Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……............. 3

 

ГЛАВА 1. Дети-инвалиды как социально-педагогическая категория………… 6

 

1.1. Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………............. 6

1.2. Роль семьи в социализации ребенка-инвалида…………………………… 11

     Выводы по первой главе…………………………………………………… 16

 

ГЛАВА 2. Технологии социально-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка – инвалида………………………………………………………………... 17

2.1. Особенности социально - педагогической поддержки детей-инвалидов и их родителей………………………………………………………………………. 17

2.2. Социально-педагогическая помощь родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями на территории РФ…………………………..... 25

    Выводы по второй главе……………………………………………………. 29

Заключение………………………………………………………………………… 30

Тезаурус……………………………………………………………………………. 32 Литература……………………………………………………………….………... 34

 

 

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем социально-педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

 По данным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидов составляет 545 тысяч человек, из них было признано инвалидами 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах - 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [15].

Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.

Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития всовокупи с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.

В данной курсовой работе были использованы работы - Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И, Остапова В.М., Лебединской О.И., Шапиро Б.Ю., Грачева Л.К. и др., в которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми – инвалидами.

В целом актуальность проблемы исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью оказания социально-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить социально-педагогическую работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Объектом исследования является социально-педагогическая помощь.

Предметом – являются основные направления социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- описать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

- раскрыть роль семьи в реализации ребенка-инвалида;

- рассмотреть особенности социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и их родителей;

- охарактеризовать социально-педагогическую помощь родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями на территории РФ;

Методы исследования: анализ и синтез учебно-методической и научной литературы, нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме.

Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы при изучении дисциплин «Социальная педагогика», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, тезауруса и литературы.

Глава 1. Дети-инвалиды как социально-педагогическая категория

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [1].

Декларации о правах инвалидов  (ООН, 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [ 2].

По официальной статистике в России сейчас насчитывается 10 млн. инвалидов, что составляет около 7% от численности населения. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии [15].

Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

· глухих и слабослышащих;

· слепых и слабовидящих;

· с недоразвитием речи;

· с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· с задержкой психического развития;

· с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;

· дети с нарушениями в развитии.

Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией[8,с.20].

Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.

Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они боготворят педагога, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности.

Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счёт и грамоту, но эмоциональны и стремятся учиться.

Для больных церебральным параличом, кроме двигательных недостатков, характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают наставления воспитателя [17,с. 113].

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Однако в последние годы наблюдается рост численности детей- инвалидов с их специфическими трудностями и проблемами.

Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка [4,с.265].

У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; психологическая дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы [11,с. 56].

Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект [6]:

~ Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.

~ Реакция отрицания отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка ни каких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.

~ Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гиперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.

~ Скрытое отречение, отвержение ребенка дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.

~ Открытое отречение, отвержение ребенка родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение – это негативные реакции родителя, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию. Таким семьям нужна помощь и психологическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть специалисты по социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний, его появление вносит определенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Существует определенная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и само общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с дефектом. Большинство, из них ожидая рождение здорового ребенка, оказываются психологически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пройдет время, и родители, отойдя от первоначального шока, начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимая опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: