Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств. Она влияет на определение их обшей стоимости, а, следовательно, на величину амортизации, себестоимости продукции, налогов на имущество и прибыли. Стоимость основных средств, находящихся на балансе организации, принимается во внимание при оценке обеспеченности обязательств, при залоговом кредитовании, страховании имущества.
В бухгалтерском учете основные средства оценивают по первоначальной стоимости. Применяют также восстановительную и остаточную стоимость, а в отдельных случаях, например при продаже, оценка объектов может производиться по рыночной стоимости.
Первоначальной (фактической) стоимостью считается:
1) для объектов, внесенных учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал, - их денежная оценка по договоренности сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) для объектов, поступивших по договору дарения (безвозмездно), - их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен по данным государственной статистики, экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств;
|
|
3) для объектов, приобретенных за плату, - фактические затраты организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов. Сюда же относятся собственные затраты на строительство, регистрационные сборы, государственные пошлины и аналогичные платежи, связанные с приобретением или получением прав на эти объекты, а также стоимость информационных услуг;
4) для объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - стоимость имущества, переданного организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах последняя обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.
В первоначальную стоимость всех перечисленных объектов включаются фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, а также стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплаченные таможенные пошлины и сборы.
Первоначальная стоимость отдельных объектов основных средств может увеличиваться при реконструкции или модернизации и уменьшаться при частичной ликвидации и демонтаже объектов. Изменение первоначальной стоимости основных средств возможно и в результате их переоценки.
|
|
Восстановительная стоимость основных средств - это стоимость их воспроизводства на определенную дату, она определяется путем переоценки объектов. Организациям предоставлено право осуществлять переоценку в начале года с использованием индексного метода и/или метода прямой либо экспертной оценки основных средств по рыночным ценам.
Балансовая стоимость - стоимость, по которой основные средства отражены в бухгалтерском учете (т. е. первоначальная, а после переоценки, проводимой в установленном порядке - восстановительная).
Остаточная стоимость - разница между балансовой стоимостью основных средств и начисленной амортизации.
Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости применяют для анализа динамики состояния и использования основных средств, по результатам которого принимаются соответствующие управленческие решения.
Для оценки основных средств могут также использоваться:
Страховая стоимость - величина страховой оценки объектов, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения. Она определяется на основании договора страхования имущества организации;
Ликвидационная стоимость – стоимость продажи объектов при банкротстве или ликвидации организации. Она определяется на основе открытой распродажи имущества;
Налогооблагаемая стоимость – стоимость объектов, определяемая для целей налогообложения.
Оценка объектов основных средств, приобретенных в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета валюты по курсу Банка России, действующему на дату приобретения объектов. В случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной расходам в иностранной валюте, фактические затраты на приобретение основных средств увеличиваются или уменьшаются на величину курсовых разниц.
Документальное оформление
При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная) приемки-передачи основным средств формы № ОС-1. В ней указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытаний объекта, его соответствие техническим условиям и др. Такой акт составляют на каждый объект в отдельности. К нему прилагается необходимая техническая документация.
По общему акту, которым оформляется приемка нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости, и приняты одновременно.
Для объектов основных средств первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. возможен упрощенный порядок оформления. Обычно они принимаются на учет по накладным № М – 1, М – 11, М – 15 и др.
Учет основных средств