Выводы ко второй главе

Основная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями, помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации.

Социально-педагогическая поддержка заключается в определении педагогического прогноза при разработке тех или иных законопроектов, программ, мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию прав детей-инвалидов; осуществляет всю социальную работу с ними и с их семьями на основе принципов проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных, педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, самореализации, созданию комфортной среды обитания в социуме.

Социально-педагогическая помощь состоит в том, чтобы  осуществить педагогические меры, направленные на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, а так же на поддержку его родителей. 

Заключение

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте.

Решая первую задачу, мы выяснили, что дети-инвалиды – это дети, у которых возможности их жизнедеятельности в обществе ограничены из-за их физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. У семьи, которой растет ребенок-инвалид множество проблем: страх за судьбу ребенка, психологическая дезадаптация родителей, решение об отказе от ребенка и помещение его в стационарное учреждение, проблема материального характера и социального статуса родителей.

Семья для человека – наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию другие общественные образования. Роль семьи для детей-инвалидов увеличивается, ведь родители – ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения. Мы поняли это, решив вторую задачу.

Исходя из третьей задачи, узнаем, что основная цель социально-педагогической поддержки помочь детям-инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях членах общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности. Социально-педагогическая поддержка семьи  должна быть неформальной и разносторонней, это поможет детям-инвалидам  в социальной реабилитации. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

Проанализировав последнюю задачу, видно, что в последние годы наметилась тенденция улучшения социально-педагогической помощи семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

На данной работе исследования не законченно, остались так же не рассмотренными вопросы организации социально-педагогической помощи детям-инвалидам.

 

 

Тезаурус

Дети -инвалиды - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Комплексная реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально–экономических мероприятий, направленных на устранение, или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально – экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальной адаптации.

Социальная реабилитация – комплекс программ и действий направленный на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

Социально-педагогическая помощь ребенку-инвалиду – это комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.

Социально-педагогическая поддержка - это процесс, направленный на содействие детям-инвалидам и их родителям в преодолении их трудной жизненной ситуации, побуждение их к активной самопомощи, личностного развития, самореализации в обществе.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Специалист по социальной реабилитации – это профессионал, призванный обеспечить перестройку психики и развитие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с помощью организационных, педагогических и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию определенного психологического комфорта и психологической защищенности.

 

Литература

1. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.

2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.

3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида./ М.М.Айшервуд -М.: Педагогика, 1991 г.

4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова //Дефектология.- 1997. № 1.

6. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. — 1999.

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.

8. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973.

9. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М.: 1995.

10. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 1997.

11. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

12. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников - М.: ПЭРСЭ, 2002.

13. О положении семей в Российской Федерации, 1994-1996 гг./ Волжина О.И. (рук.), Алексеева Л.С., Архангельский В.Н. и др.; Под общ. ред. Дармодехина С.В.; НИИ семьи. - М., 1998.

14. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.

15. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.

16. Павленок П.Д. Основы социальной работы. — М., 1998.

17. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями/ под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998.

18.   Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т. 2.

19. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 1997.

20. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. — Ч. 1,2.

21. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. Пособие

22. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. Е.Р.Ярская- Смирнова, Э.К. Наберушкина – СПб.: Питер, 2004.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: