Допустим, что команда создана, психологи провели с ее членами занятия, направленные на эффективное взаимодействие, и теперь настало время ее продуктивной работы. Для этого члены команды должны уметь следующее:
• Организовать и скоординировать все работы в команде.
• Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за исполнением заданий.
• Осуществлять ситуационный анализ.
Рассмотрим это подробнее.
Организация и координация работы в команде, взаимодействие с другими командами или внешними партнерами.
Одно из трех условий продуктивной деятельности команды – организация и координация работы. Для реализации данного условия необходимо:
• организовать работу по выполнению командой задания;
• координировать работу членов команды;
• обеспечивать взаимодействие с другими командами, службами или внешними партнерами.
Организация работы в команде включает:
• мотивацию деятельности всех ее членов;
• рациональную расстановку и распределение работ между членами команды;
|
|
• обеспечение условий, средств, материалов и ресурсов, необходимых для текущей деятельности команды.
В данном случае особую значимость приобретает деятельность руководителя (лидера) команды. Распределение работ и обеспечение необходимых условий являются обязательными действиями руководителя, но не ключевыми.
Основным содержанием работы руководителя команды является повседневное решение следующих управленческих задач:
• установление и поддержание доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в команде;
• получение достаточных подтверждений того, что члены команды правильно поняли задание и прониклись необходимой ответственностью за его качественное выполнение в срок;
• формирование у членов команды стремления к самостоятельной работе в среде доброжелательного взаимодействия с другими и без постоянного обращения к руководителю по вопросам, которые могут быть решены самостоятельно;
• организация профессионального роста членов команды;
• формирование у членов команды «чувства тревожной сигнализации» при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих срывом работ[14].
Хороший руководитель – это тот руководитель, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно, освобождая руководителя для решения его главной задачи – поиск, организация и обеспечение возможности нормального функционирования и развития команды в последующие календарные периоды и в перспективе.
Результативная работа «на опережение» и инициативная нейтрализация возникающих помеховых факторов – вот основное назначение и критерий ценности любого руководителя. В противном случае он становится обычным администратором, вязнет в «текучке» ежедневных забот и обрекает на провал подготовку и реализацию стратегических целей развития команды и организации в целом.