Особенности развития волонтерских движений в России

 

Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, но и благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорские деньги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец, 13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях он называется "налог на тарелку супа". Этот обязательный платеж стараются избегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов. В благотворительных фондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизнь многим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починок говорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительности в России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородные порывы состоятельных россиян. Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекает определенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счет какого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот - не липа. Добропорядочные НКО присылают своим "вкладчикам" отчеты о том, на что были потрачены их деньги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе. Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом, на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерства у нас.

Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).

Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах.

Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.

Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, Существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия. [32]

Проблемой является то, что в России всё ещё нет, по крайней мере, как официальных участников социально-экономических отношений, общественных единиц, подобных западным "коммьюнити", сообществам. В рамках нового порядка жизни это явление только формируется, а традиционные формы добровольчества национальных или религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начального этапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрство в современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольца и нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немало тех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло.

Хорошо, конечно, что мы пока не видим столкновений молодогвардейцев и юных "правозащитников" вокруг одного и того же нуждающегося в инвалидной коляске. Уровень жизни большинства российского населения, а также характер стоящих перед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождению сохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепенно с отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, плате за своё благополучие (как это осознаётся среди добропорядочной части обывателей на Западе) и будет формироваться новое сильное российское общество.



Заключение

 

Россия сегодня ориентируется на новые экономические и социальные стандарты жизни общества, что требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Существующая в России государственная социальная политика не учитывает, что потребность граждан - это не только получать услуги и помощь от государства, но и отдавать своё время, силы, талант и энергию на общественное благо. Старые подходы не позволяют задействовать огромный личностный потенциал российского общества, его внутренние ресурсы. Необходимы нестандартные решения и новые подходы. Государственная поддержка развития добровольчества, добровольных гражданских инициатив является ответом на запросы времени. [33]

К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихся в помощи. Самое простое в такой ситуации просто закрыть глаза и не обращать на эту проблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такими людьми. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие - это и есть мы, что они такие же.

Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. Волонтерская деятельность - один из показателей для развитого гражданского общества. Может быть наша страна не по всем параметрам соответствует этому статусу, но делать добро - сидит в нас с истоков образования Руси. Люди на интуитивном уровне хотят делать добро и помогать людям, для некоторых - это как потребность в пище, в общении, в воздухе. Что же касается молодежи, то в них изначально заложен "фактор помощи" его нужно, как и талант развивать и подкреплять общественным одобрением, пропагандой, массовостью.

Сегодня волонтерство - это некая модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно, спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по ряду причин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальные институты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ: необходимо устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждается в ней.



Список литературы

 

1. Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. - М.: Прогресс. 1994

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991 с.44-272.

3. Верховин В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во "Академический проект", 2006.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3, М.: Мысль, 1977.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2006.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.12. Экономика и социология труда. М., Инфра-М. 2007.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод Социологии., М., 1997.

8. Климент Александрийский. "Строматы". Книга1. // Отцы и учителя Церкви III в. Антологи Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с.15

9. Итоги социетальной трансформации / Под ред. Т.И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

10. Гражданское общество в России: перспективы ХХ1 века. СПб, 2000.

11. Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" - М.: Изд-во МГУ, 2006.

12. Лапина В.Г. Альтруизм // Социологическая энциклопедия. Под ред.В.Н. Иванова.М. "Мысль". 2003, с.23

13. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.40, с.315

14. Макиавелли Н. Сочинения. СПб, 1998.

15. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред.Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с.9, 46.

16. Митрошенков О.А. Либерализм // Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. с.559-560. я. (Сост.И. Алфеев.) Т.1.М., 1996. С.241.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.

18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (Книга I-III), М., 1993.

19. Социологическая энциклопедия. Т.1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

20. Тощенко Ж.Т. Социология труда.М., Юнити-Дана, 2008

21. Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.: Госполитиздат, 1955.

22. Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с.85-86

23. Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука. 1973.

24. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.42

25. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. М., 2001.

26. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990, №9, с.74

27. Лестер.М. Саламон. Организационная революция // Курьер ЮНЕСКО, июнь, 2001.

28. Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования, №7, 2001, с.8,39

29. Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом, № 4, 2000, с.39-54

30. www.chelt.ru

31. Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru

32. www.spbgid.ru

33. www.pomogi.org

34. www.isovet.ru

35. http://www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm

36. www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru

37. Волкова СИ. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии/www.IVR.org. UK

38. http://blagodarite.ru/post_1199524236.html

39. К. Петренко. НКО и гражданское общество/Поговорим о гражданском обществе. Институт Фонда "Общественное мнение", 2001. www, fom.ru

40. Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения. www.chlt.ru

41. Пособие для тренеров и подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекций среди молодежи" Здоровая Россия. 2007.

42. "Пособия для тренеров волонтеров по вопросам ВИЧ, СПИДа" Здоровая Россия. 2007.

 


[1] Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Издательство Московского Университета 2006г., с. 32

[2] Словарь Ожегова. Издательство "Оникс" 2008

[3] Социологическая энциклопедия.Т. 1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

[4] Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г., с. 79

[5] Словарь "Кругосвет", диск. 2004г.

[6] Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114

[7] Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии//Социологические исследования, №7, 2001, с. 8,39

[8] Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред. Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с. 9, 46.

[9] В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, с. 315

[10] Лапина В.Г. Альтруизм// Социологическая энциклопедия. Под ред. В.Н. Иванова. М. "Мысль". 2003, с. 23

[11] Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. - М.: ПрО1ресс. 1990

[12] Там же, с. 142-150.

[13] Климент Александрийский. "Строматы". Книга 1. //Отцы и учителя Церкви 111 в. Антология. (Сост.И. Алфеев.) Т. 1. М.,1996.С. 241.

[14] Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с. 15

[15] Митрошенков О.А. Либерализм// Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль,2003. с. 559-560.

[16]Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с. 85-86

[17] Там же, с. 87.

[18] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. М.,2001., Куда пришла Россия? №6, 2002. Итоги социетальной трансформации /Под ред.Т. И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

[19] Global Civil Sociefy. Dimensions of the Nonprofil Sector. The Hopkins Center for Civil Society Studies. Baltimore, MD. 1999.

[20] www.ihu.edu/ enp/country

[21] Там же

[22] Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом, № 4,2000, с. 39-54.

[23] Волкова СИ. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии/www.IVR.org. UK

[24] К. Петренко. НКО и гражданское общество/Поговорим о гражданском обществе. Институт Фонда "Общественное мнение", 2001. www, fom.ru

[25] www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru

[26] Там же

[27] Л.А. Кудринская "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006г. с. 78

[28] www.otherreferats. /sport/00009552_2.html

[29] http: //blagodarite.ru/post_1199524236.html

[30] "Пособие для тренеров волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи" Проект "Здоровая Россия 2020", 2005г.

[31] Журнал “Psychology" 2006

[32] http: //www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm

[33] Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: