Целеполагание – этап разработки целей

Цель – это не что иное, как ожидаемый результат. Формулировка цели должна раскрыть этот ожидаемый результат. Цель есть форма представления результата. Чем конкретней цель, тем реальнее результат и перспектива его достижения.
 Например: цель – освоить новую технологию ведения учебных занятий. Ожидаемый результат: основная часть преподавательского состава практически планирует и ведет свои занятия по новой технологии.

Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и определить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку. И так до тех пор, пока формулировка цели-результата не будет ясна всем. Это самый важный этап планирования, так как в процессе формулирования цели-результата члены команды прорабатывают схему его достижения (то есть содержательную часть самого плана).

Главное – не ставить слишком далеких, абстрактных целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопутствующих условий и обстоятельств.

Формулировки прежней системы типа: «усилить...», «поднять...», «углубить...» – это формулировки не целей, а возможных путей (направлений) их достижения. А это – не одно и то же!

Если необходимая цель не поддается конкретизации до формы представления результата, необходимо ее разделить на ряд последовательных представимых подцелей («древо целей»). Они и составят комплекс задач, осуществление которых соответствует выполнению поставленной цели.

Не случайно в заявках на финансирование требуется раскрыть не только цель предлагаемого проекта, но и задачи (подцели), решаемые в ходе осуществления проекта. Это позволяет лучше понять общую формулировку цели и путей ее достижения[19].

Например: Цель – команда преподавателей должна освоить новую технологию ведения учебных занятий.

 Задачи команды:

• приобрести и установить необходимое оборудование и наглядные пособия;

• разработать и издать необходимое количество инструктивно-методических материалов и пособий;

• овладеть методами эффективного использования оборудования и пособий;

• организовать цикл демонстрационных и пробных учебных занятий;

• перейти на планово-календарную основу учебных занятий по новой технологии.

Детализация разбиения цели на задачи определяется тем, как должен быть представлен ожидаемый результат по каждой задаче.


Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)

Назначение этой процедуры планирования – составление набора различных вариантов выполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов достижения цели, необходимо проанализировать:

• фактические и ожидаемые ресурсы команды;

• реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;

• поведение внешних партнеров и руководящих органов;

• уровень подготовки членов команды.

Далее из «пакета» вариантов осуществляется выбор (одного-двух) рациональных вариантов, удовлетворяющих следующим требованиям:

• достаточность собственных ресурсов команды;

• достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);

• допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действий (оценка рисков)[20].

Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.

Например:

Задачи:

• подготовить и провести методический тренинг-семинар;

• разработать и издать необходимые инструктивно-методические материалы и пособия.

Варианты выполнения задач:

• Оплатить инструктивно-методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией.

• Заключить договор с организацией, владеющей новой технологией на реализацию поставленных задач.

• Разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.

Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач – допустимый для команды уровень затрат и рисков».

Составление долгосрочного плана

 Стратегический план составляется на обозримый период времени от 3-х до 5-ти лет.

Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях при выходе экономики страны на стабильный уровень развития. В прежней экономической системе пятилетние планы считались нормативными, в современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку.

Стратегический план должен содержать следующие сведения:

• набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды (с указанием ожидаемых результатов);

• основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;

• указание членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;

• социальные перспективы реализации стратегического плана для всех членов команды (основа мотивации его исполнения);

• ресурсы и результаты деятельности, на которые опирается разработка стратегического плана;

• варианты изменения стратегического плана при прогнозируемом возникновении негативных обстоятельств;

• плановая периодичность корректировки стратегического плана.

Плановая отчётность

Любой план теряет смысл, если не установлен порядок и форма отчётности по плановым позициям.

Формы отчётности устанавливаются внутри команды по взаимной договоренности и должны быть максимально упрощены. В отчетах членов команды содержится характеристика незавершённых позиций, значимый результат по которым должен быть получен в последующие календарные периоды[21].

Таким образом, мы рассмотрели технологию построения команды и с позиции стратегического планирования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: