Экономическая сущность и особенности расходов региональных бюджетов

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОСТАВ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Автор курсовой работы

Специальность

Обозначение курсовой работы

Руководитель курсовой работы

 

Оценка __________

 

Саранск 2009



ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент, группа

1 Тема Состав расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства

2 Срок представления работы к защите

3 Исходные данные для научного исследования учебная литература, материалы периодической печати, работы отечественных и зарубежных авторов

4. Содержание курсовой работы

4.1. Теоретические аспекты государственных расходов в современных

экономических условиях

4.1.1. Экономическая сущность и особенности расходов региональных

бюджетов

4.1.2. Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов

4.1.3. Применение зарубежного опыта бюджетирования, ориентированного на результат

4.2. Исследование расходной части регионального бюджета

4.2.1 Формирование расходной части проекта бюджета

Республики Мордовия на современном этапе

4.2.2 Анализ расходов республиканского бюджета Республики Мордовия

4.3. Пути повышения эффективности бюджетных расходов

Руководитель работы

Задание принял к исполнению



Реферат

 

Курсовая работа содержит 41 страницу, 6 рисунков, 3 таблицы, 34 использованных источников, 1 приложение.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТ, РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА.

Объектом исследования является отрасли материального производства РФ

Цель работы – изучить состав расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства.

Методы исследования: статистические и аналитические.

Полученные результаты: изучены теоретические аспекты государственных расходов в современных экономических условиях, исследованы расходы регионального бюджета РМ, предложены пути повышения эффективности бюджетных расходов.

Степень внедрения – частичная.

Область применения – в учебном процессе, как лекционной материал.



Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты государственных расходов в современных экономических условиях

1.1. Экономическая сущность и особенности расходов региональных бюджетов

1.2. Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов

1.3. Применение зарубежного опыта бюджетирования, ориентированного на результат

2. Исследование расходной части регионального бюджета

2.1 Формирование расходной части проекта бюджета

Республики Мордовия на современном этапе

2.2 Анализ расходов республиканского бюджета Республики Мордовия

3. Пути повышения эффективности бюджетных расходов

Заключение

Список использованных источников

Приложения



Введение

 

Бюджет является основой государственных, региональных и местных финансов, формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного значения и местного самоуправления. Региональные бюджеты имеют большое значение в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества, учреждений и организаций непроизводственной сферы, т.е. посредством региональных бюджетов выполняются функции государства «на местах».

Одной из ключевых проблем, возникающих при планировании бюджетных показателей, является несоответствие данной процедуры основополагающим принципам менеджмента. Общеизвестно, что эффективность любой деятельности связана с наличием четкого представления о целях и путях их достижения. Они должны формулироваться до начала процесса управления, а не в ходе его реализации или по факту исполнения, К сожалению, у нас все наоборот. Достижение исполнения показателей бюджетного плана для многих становится первоочередной задачей, при этом не уделяется должного внимание эффективности использования финансовых ресурсов. Затратный подход в использовании бюджетных средств остается доминирующим.

Целью работы является изучение состава расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть экономическую сущность и особенности расходов региональных бюджетов;

– выявить проблемы оптимизации расходов регионального бюджета;

– исследовать формирование расходной части регионального бюджета на современном этапе;

– исследование расходной части регионального бюджета Республики Мордовия за 2005-2007 гг.;

– выработать пути повышения эффективности бюджетных расходов.

Для решения поставленных задач широко применялись общенаучные методы познания; методы экономико-статистических сравнений и абстрактно-логических суждений.

Объект исследования – процесс формирования бюджетных расходов регионального бюджета.

Информационной базой исследования являются данные Министерства финансов и Министерства экономики Республики Мордовия, федеральное и региональное законодательство, нормативно-правовые акты РМ, посвященные вопросам разработки проектов бюджета; постановления региональных органов исполнительной власти Республики Мордовия, регулирующие методологию планирования бюджетных расходов.



Теоретические аспекты государственных расходов в современных экономических условиях

Экономическая сущность и особенности расходов региональных бюджетов

 

Важное место в системе экономических методов управления принадлежит бюджетам, которые играют активную роль в обеспечении комплексного развития отдельных регионов, оптимальных территориальных воспроизводственных пропорций, повышении жизненного уровня населения. Региональные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти [32, с. 143].

В широком смысле под расходами регионального бюджета понимается совокупность экономических отношений, связанных с распределением фонда денежных средств государства на региональном уровне и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг [27, с. 100-101].

В соответствии с действовавшим в РФ законодательством исключительно из регионального бюджета финансировались следующие основные виды расходов:

– материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

– организационное и материально-техническое обеспечение проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;

– предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

– организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов;

– заключение внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;

– выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

– организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

– строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

– охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения [1].

Таким образом, расходы регионального бюджета могут быть представлены в следующем виде (рисунок 1.1).

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

а) природой и функциями государства;

б) уровнем социально-экономического развития страны;

в) разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

г) административно-территориальным устройством государства;

д) формами предоставления бюджетных средств и т.п.

 

 

 


Расходы, направленные на выравнивание доходов и социально-экономического развития территорий

Рисунок 1.1 – Направления расходования бюджетных ресурсов регионального бюджета

 

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

При рассмотрении полного списка этих расходов можно увидеть и оценить всю сложность реализации принципов расходования бюджетных средств на региональном уровне. С целью улучшения ситуации в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные комплексные целевые программы как федерального, так и регионального уровня. Для повышения результативности реализации программ регионального развития необходимо учитывать специфические особенности отдельных субъектов РФ и преобладающие тенденции развития второго уровня бюджетной системы страны.

Необходимо отметить, что категорию расходов преимущественно составляют статьи отраслей материального производства. К отраслям материального производства принято относить промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, торговлю, общественное питание. Материальное производство включает также полиграфию (книгопечатание), коммунально-бытовое обслуживание, охоту, собирательство плодов, ягод, лекарственных растений и некоторые другие виды деятельности. В целом, развитие форм материального производства представлено на рисунке 1.2.


 

Рисунок 1.2. – Развитие форм материального производства

 

Основными особенностями расходования бюджетных средств на региональном уровне являются:

– несовершенная структура расходной части бюджетов субъектов РФ;

– необходимость повышения эффективности и рациональности использования бюджетных средств;

– отсутствие достаточного обоснования бюджетного планирования;

– углубление дифференциации бюджетной обеспеченности регионов, предполагающее усугубление проблемы бюджетного выравнивания;

– необходимость обеспечения доступности и повышения качества бюджетных услуг (прежде всего услуг здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения) [22, с.10].

В ст.65 Бюджетного кодекса РФ закреплен важнейший принцип формирования расходов бюджетов и в целом государственной политики в области бюджетного финансирования в Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на следующих принципах [2]:

1) методологических основах;

2) нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

3) нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Указанные методологические и нормативные основы устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления законодательством предоставлено право с учетом имеющихся финансовых возможностей увеличивать такие нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: