Анализ расходов республиканского бюджета Республики Мордовия

 

Бюджетная политика в области финансирования расходов республиканского бюджета Республики Мордовия в 2005-2007 гг. была ориентирована на закрепление достигнутых в предыдущие годы положительных тенденций в функционировании финансовой системы республики и разработку мер по наращиванию ее финансового потенциала. Основными направлениями бюджетной политики являются повышение качества жизни населения и повышение эффективности действия финансовой системы республики, повышение эффективности бюджетных расходов путем использования механизмов программно-целевого бюджетирования.

Расходная часть республиканского бюджета Республики Мордовия (в соответствии с функциональной классификацией расходов) за 2005 год исполнена в сумме 17360598,4 тыс. руб., что составило 97,2% от утвержденного плана; в 2006 году при плановом значении 14765603,6 тыс. руб. фактически израсходовано 14269533,2 тыс. рублей; а в 2007г. расходная часть бюджета исполнена в сумме 16780447,6 тыс. руб. В среднем исполнение республиканского бюджета составляет 94,23% от плана, что является положительным моментом, характеризующим процесс расходования бюджетных средств в полном объеме. Наглядно изменение расходов республиканского бюджета представлено на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Динамика расходов республиканского бюджета РМ

 

Информация, представленная на рисунке 2.1 позволяет сделать вывод, что расходы бюджета не имеют устойчивой тенденции роста или снижения. Максимум расходов республиканского бюджета за отчетный период приходится на 2005 год – расходы исполнены в сумме 17360598,4 тыс. рублей. В 2006 году расходы снизились - было израсходовано 14269533,2 тыс. руб., в 2007 году сумма расходов снова увеличилась. И, на наш взгляд, все же будет иметь тенденцию роста, так как бюджетная политика, проводимая Правительством республики, нацелена на обеспечение повышения доступности базовых социальных услуг для всех граждан. А это в свою очередь потребует увеличения расходов республиканского бюджета. Кроме того, для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата в республике на высоком уровне должно осуществляться финансирование отраслей материального производства. Соответственно, увеличение выделяемых ассигнований приведет к увеличению расходной части республиканского бюджета Республики Мордовия.

Структура расходов республиканского бюджета представлена на рисунке 2.2 и выглядит следующим образом.

 

Рисунок 2.2 – Структура расходов республиканского бюджета РМ

 

Согласно данным рисунка 2.2., наиболее полно финансируемыми направлениями являются национальная экономика 32,57% и межбюджетные трансферты 21,51%. На здравоохранение и спорт приходится 12,68%, на социальную политику – 10,52%, на образование – 5,95%. Таким образом, на финансирование социально значимых отраслей экономики приходится 29,15% из всей суммы расходов республиканского бюджета. На решение общегосударственных вопросов, а также финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности приходится по 6,47% и 4,10% соответственно. Наименьшую долю всей совокупности расходов республиканского бюджета РМ составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство 2,96%; на культуру, кинематографию и СМИ – 3,17%; на охрану окружающей среды менее 1% (только лишь 0,08% всех расходов бюджета).

Кроме того, необходимо проследить изменения в соотношениях расходах РМ по основным статьям функциональной классификации за отчетный период. Данные представленные в таблице 2.1 показывают, плановые значения расходов, утвержденные законом и их фактическое исполнение.

 

Таблица 2.1 – Динамика расходов бюджета Республики Мордовия в 2005-2007гг. по основным статьям функциональной классификации.

Статья расходов

Фактически исполнено

Отклонение

в 2005 г. по сравнению с 2007г.,

тыс. руб.

  2005 г., тыс. руб. Уд. вес, % 2006 г., тыс. руб. Уд. вес, % 2007 г., тыс. руб.   Уд. вес, %
Общегосударственные вопросы 1187521,8 6,84 958317,2 6,71 980547,5 5,84 -206974,3
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 531618,0 3,06 675493,2 4,73 755142,8 4,50 223524,8
Национальная экономика 7971405,9 45,91 4031271,6 28,25 3950413,8 23,54 -4020992,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 679893,7 3,91 368380,1 2,58 400672,0 2,38 -279221,7
Охрана окружающей среды 11811,4 0,06 11574,7 0,08 15350,9 0,09 3539,5
Образование 790241,6 4,55 881015,2 6,17 1194050,0 7,11 403808,4
Культура, кинематография и средства массовой информации 537857,7 3,09 512825,7 3,59 472652,1 2,81 -65205,6
Здравоохранение и спорт 1580148,0 9,10 1801556,5 12,62 2738809,3 16,32 1158661,3
Социальная политика 1387245,0 7,99 1713907,3 12,01 1937081,7 11,54 549836,7
Межбюджетные трансферты 2682855,3 15,45 3315191,7 23,23 4335727,5 25,83 1652872,2
Всего 17360598,4 100 14269533,2 100 16780447,6 100 -580150,8

 

Как видно из таблицы 2.1., по разделу «Общегосударственные вопросы» расходы в 2005г. исполнены в сумме 1187521,8 тыс. руб. при годовом назначении в 1 186 943,8 тыс. руб.; в 2006г. – в сумме 958 317,2 тыс. руб. при плане 1 033 311,3 тыс. руб.; а в 2007г. исполнены в сумме 980 547,5 тыс. руб. при плане 1 162 220,4 тыс. руб. Рассмотрев динамику расходов, выделяемых на финансирование расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» можно отметить снижение расходов по данному разделу функциональной классификации расходов на 206 974,3 тыс. руб.

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на усиление борьбы с преступностью и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел, противопожарной службы, а также на проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций в 2005г. профинансировано 531 618,0 тыс. руб. или 99,1% к годовому плану. В 2006г. было профинансировано 675 493,2 тыс. руб. В 2007г. исполнено расходов в сумме 755 142,8 тыс. руб. В 2008 году расходы по данному разделу предусмотрены в размере 866 873,1 тыс. руб. Таким образом, происходит постепенное увеличение расходов по данному разделу.

Исполнение расходов по разделу «Национальная экономика» представлено на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Динамика расходов бюджета РМ по разделу «Национальная экономика» за 2005-2007 гг.

 

Данные рисунка 2.3. характеризуют, что наибольший объем расходов был в 2005г. и составил 7 971 405,9 тыс. руб. но в 2007г. расходы снизились до уровня 2004 года. На наш взгляд, такое колебание расходов на финансирование экономики, свидетельствует о некачественном планировании расходной части бюджета и расстановке приоритетных направлений финансирования.

По подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2005г. было представлено 344 410,8 тыс. руб., в т.ч. средств федеральных субсидий – 179 938,9 тыс. руб., в 2006г. -1 031 044 тыс. руб., в 2007г. было исполнено расходов в сумме 1 212 036,5 тыс. руб. За рассматриваемый период произошло увеличение суммы расходов на сельское хозяйство и рыболовство в 3,5 раза. В 2005г. осуществлялось финансирование республиканской программы «Техническое содействие предприятиям, осуществляющим реализацию проектов в рамках экономического сотрудничества с Королевством Нидерландов» в сумме 14 367 тыс. руб. За счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия финансировались расходы по разработке программ развития агропромышленного комплекса республики и защиты сельскохозяйственного производства от чрезвычайных ситуаций, проведению отраслевых конкурсов, выставок, совещаний, приобретению спецпродукции, техническому оснащению гостехнадзора, оказанию поддержки предприятий и организаций сельского хозяйства. Довольно-таки большая доля расходов на сельское хозяйство определяется тем, что Мордовия до сих пор является регионом с преимущественно аграрной направленностью.

Изменения расходов по подразделу «Транспорт» свидетельствуют о том, что финансирование транспорта осуществляется крайне неравномерно (таблица 2.2). В общей сумме расходы имеют устойчивую тенденцию роста, но распределение средств внутри подраздела характеризуется резкими колебаниями. В 2005г. расходы на транспорт составили 1177297,5 тыс. руб.; в 2006-07 годах наблюдается рост расходов по финансированию транспорта, но рост происходит из-за выделения средств по ФЦП «Модернизация транспортной системы России», по финансированию автомобильного транспорта и дорожного хозяйства расходы снизились. На наш взгляд, необходимо увеличивать финансовое обеспечение транспортной системы.

 

Таблица 2.2 – Динамика расходов бюджета РМ на транспорт за 2005-2007 гг.

Вид расходов 2005г., тыс. руб. 2006г., тыс. руб. 2007г., тыс. руб.
Автомобильный транспорт 77 284,4 103 749,8 85 546,2
Железнодорожный транспорт 21915,9 18 921,3 48 568,1
Воздушный транспорт 27 000,0 43 100,0 47 500,0
Дорожное хозяйство  1 051 097,2  944 025,3 891 760,5
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» - 210 000,0 695 508,0
ВСЕГО 1 177 297,5 1 319 796,4 1 768 883,6

 

К сожалению, происходит снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. В 2005г. на финансирование данной отрасли было выделено 679 893,1 тыс. руб., в 2006г. – 368 380,1 тыс. руб., в 2007г. – 400 672,0 тыс. руб. Постоянное снижение финансирования расходов данной отрасли говорит о невозможности республиканского бюджета покрывать все расходы, связанные с развитием жилищно-коммунального хозяйства. На Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010гг. в 2005г. выделено ассигнований в сумме 362 300,0 тыс. руб., в 2006г. – 155 000,0 тыс. руб., в 2007г. – 173 073,0 тыс. руб.

Структура расходов республиканского бюджета свидетельствует о том, что расходы на охрану окружающей среды в общей доле расходов составляют всего лишь 0,09%. В 2007г. данный вид расходов исполнен в сумме 15 350,9 тыс. руб., в 2005г. – 11 811,4 тыс. руб., а в 2006г. – в сумме 11 574,7 тыс. руб. Наглядное отражение расходов на охрану окружающей среды изобразим на рисунке 2.4

 

Рисунок 2.4 – Динамика расходов бюджета РМ на финансирование охраны окружающей среды за 2005-2007 гг.

 

В 2005 году предусмотрено выделение 10 247,8 тыс. руб. на оплату первоначального взноса на строительство или приобретение жилья с использованием ипотечного жилищного кредита. В 2006 году данная цифра достигла 15 238,1 тыс. руб. Субсидии на частичное погашение льготного ипотечного кредита в связи с рождением второго ребенка и последующих детей в 2005 году предусмотрены в сумме 2 500,0 тыс. руб., в 2006г. финансирование составило 7 153,0 тыс. руб.

Из республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется финансирование региональных целевых программ. В 2005г. на финансирование программ выделено 69 030,7 тыс. руб., в 2006г. - 328 220,5 тыс. руб., в 2007г. - 338 148,0 тыс. руб. Наблюдается значительное увеличение финансирования реализации программ с начала отчетного периода. Из бюджета получили финансирование следующие программы:

– республиканская комплексная программа «Дети Мордовии»;

– республиканская целевая программа «Старшее поколение»;

– республиканская целевая программа «Жилище» на 2006-2010гг;

– республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;

– республиканская целевая программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– программа «Улучшение демографической ситуации в Республике Мордовия»;

– программа «Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы»;

– программа «Улучшение условий и охраны труда на 2006-2010 годы»;

– комплексная программа экономического и социального развития РМ на 2006-2010 годы.

В Республике Мордовия фактически существует трехуровневая бюджетная система, выделяющая на третий уровень бюджеты районных городов, сельских и поселковых администраций. Таким образом, распределение ассигнований на межбюджетные трансферты является важной статьей расходов. Средства республиканского бюджета Республики Мордовия в 2003 году в сумме 1 146 031,7 тыс. руб., в 2004г. - 1 697 744,3 тыс. руб., в 2005 году - 2 682 855,3 тыс. руб. направлены на финансовую поддержку муниципальных образований. В 2006г. на данный раздел расходов было выделено 3 315 191,7 тыс. руб., а в 2007г. - 4 335 727,5 тыс. руб., в 2008г. - 4 468 468,9 тыс. руб. Финансовая помощь бюджетам других уровней на начало отчетного периода составила 1 620 855,3 тыс. руб., а на конец - 3 516 254,1 тыс. руб. Как показывает анализ расходной части республиканского бюджета на осуществление межбюджетных трансфертов приходится около 18% всех расходов бюджета, более того данный вид расходов имеет постепенное увеличение финансирования.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что тенденцию в обеспечении государственной поддержке отраслей материального производства можно охарактеризовать как положительную, так как это в первую очередь сказывается на количестве и качестве предоставленных населению услуг бюджетными учреждениями, а это: образование, здравоохранение, социальная защита. Расходование средств республиканского бюджета Республики Мордовия производится в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов, нуждами учреждениями, в первую очередь на социально-значимые статьи: заработная плата, питание, медикаменты, стипендии, трансферты населению. Анализ расходования средств регионального бюджета Республики Мордовия в 2003–2008 гг. выявил возможности сокращения объемов отдельных статей бюджетных расходов без значимого «ущерба» для самого региона, предприятий, расположенных на его территории, и его жителей. При этом следует иметь в виду, что в России как в стране с переходной экономикой не окончательно закрепился весь перечень полномочий, приходящийся на субнациональный уровень. В этой связи оптимизация расходов региональных бюджетов должна проходить в рамках общих усилий государства, направленных на становление подлинной федерации и страны с рыночной экономикой [34, с. 65].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: