Методологические подходы к изучению добровольческого труда

 

В современный период в России особенно активно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижение интереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знаний в этой сфере.

Вместе с тем, реальная деятельность людей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новым важным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению, этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовой теории.

В то время как в западной социологии проблемы добровольческого труда получили достаточно широкое развитие и основываются на различных теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчеству в целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематики практический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организаций гражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.

Сегодня в отечественной науке сложились два основных подхода к изучению труда, которые условно можно определить как широкий и узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамках всего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практический подход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда, как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде. Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологии ряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодня исследуются "социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкими экскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественного труда для современной социологии как бы не существует"[7].

Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни. создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма с его изучением общественного разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях[8]

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понимался учеными как:

· безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации;

· добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма"[9].

В советский период обществоведы в СССР активно исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности. Традиция базируется на идеях социалистов - утопистов;

· свободная трудовая деятельность в обществе, в том числе в социальной сфере, как стремление и способность к активному самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала граждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно[10].

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером [11]. Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда.[12]. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.

Русская монашеская святость (вспомним Сергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательною занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым брать с богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, "перераспределяя" затем их деньги в пользу неимущих.

Православная традиция не рассматривает специально вопрос о вознаграждении за труд, как это делает католицизм и протестантизм. Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почитал евангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент, "Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает"[13].

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.

Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Марксарассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |

В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Он заметил новое явление - субботники, однако дал ему интерпретацию в духе коммунизма.

Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. Ими были сформулированы определенные предпосылки становления коммунистического труда:

1. достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий;

2. совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться[14].

Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина) и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного труда как ростков нового труда. Действительно, "добровольный" труд граждан в СССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержки структурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался (отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития России показала неадекватность данных теоретических конструктов.

Принципы либерализма были сформулированы в XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализм ориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. [15]

Социетальный подход. В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организацию общественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фон Хайек в работе "Общество свободных" пишет [16]: "В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилияммы обязаны многим. Усилиями энтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самые разные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожего от правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выход энергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными. … Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острых проблем наших городов, чем всевозможные правительственные "программы обновления". Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого [17].

Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вследза этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.

Как показывает анализ российских публикаций [18], независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества. Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступает добровольческий труд.

Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности. Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, в то же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главным принципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходов при минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируется так, как это происходит в рыночном секторе.

В индустриально развитых странах Запада добровольческий труд имеет наиболее массовый характер, он является сегодня повседневной социальной практикой. К проявлениям этого труда относят благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку территорий, помощь нуждающимся, организацию благотворительных концертов, семинаров, форумов, спектаклей, различных акций, сбор вещей, книг, игрушек, денежных средств для оказания адресной помощи пожилым, бедным, одиноким людям, инвалидам и многое другое.

Межстрановые сравнительные исследования труда волонтеров с использованием экономических показателей начали проводиться с 1990-е гг. XX в. Наиболее известными в современной науке являются исследования, проводимые американским институтом имени Дж. Хопкинса. Главная цель одного из проектов этого института под названием "Третий сектор в сравнительной перспективе" - отражение масштаба и источников дохода некоммерческого сектора в обследуемых 22 странах[19], а позднее в 36 странах[20]. По данным исследований общее число волонтеров в 36 странах мира равно 131,557 млн. человек и масштабы добровольчества имеют следующую структуру в разрезе 36 стран мира[21], которая отражена в таблице 1.

Таблица 1. Масштабы добровольческого груда по 36 странам мира

Страна Объем работы волонтеров (млн. долл. США) Число волонтеров (число тысяч) Процент взрослого населения
Аргентина  2 693, 2  1913  8
Австралия  4 484, 8  1832 13
Австрия  1 380, 4  550  8
Бельгия  4 197, 7  809 10
Бразилия  754, 1  6483  6
Колумбия  229,1  1149  5
Чешская Республика  196,4  381  5
Египет  22,1  233  1
Финляндия  2657,5  326  8
Франция 41929,6  6536 14
Германия 48433,0  7071 10
Венгрия  49,7  277  3
Индия  1355.9 16490  4
Ирландия  715,6  293 11
Израиль  894,7  235  6
Италия  8290,7  2048  4
Япония 23354,8  485  0.5
Кения  52,0  955  6
Мексика  219,6  30  0,1
Марокко  98,4  699 *
Нидерланды 16991,6  1962 16
Норвегия  4255,8  1847 52
Пакистан  68,1  133  0,2
Перу  38,2  729  5
Филиппины  775,9  2833  6
Польша  150,8  3614 12
Румыния  155,0  325  2
Словакия  7,3  149  4
Южная Африка  960,5  2659  9
Южная Корея  2433,2  1204  3
Испания  7055,1  1681  5
Швеция 10206,1  2009 28
Танзания  289,5  2092 11
Уганда  30,5  2606 23
Великобритания 21976,2  14357 30
США 109012,6  44564 22
ИТОГО 316415,6 131557  

Развивающиеся страны (в среднем)

   6%

Развитые страны (в среднем)

  15%

Все страны (в среднем)

  10%

 

Как видно из таблицы 1, в странах с переходной экономикой, в том числе в России, уровень добровольчества значительно ниже, что свидетельствует о недостаточном развитии, как третьего, так и второго сектора, а также о качестве деятельности первого сектора.

Важные показатели деятельности третьего сектора достаточно полно представлены в статье А.А. Шлихтера "Некоммерческие организации и добровольческий труд в США"[22]. По этим данным в деятельность неприбыльных организаций в той или иной степени вовлечено свыше 100 млн. американцев, относящихся к различным социально-профессиональным и половозрастным категориям, в том числе свыше 8 мjih. оплачиваемых работников. Число некоммерческих организаций всех типов вСША - более 2 млн. в 2000 г. (из них около 22 тыс. - общенациональные). В указанный сектор входят 70% больниц общего профиля, более 40% учреждений детского дошкольного воспитания, 50% колледжей и университетов, 60% агентств социального обслуживания, тысячи гражданских ассоциаций на федеральном и местном уровнях.65% музеев, 95% библиотек и информационных центров. В данном секторе осуществляется 67% фундаментальных научных исследований. К нему также относятся тысячи крохотных столовых для бездомных, религиозныеобщины, да и просто добровольцы, оказывающие бесплатно, или по низким расценкам юридические, воспитательные, консультативные, социальные и иные услуги; потребительские организации, миллионы активисток - защитников окружающей среды. Этот сектор развивается даже более активно, чем коммерческий сектор США.

Волкова С.И. пишет, что "Согласно данным канцелярии премьер-министра Японии на 1993 г., чуть более 30% населения страны занималось волонтерской деятельностью, а около 60% хотели бы ею заняться, если бы представилась возможность. В том же году отдел молодежной политики Агентства управления и координации приводил следующие данные: 30% молодых людей Японии в возрасте от 13 до 25 лет имели опыт волонтерской деятельности, а подавляющее большинство (более 70%) считали, что такая деятельность обретет более весомое значение в будущем. Для удобства и повышения эффективности волонтерской деятельности в стране создана система центров волонтеров, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальные центры. По данным японского Национального центра распространения добровольческой деятельности более 10 миллионов японцев в той или иной форме приобщены к движению добровольчества"[23]. Данные по Японии разноречивы, тем не менее, и в Японии волонтерство - тоже привычное для граждан дело.

Что касается России, точной и официальной статистики добровольчества, как это принято во многих развитых странах, у нас нет. Разные авторы приводят различные и, очевидно, приблизительные цифры.

К. Петренко, эксперт по проблемам гражданского общества, пишет о России: "С общественными организациями сотрудничают волонтеры. Именно волонтеры являются основной рабочей силой НКО (некоммерческих организаций). Чаше всего на добровольной основе в некоммерческих организациях работают пенсионеры, студенты и школьники, которые привлекаются к участию в различных акциях. Руководители НКО приводили примеры, когда люди, первоначально являвшиеся объектами опеки со стороны НКО (дети-сироты, инвалиды, социально неблагополучные индивидуумы), впоследствии сами включались в благотворительную деятельность и принимали участие в работе общественных организаций"[24].

По данным неправительственных источников[25] в России в добровольческой деятельности участвуют около 1,5 - 2% работоспособного населения (для сравнения: в экономически развитых странах - от 10 до 50%). В то же время опросы ВЦИОМ (1999, 2003 гг.) выявляют, что более 40% российских граждан желали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах. Расчеты показывают, что создание условий, позволяющих вовлечь 10% российского населения в добровольческую деятельность, позволило бы ежегодно инвестировать в социальную сферу ресурсы, эквивалентные сумме до 3 млрд. долларов США[26].

Как видим, масштабы и динамика добровольчества в мире и в России позволяют рассматривать добровольческий труд как актуальный объект исследования трудовой деятельности молодежи и способствуют поиску неизученных ранее закономерностей развития этого феномена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: