Цель – это не что иное, как ожидаемый результат. Формулировка цели должна раскрыть этот ожидаемый результат. Цель есть форма представления результата. Чем конкретней цель, тем реальнее результат и перспектива его достижения.
Например: цель – освоить новую технологию ведения учебных занятий. Ожидаемый результат: основная часть преподавательского состава практически планирует и ведет свои занятия по новой технологии.
Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и определить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку. И так до тех пор, пока формулировка цели-результата не будет ясна всем. Это самый важный этап планирования, так как в процессе формулирования цели-результата члены команды прорабатывают схему его достижения (то есть содержательную часть самого плана).
|
|
Главное – не ставить слишком далеких, абстрактных целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопутствующих условий и обстоятельств.
Формулировки прежней системы типа: «усилить...», «поднять...», «углубить...» – это формулировки не целей, а возможных путей (направлений) их достижения. А это – не одно и то же!
Если необходимая цель не поддается конкретизации до формы представления результата, необходимо ее разделить на ряд последовательных представимых подцелей («древо целей»). Они и составят комплекс задач, осуществление которых соответствует выполнению поставленной цели.
Не случайно в заявках на финансирование требуется раскрыть не только цель предлагаемого проекта, но и задачи (подцели), решаемые в ходе осуществления проекта. Это позволяет лучше понять общую формулировку цели и путей ее достижения[19].
Например: Цель – команда преподавателей должна освоить новую технологию ведения учебных занятий.
Задачи команды:
• приобрести и установить необходимое оборудование и наглядные пособия;
• разработать и издать необходимое количество инструктивно-методических материалов и пособий;
• овладеть методами эффективного использования оборудования и пособий;
• организовать цикл демонстрационных и пробных учебных занятий;
• перейти на планово-календарную основу учебных занятий по новой технологии.
Детализация разбиения цели на задачи определяется тем, как должен быть представлен ожидаемый результат по каждой задаче.
|
|
Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)
Назначение этой процедуры планирования – составление набора различных вариантов выполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов достижения цели, необходимо проанализировать:
• фактические и ожидаемые ресурсы команды;
• реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
• поведение внешних партнеров и руководящих органов;
• уровень подготовки членов команды.
Далее из «пакета» вариантов осуществляется выбор (одного-двух) рациональных вариантов, удовлетворяющих следующим требованиям:
• достаточность собственных ресурсов команды;
• достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
• допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действий (оценка рисков)[20].
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.
Например:
Задачи:
• подготовить и провести методический тренинг-семинар;
• разработать и издать необходимые инструктивно-методические материалы и пособия.
Варианты выполнения задач:
• Оплатить инструктивно-методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией.
• Заключить договор с организацией, владеющей новой технологией на реализацию поставленных задач.
• Разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.
Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач – допустимый для команды уровень затрат и рисков».
Составление долгосрочного плана
Стратегический план составляется на обозримый период времени от 3-х до 5-ти лет.
Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях при выходе экономики страны на стабильный уровень развития. В прежней экономической системе пятилетние планы считались нормативными, в современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку.
Стратегический план должен содержать следующие сведения:
• набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды (с указанием ожидаемых результатов);
• основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;
• указание членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;
• социальные перспективы реализации стратегического плана для всех членов команды (основа мотивации его исполнения);
• ресурсы и результаты деятельности, на которые опирается разработка стратегического плана;
• варианты изменения стратегического плана при прогнозируемом возникновении негативных обстоятельств;
• плановая периодичность корректировки стратегического плана.
Плановая отчётность
Любой план теряет смысл, если не установлен порядок и форма отчётности по плановым позициям.
Формы отчётности устанавливаются внутри команды по взаимной договоренности и должны быть максимально упрощены. В отчетах членов команды содержится характеристика незавершённых позиций, значимый результат по которым должен быть получен в последующие календарные периоды[21].
Таким образом, мы рассмотрели технологию построения команды и с позиции стратегического планирования.