацбанка от 21.04.2006 № 62, от 17.01.2007 № 2, от 22.03.2007 № 68, от 12.11.2007 № 203);
– Инструкция об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) сетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2004 г. № 74 (в редакции постановления от 29.06.2004 г. № 105);
– Инструкция по использованию чековой книжки для получения наличных денег, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.04.2003 г. №72 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 27.06.2003 N 126, от 04.10.2006 N 147);
– Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. №74 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 26.01.2005 N 9, от 16.02.2007 N 51).
1.3 Экономическая характеристика организации
Данная курсовая работа выполнена по материалам Общества с ограниченной ответственностью «ЭСКО».
Общество с ограниченной ответственностью «ЭСКО» зарегистрировано в соответствии с требованиями нового Гражданского кодекса Республики Беларусь Могилевским областным исполнительным комитетом решением № 17-10 от 24 июля 2003г., в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 790201863.
Форма собственности – частная.
Предприятие имеет собственную производственную базу, складские и офисные помещения.
Основным видом деятельности ООО «ЭСКО» является производство электродвигателей асинхронных с электромагнитным тормозом и установок насосных высокого давления.
В соответствии с принятой учетной политикой моментом реализации продукции признается отгрузка продукции.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия. Возглавляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия». На предприятии обеспечено ведение бухгалтерского учета в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными законодательными актами в части ведения бухгалтерского учета.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности анализируемой организации – ООО «ЭСКО»
Показатели | Базовый период | Отчетный период | Изменение | |
абсолютное | в % | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Объем производства продукции (работ, услуг), млн р. - в сопоставимых ценах | 1664 | 1994 | 330 | 19,8 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. - из них ППП | 25 6 | 26 8 | 1 2 | 4 33,3 |
3. Производительность труда, млн р. | 277 | 249 | -28 | 10,1 |
4. Среднегодовая стоимость ОПФ, млн р. | 112 | 163 | 51 | 45,5 |
5. Фондоотдача ОПФ, р./р. | 14,9 | 12,2 | -2,7 | 18,1 |
6. Фонд заработной платы, млн р. | 149,8 | 279,7 | 129,9 | 86,7 |
7. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) млн р. | 1966 | 2452 | 486 | 24,7 |
8. Полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), млн р. | 1294 | 1860 | 566 | 43,7 |
9. Прибыль от реализации, млн р. | 335 | 367 | 32 | 9,6 |
10. Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), % | 25,9 | 19,7 | -6,2 | 23,9 |
11. Прибыль за отчетный период, млн р. | 335 | 367 | 32 | 9,6 |
12. Чистая прибыль, млн р. | 242 | 260 | 18 | 7,4 |
13. Коэффициент текущей ликвидности | 4,5 | 4,7 | 0,2 | 4,44 |
14. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,78 | 0,79 | 0,01 | 1,28 |
При анализе основных показателей деятельности предприятия за отчетный период взят 2007г., за базовый – 2006г. Источниками информации являются:
– Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства форма 1-МП (Приложение 1);
– Бухгалтерский баланс за 2007г. (Приложение 2);
– Отчет о прибылях и убытках за 2007г. (Приложение 3);
– Отчет о движении денежных средств за 2007г. (форма № 4) (Приложение 4);
Объем производства продукции в сопоставимых ценах за отчетный период составил 1994 млн.руб. и увеличился по сравнению с базовым периодом на 330 млн.руб. или на 19,8%.
Среднесписочная численность изменилась не сильно – увеличилась всего лишь на 1 человека, что составляет 4%. Из них численность промышленно-производственного персонала увеличилась на 2 человека, что составило 33,3% от численности ППП.
Производительность труда находится делением выпуска продукции в сопоставимых ценах на численность ППП. Она в отчетном периоде сократилась на 28 млн.руб. по сравнению с отчетным. И, так как выпуск продукции увеличился, то уменьшение производительности труда произошло за счет увеличения численности ППП.
Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась на 51 млн.руб. или на 45,5%.
Фондоотдача находится делением объема произведенной продукции в сопоставимых ценах на среднегодовую стоимость ОПФ. В отчетном периоде по сравнению с базовым фондоотдача уменьшилась на 2,7 млн. руб. Это произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости ОПФ на 45,5%, при одновременном увеличении объема произведенной продукции только на 19,8%.
Размер фонда заработной платы на предприятии за отчетный период по сравнению с базовым увеличился на 129,9 млн.руб. или на 86,7%. Такое увеличение является значительным, особенно при небольшом росте среднесписочной численности работников. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отчетном году сотрудникам предприятия была значительно увеличена заработная плата.
Выручка от реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 486 млн.руб. или на 24,7%. Полная себестоимость реализованной продукции увеличилась на 566 млн.руб. или на 43,7%.
Прибыль от реализации продукции, она же и прибыль за отчетный период увеличилась на 32 млн.руб. или 9,6%. Рентабельность реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базовым сократилась на 6,2%. Это произошло за счет того, что прибыль от реализации продукции увеличилась на 9,6% процентов, в то время как ее себестоимость увеличилась на 43,7%.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 18 млн.руб. или на 7,4%.
Коэффициент текущей ликвидности – это отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами. По балансу находится следующим образом:
Ктл. = стр.290 / (стр.590 – стр.510 – стр.550)
Ктл. = 598 / 133 = 4,5– на начало анализируемого периода.
Ктл. = 765 / (162 – 15) = 4,7– на конец анализируемого периода.
Нормальным значением для коэффициента текущей ликвидности традиционно считается 2 и выше. Он показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и успешной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды других элементов материальных оборотных средств. Коэффициент текущей ликвидности на данном предприятии имеет достаточно высокое значение.
О наличии собственных оборотных средств свидетельствует величина коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, который по данным баланса определяется следующим образом:
К = (стр.490 + стр.550 – стр.190) / стр.290
К = (575 + 0 – 110) / 598 = 0,78 – на начало периода.
К = (787 + 0 – 184) / 765 = 0,79 – на конец периода.
Нормативным значением коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами для предприятий машиностроительной промышленности, к которым можно отнести анализируемое предприятие, является 0,2. Значение данного коэффициента по предприятию значительно выше, что свидетельствует о его финансовой устойчивости.
Высокое значение показателей деятельности анализируемого предприятия, а также их положительная динамика за отчетный период свидетельствует о достаточно стабильном финансовом положении предприятия.
2 Учет денежных средств на текущем (расчетном) счете
2.1 Порядок открытия расчетного счета в банке, его переоформления и закрытия, документальное оформление операций на текущем (расчетном) счете
Национальный банк Республики Беларусь, руководствуясь действующим законодательством, установил единый порядок открытия в банках республики расчетных счетов юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, органам государственной власти и управления общественным объединениям, нерезидентам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.
Счета могут открываться по выданным в установленном порядке доверенностям организаций, предпринимателей, физических лиц.
Банки открывают организациям, предпринимателям расчетные (текущие) и другие счета. К ним относятся депозитные, корреспондентские, субсчета, а также счета в иностранной валюте (включая специальные) и др.
Открытие других счетов осуществляется банками самостоятельно с учетом требований законодательства РБ.
Банки не вправе отказать организации, ее обособленному подразделению, выделенному организацией на отдельный баланс, предпринимателю, физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если это предусмотрено Уставом банка и имеется соответствующая лицензия НБ РБ.
Для оформления открытия (переоформления ранее открытых) текущих (расчетных) и других счетов в банк представляются следующие документы:
1 Заявление на открытие счета (форма № 0401025). При этом нерезиденты кроме предусмотренных формой заявления реквизитов указывают тип счета.
2 Копия документа о регистрации (перерегистрации) организации, предпринимателя (свидетельство о регистрации, выписка из решения местного органа управления, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.д.). Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом.
Нерезиденты представляют в банк копию документа, подтверждающего статус иностранной организации либо предпринимателя, удостоверенную надлежащим образом, с переводом на белорусский (русский) язык (например, выписку из торгового реестра страны происхождения и т.п.).
3 Два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, причем на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом. При этом уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета) на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй остается в банке в деле по оформлению счета клиента. Фермерские хозяйства представляют в банк нотариально удостоверенную копию акта на пользование землей, выдаваемого соответствующим местным органом управления.
Нерезиденты представляют удостоверенную в установленном порядке копию Устава (Положения, Агримента и т.п.) с переводом на белорусский (русский) язык, доверенность на представление интересов нерезидента, оформленную в установленном порядке.
4 Дубликат извещения о присвоении учетного номера плательщика (УНП).
Открытие нескольких счетов в банке по одному дубликату извещения о присвоении УНП, открытие счетов по копиям, ксерокопиям дубликата извещения о присвоении УНП не допускается. Также не допускается внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНП при открытии счета. Дубликат извещения о присвоении учетного номера плательщика действителен до закрытия счета в банке.
5 Справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда.
6 Карточка с образцами подписей должностных лиц (предпринимателя), имеющих право распоряжаться счетом, и оттиском печати владельца счета, содержащая реквизиты, предусмотренные формой № 0401026, удостоверенная нотариально.
Если банку необходимы дополнительные экземпляры карточек, они удостоверяются главным бухгалтером банка или лицом, уполномоченным руководителем банка, после сличения с основным экземпляром карточки и соответствующей подписи в реквизите "Прочие отметки" о сличении с основным экземпляром карточки и дополнительного удостоверения не требуют.
При открытии временного счета для формирования уставного фонда учредителям (участникам) создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций для аккумулирования денежных средств представляется карточка с образцами подписей учредителей (участников), имеющих право распоряжаться счетом.
При проведении расчетов с использованием электронных расчетных документов представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи.
При открытии вкладного (депозитного) счета организации, предприниматели представляют в банк, где открыт текущий счет, заявление, дубликат извещения о присвоении УНП и справку Фонда социальной защиты населения (кроме предпринимателей). В случае открытия депозитного счета в другом банке кроме вышеуказанных документов организации представляют в банк копию документа о регистрации (перерегистрации) организации, предпринимателя, два экземпляра копий учредительных документов, причем на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом, карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом. Предприниматели представляют все вышеуказанные документы, кроме копий учредительных документов и справки Фонда социальной защиты населения.
Физические лица при открытии депозитного счета в официальной денежной единице РБ представляют заявление и паспорт или документ, его заменяющий.
При открытии карт-счета организация, предприниматель представляют в банк заявление на открытие счета, дубликат извещения о присвоении УНП, справку Фонда социальной защиты населения и карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, удостоверенную нотариально.
Предприниматель представляет заявление на открытие счета, дубликат о присвоении УНП и карточку с образцами подписей.
Специальные счета для аккумулирования денежных средств граждан открываются организациям при представлении заявления на открытие счета, копии документа о регистрации (перерегистрации) организации, двух экземпляров копий учредительных документов – на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально или регистрирующим органом, дубликата извещения о присвоении УНП, справки Фонда социальной защиты населения, карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, а предпринимателям – при представлении вышеуказанных документов, за исключением двух экземпляров копий учредительных документов, справки Фонда социальной защиты населения, если в избранном банке нет счетов клиента.
Временный счет открывается строящейся организации на срок до полного пуска организации в эксплуатацию; для формирования уставного фонда учредителям (участникам) создаваемых организаций для аккумуляции денежных средств; для зачисления и дальнейшего перевода денежных средств в разовом порядке, предусмотренных законодательством РБ; для зачисления и дальнейшего перевода денежных средств для пополнения уставного фонда организации до размеров, предусмотренных законодательством; иностранному инвестору при создании организации для формирования уставного фонда. После государственной регистрации организации (либо сформирования уставного фонда) на основании заявления клиента временный счет закрывается и в общем порядке ему открывается текущий счет. Он также открывается для формирования уставного фонда создаваемой организации.
Счета в банках открываются на основании разрешительной подписи руководителя банка или другого уполномоченного лица на заявлении клиента.
При переоформлении счетов в связи с реорганизацией организации представляются такие же документы, как при открытии счета.
При изменении и дополнении учредительных документов владельцем счета представляются копии новых учредительных документов либо копия изменений (дополнений) к ним, удостоверенные нотариально или органом, производившим регистрацию.
В случае изменения наименования организации, не вызванного реорганизацией, а также изменения подчиненности (до представления копии решения соответствующего органа, уполномоченного принимать такие решения, либо копии учредительных документов, удостоверенных нотариально) в банк представляется заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях. В этом случае владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.
Указанные документы должны быть представлены в течение одного месяца со дня реорганизации, регистрации переименования, изменения подчиненности, изменения или дополнения учредительных документов.
Руководителям банка предоставляется право освобождать владельца счета от представления документов для переоформления счета и производить переоформление собственным распоряжением, если изменение наименования организации вытекает из законодательства Республики Беларусь и других нормативных актов. О данных изменениях банк сообщает налоговому органу в течение трех рабочих дней.
Текущие и другие счета организаций (обособленных структурных подразделений) и предпринимателей закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания и претензии к счету, а также задолженность Фонду социальной защиты населения в следующих случаях:
а) по решению (заявлению) владельца счета в сроки, согласованные с обслуживающим банком;
б) в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;
в) по решению собственника или органа, создавшего организацию;
г) при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней. При этом документы, находящиеся в деле по открытию счета (за исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; дубликат извещения о присвоении УНП и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;
д) при ликвидации организации (прекращении деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии;
е) при отсутствии средств на счете в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты – до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);
ж) при отсутствии записей по счету в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты – до одного года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами";
з) в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации организации, предпринимателя;
и) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством и соответствующими договорами.
Банк вправе приостановить расходные операции по счетам клиентов (кроме платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды) в следующих случаях: своевременно не перерегистрировавшимся в соответствии с законодательством; до представления клиентом всех необходимых для открытия и ведения счета документов (в том числе до представления в установленный срок оттиска печати), предусмотренных действующими правилами; в случае разногласий между должностными лицами владельца счета, обладающими правом первой подписи (генеральным директором и т.д.) расчетных документов, по заявлению кого-либо из них до получения банком извещения об урегулировании разногласий, подписанного данными должностными лицами; в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.
2.2 Аналитический и синтетический учет операций с денежными средствами на счетах организации в банках
Банк присваивает организации номер текущего (расчетного) счета, на котором сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию выполненные работы и оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, получаемые от банка, и прочие зачисления.
Обслуживающим банком ООО «ЭСКО» является филиал № 2 в г.Могилеве ЗАО Банк ВТБ (Беларусь). В банке организации открыты следующие счета:
– расчетный счет в белорусских рублях;
– мультивалютные счета: транзитный – для зачисления поступлений в валюте, текущий – для учета средств, находящихся в распоряжении предприятия, специальный.
С расчетного счета в большинстве случаев производятся платежи организации: оплата поставщикам за приобретаемые материалы; погашение задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения; получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказа организации – владельца расчетного либо другого счета или его согласия (акцепта).
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, банк может производить принудительное списание денежных средств с расчетного счета. Например, по решения налоговых органов перечисляются просроченные налоги и сборы, по исполнительным листам народного суда, по приказам Высшего Хозяйственного Суда – суммы удовлетворенных исков и т.п.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальных форм, утвержденных им же. К ним относятся: чек денежный, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, расчетный чек и др.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Для подтверждения полученных денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Платежными поручениями (Приложение 4.1) могут производиться расчеты с поставщиками, финансовыми органами, вышестоящими организациями, страховыми компаниями и другими организациями. Платежное поручение выписывается в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в каком филиале банка находится расчетный счет получателя. Оно используется и при иногородних расчетах. При необходимости одновременного перечисления нескольких платежей применяется особая форма сводного поручения. Оно выписывается для нескольких получателей, обслуживаемых одним отделением банка. Подписи и печать ставятся один раз под итоговой суммой перечислений.
В ООО «ЭСКО» платежные поручения оформляются с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Ответственным за оформление платежных поручений является бухгалтер.
Для перечисления денег с расчетного счета организации на расчетный счет получателя могут применяться также расчетные чеки. В ООО «ЭСКО» расчетные чеки не применяются.
Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания (Приложение 5). При этом, сохраняя денежные средства организаций, банк является должником организации (его кредитором). Поэтому остатки денежных средств и их поступления на расчетный счет записывают по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить, что расчетный счет в организации активный, а в банке – пассивный.
Выписка из расчетного счета содержит определенные показатели, часть которых кодируется банком. Она заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.
Полученная из банка выписка обрабатывается, т.е. подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, проставляются корреспондирующие счета с расчетным счетом. Проверка и обработка выписок, как правило, должны производиться в день их поступления. В организации учет наличия и движения денег на расчетном счете по данным выписок банка ведется на активном синтетическом счете 51 "Расчетный счет". При ведении учета по полной журнально-ордерной форме счетоводства кредитовые обороты по этому счету должны записываются в журнал-ордер № 2, а дебетовые – в ведомость № 2. Учет движения денежных средств на расчетном счете при упрощенной форме ведется в ведомости формы № В-4, в которой, по данным выписок банка, показываются остатки, дебетовые и кредитовые обороты.
Когда учет организуется по журнально-ордерной форме, рекомендованной для небольших организаций, то записи по кредиту счета 51 отражаются в журнале-ордере № 01, а по дебету – в ведомости к этому журналу.
В ООО «ЭСКО» бухгалтерский учет ведется по автоматизированная (компьютерной) форме. Автоматизированная форма бухгалтерского учета представляет собой непрерывный процесс сбора, регистрации и обработки учетной информации с помощью компьютера с целью получения необходимых показателей для управления производством. Данные первичных документов о совершенных хозяйственных операциях вводится в память машины с помощью специальных программ. На данном предприятии используется программа «1С:Бухгалтерия» версия 6.0. Далее машиной производится группировка и обработка первичных данных, обобщение информации в соответствии с программным обеспечением и получение выходной результативной информации в электронной форме или на бумажных носителях.
На основании всех полученных и обработанных выписок за месяц компьютерная программа формирует документ «Анализ счета по датам: 51 Расчетный счет» (Приложение 6), где расписаны все выписки по дням и проставлены корреспондирующие счета. Также формируется по итогам месяца анализ счета за месяц (Приложение 7), где подсчитаны итоговые суммы за месяц, сальдо на начало месяца, обороты за месяц, сальдо на конец месяца и проставлены корреспондирующие счета.
Обязательным условием для заполнения регистров является использование одной строки для каждой выписки банка. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в регистры итогами. Количество занятых строк в регистрах за каждый месяц, кроме остатков, должно быть равным количеству полученных за этот период выписок из банка. Все суммы записываются в регистры в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Это позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации, контролировать целевое использование средств, исполнения обязательств перед бюджетом и другими органами.
Ошибочно списанные с расчетного счета суммы принимаются на учет по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 3 "Расчеты по претензиям") следующей проводкой:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 3 "Расчеты по претензиям").
К-т сч. 51 "Расчетный счет".
Излишне зачисленные на расчетный счет суммы отражаются записью:
Д-т сч. 51 "Расчетный счет".
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 3).
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
Д-т сч. 51 "Расчетный счет".
К-т сч. 45 "Товары отгруженные" – на поступившие суммы от покупателей в возмещение стоимости тары и транспортных расходов, включенных в счет поставщика (не включенные в стоимость продукции);
К-т сч. 50 "Касса" – сдача из кассы наличных денег в банк и зачисление их на счет;
К-т сч. 52 "Валютные счета"– при перечислении валюты с валютного счета на расчетный;
К-т сч. 58 "Финансовые вложения" – возврат предоставленных другим организациям займов;
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – при поступлении задолженности от поставщиков;
К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – на поступившие суммы от покупателей продукции, работ, услуг, основных средств и иного имущества при учете реализации по мере отгрузки и предъявления счетов к оплате, при расчетах плановыми платежами, на полученные авансы;
К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" – на суммы полученных краткосрочных кредитов банка и займов;
К-т сч. 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" – на суммы полученных долгосрочных кредитов и займов;
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – на возвращенные суммы излишне уплаченных налогов и сборов;
К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" – на возвращенные суммы превышения расходов над платежами;
К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами" – на возврат неиспользованных подотчетных сумм в местные учреждения банков;
К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" – на суммы платежей в безналичном порядке, поступившие от работников организации в погашение полученных ими займов, в возмещение материального ущерба и др.;
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"– при поступлении денежных средств от учредителей в счет их вкладов в уставный фонд организации;
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – при погашении дебиторской задолженности, прочих дебиторских долгов;
К-т сч. 79 "Внутрихозяйственные расчеты" – на поступление денежных средств на расчетные счета от подразделений ПО (по внутрибалансовым расчетам) при централизованной сбытовой деятельности, а также на пополнение оборотных средств и другие нужды;
К-т сч. 86 "Целевое финансирование" – на поступившие суммы для осуществления мероприятий целевого назначения (финансирование расходов по содержанию детских учреждений, спортивно-оздоровительных лагерей, парков, переданных в бесплатное пользование профсоюзным организациям, и других социальных мероприятий), включая средства, перечисленные другими организациями в порядке долевого участия в указанных мероприятиях; суммы правительственных субсидий и местных административных органов целевого назначения и др.;
К-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" – на поступившие суммы от продажи принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;
К-т сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы" – на поступившие от других организаций суммы штрафных санкций;
К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов" – при поступлении платежей в счет доходов будущих периодов (полученная вперед арендная плата, оплата автомобильных перевозок вперед и др.); разница между ценой реализации и номинальной стоимостью выпускаемых ценных бумаг.
Зачисленные суммы денежных средств отражаются в выписке банка. Также, как подтверждающий документ, банк дает получателю денежных средств экземпляр платежного поручения плательщика (Приложение 7.1).
Списание денежных средств с расчетного счета отражается:
К-т сч. 51 "Расчетный счет"
Д-т сч. 18 "НДС по приобретенным товарам, работам, услугам" – на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе имущества на таможенную территорию Республики Беларусь;
Д-т сч. 50 "Касса" – при получении наличных денег в кассу на разные цели;
Д-т сч. 52 "Валютные счета" – при покупке валюты;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" – на суммы выставленных аккредитивов и полученных чековых книжек за счет собственных средств, а также перечислений денежных средств на специальный счет по капвложениям и банку для оплаты дивидендов, целевого финансирования и целевых поступлений ПО на текущие счета структурных подразделений для выплаты зарплаты и других расходов кассовой наличностью;
Д-т сч. 57 "Переводы в пути" – на перечисленные суммы, направляемые на торги для приобретения иностранной валюты;
Д-т сч. 58 "Финансовые вложения" – на суммы, перечисленные для приобретения государственных ценных бумаг, акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, а также на суммы предоставленных другим организациям займов;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – при оплате счетов поставщиков и подрядчиков;
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – при возврате покупателям излишне полученных сумм;
Д-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" – при погашении кредитов банка, процентов по кредитам, сумм задолженности заимодавцам (кроме банков) по всем видам краткосрочных займов, возврате организацией – векселедержателем денежных средств, полученных от банка в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств;
Д-т сч. 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" – на суммы погашения кредитов и займов, процентов по кредитам, возврата организацией-векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедержателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – на суммы перечисленных в бюджет налогов;
Д-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" – на перечисленные суммы платежей;
Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" – при перечислении заработной платы на лицевые счета в банке или по месту нахождения работника организации;
Д-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами" – на перечисление подотчетных сумм по месту командировки работника организации;
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" – при перечислении ссуд работникам организации на их лицевые счета в банках;
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями" – на суммы перечисленных доходов в пользу учредителей организации и дивидендов держателям акций и пая организации, кроме его работников;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – при погашении разного рода кредиторской задолженности (арендной платы арендодателю за основные средства, сданные в аренду без выкупа; алиментов и других удержаний из заработной платы по исполнительным листам или постановлениям судебных органов; торговым организациям сумм, удержанных из заработной платы работников за товары, купленные в кредит (если организация для этих целей не пользуется кредитами банков); депонированной заработной платы; за банковское обслуживание и др.,
Д-т сч. 79 "Внутрихозяйственные расчеты" – при перечислении различных сумм объединением своим филиалам и другим подразделениям, выделенным на самостоятельный баланс, денежных средств в счет причитающейся учредителю управления прибыли (дохода);
Д-т сч. 80 "Уставный фонд" – при возврате денежных средств ранее внесенных товарищами в простое товарищество в счет их вкладов в уставный фонд;
Д-т сч. 81 "Собственные акции (доли)" – при выкупе акционерным или иным обществом (товариществом) у акционеров (участников) принадлежащих им акций (долей);
Д-т сч. 86 "Целевое финансирование" – при возврате неиспользованных целевых средств;
Д-т сч. 91 "Операционные доходы и расходы" – на расходы, связанные с продажей основных средств, производственных запасов, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг, финансовых вложений и иных активов;
Д-т сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы" – на суммы уплаченных штрафных санкций, перечисленных денежных средств, связанных с благотворительной деятельностью, с расходами на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, шефской и социальной помощи и иных аналогичных мероприятий;
Д-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов" – при оплате расходов за счет средств созданных резервов.
2.3 Учет операций по валютному счету
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах в банках на территории республики и за рубежом предназначен активный счет 52 "Валютные счета". Порядок совершения и оформления операций по валютным счетам регулируется Правилами Национального банка. При этом операции могут совершаться в следующих валютах: рублях, свободно конвертируемых валютах (собственная валюта страны обменивается на иностранную – доллары, евро и др.), валюте клиринга (валюте, согласованной участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств), замкнутой (неконвертируемой) валюте, национальной валюте (в данном случае рублях).
При отражении операций в бухгалтерском учете иностранная валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу Национального банка РБ, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. Параллельно учет ведется и в соответствующей иностранной валюте (долларах, евро, иенах и т.д.). Это необходимо для контроля за реальным движением денежных средств в различных валютах. Конверсионные операции по счетам производятся по соглашению клиента и банка.
К счету 52 "Валютные счета" могут открываться следующие субсчета: "Текущий валютный счет"; "Специальный валютный счет" и др.
ООО «ЭСКО» производит отгрузку производимой продукции на экспорт, главным образом, в Российскую Федерацию. За отгруженную продукцию покупатели перечисляю оплату в российских рублях. Валюта поступает на транзитный мультивалютный счет. В течение 7 дней с момента зачисления валюты организация обязана произвести ее распределение и обязательную продажу 30% суммы на ОАО «Белорусская валютно-фондовой биржа». При этом оформляются следующие документы:
– Реестр распределения валюты (Приложение 8);
– Сведения о произведенных расчетах по внешнеэкономическим сделкам (Приложнние 9);
– Платежное поручение на обязательную продажу денежных средств на ОАО «БВФБ» (Приложнние 10);
– Платежное поручение на перечисление оставшейся суммы валюты с транзитного валютного счета на текущий (Приложнние 11).
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка (Приложнние 12) и приложенных к ним денежно-расчетных документов. При зачислении средств банк дает получателю мемориальный ордер на поступившую сумму, в котором прописывается сумма в валюте и сумма в белорусских рублях (Приложнние 13).
По дебету счета 52 "Валютные счета" отражается поступление денежных средств на валютные счета организации, а по кредиту – их списание. Суммы, ошибочно зачисленные или списанные с валютного счета, отражаются на счетах аналогично, как и по расчетному счету.
При полной журнально-ордерной форме учета кредитовые обороты по счету 52 ведутся в журнале-ордере № 2/1, а дебетовые – в ведомости № 2/1 к этому журналу. В случае организации учета по сокращенной журнально-ордерной форме операции по движению средств на валютном счете отражаются соответственно в журнале-ордере № 01 и ведомости № 01. В организациях, применяющих упрощенную форму, учет по указанному счету ведется в ведомости № В-4.
Аналитический учет по счету 52 "Валютные счета" ведется по каждому счету, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах.
Так же в процессе своей внешнеэкономической деятельности ООО «ЭСКО» получает товары из стран дальнего зарубежья и производит с ними расчеты в валюте Евро. Для этого организация может покупать валюту у банка за белорусские рубли и производить расчет с поставщиками. В этом случае оформляется платежное поручение на перевод с покупкой (Приложнние 14). Но чаще организация производит конверсию российских рублей в Евро, при этом оформляется платежное поручение на перевод с конверсией (Приложнние 15).
На анализируемом предприятии данные выписок за каждый день вносятся в компьютер и по окончании месяца программа формирует документ «Анализ счета по датам: 52» по каждому субсчету: транзитный (Приложение 16), текущий, специальный, где расписаны все выписки по дням и проставлены корреспондирующие счета. Также формируется по итогам месяца анализ счета за месяц (Приложение 17), где подсчитаны итоговые суммы за месяц, сальдо на начало месяца, обороты за месяц, сальдо на конец месяца по каждому виду валют и в белорусских рублях и проставлены корреспондирующие счета.
При приобретении валюты составляются следующие проводки:
1 Д-т сч. 76 "Расчеты, с разными дебиторами и кредиторами" (57)
К-т сч. 51 "Расчетный счет" – на сумму, перечисленную банку для покупки иностранной валюты, ж/о 2 (01);
2 Д-т сч. 52 "Валютные счета" (субсчет – "Текущий валютный счет"),
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (57) – на стоимость приобретенной иностранной валюты, пересчитанной по официальному курсу НБ РБ, действующему на дату ее зачисления на валютный счет либо на дату покупки;
3 Д-т сч. 97 "Расходы будущих периодов" (субсчет 2 "Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты") – по сырью 97-21 "По сырью, материалам, товарам, работам, услугам", 97-22 "По капитальным вложениям", 97-23 "По основным средствам", 97-24 "По нематериальным активам", 97-25 "Прочие",
К-т сч. 51 "Расчетный счет" (57, 76) – на расходы, связанные с покупкой иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом НБ РБ на момент покупки;
4 Д-т сч. 10 "Материалы" (07, 08, 26, 43 и др.),
К-т сч. 51 "Расчетный счет" (57, 76) – на расходы, связанные с покупкой иностранной валюты в части комиссионного вознаграждения банку в зависимости от назначения купленной иностранной валюты;
5 Д-т сч. 52 "Валютные счета"
К-т сч. 98 "Доходы будущих периодов" (субсчет "Курсовые разницы") – на сумму курсовой разницы, возникшей в результате переоценки стоимости иностранной валюты при изменении НБ РБ курсов иностранных валют (между курсами НБ РБ на момент покупки и момент зачисления на валютный счет) при повышении курсов.
При снижении курсов иностранных валют делается проводка красным сторно (Д-т сч. 52 и К-т сч. 98).
Учтенные на счете 97 "Расходы будущих периодов" (субсчет "Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты") расходы по покупке иностранной валюты списываются с этого счета в следующем порядке:
а) при приобретении иностранной валюты для расчетов за сырье, материалы, товары, работы, услуги:
1 Д-т сч. 26 "Общехозяйственные расходы"
К-т сч. 97-21 "По сырью, материалам, товарам, работам, услугам" – в пределах суммы, относящейся к сумме, эквивалентной произведенной обязательной продаже иностранной валюты в отчетном году;
2 Д-т сч. 92 "Внереализационные доходы и расходы" (84), В-4 К-т сч. 97-21 "По сырью, материалам, товарам, работам, услугам" – в оставшейся сумме, ежемесячно за счет прибыли;
б) при приобретении иностранной валюты для расчетов при осуществлении капитальных вложений в основные средства или нематериальные активы:
1 Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч. 97-22 "По капитальным вложениям" – на сумму расходов по покупке иностранной валюты до ввода (передачи) объектов основных средств (нематериальных активов) в эксплуатацию;
2 Д-т сч. 01 "Основные средства",
К-т сч. 97-23 "По основным сред