Миссия библиотеки и ее определение. Общие цели библиотеки.
Понятие и значение внешней и внутренней среды библиотеки. Система отслеживания внешней среды библиотеки. Анализ внутренней среды библиотеки: кадровый, организационный, производственный аспекты. Роль стратегического планирования в управлении библиотекой. Назначение оперативного планирования. Взаимосвязь текущего и стратегического планирования. Особенности планирования работы библиотек разных типов. Учет и отчетность в управлении библиотекой. Первичный учет и его формы в библиотеках разных типов. Автоматизация учета.
Отчетность как итоговая оценка результативности деятельности библиотеки. Порядок отчетности государственных библиотек. Отчеты библиотеки перед населением.
Задачи библиотечной статистики в управлении. Формы государственной статистической отчетности библиотек. Современные проблемы и пути совершенствования библиотечной статистики.
2 Методологические основы менеджмента
Содержание и соотношение понятий «управление», «руководство», «администрирование», «менеджмент». Менеджмент как управление организациями. Формальные и неформальные организации. Профессиональные и личностные качества менеджера. Социальная ответственность и этика руководителя. Уровни менеджмента. Особенности руководителей высшего, среднего и низшего звена. Стили управления.
|
|
Особенности управленческой практики до середины XIX в. Становление управления как особого вида профессиональной деятельности. Возникновение научных школ.
Школа научного управления, или научная организация труда (1885–1920 гг.). Концепция Ф. У. Тейлора: основные идеи и новации. Классическая, или административная школа (1920–1950 гг.) А. Файоля и ее вклад в управленческую науку. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и ее лидеры, подходы к управлению. Школа наук о поведении (бихевиоризм); применение бихевиристических идей к теории управления (1950-е гг. – настоящее время). Доктрина «производственной демократии». Наука управления, или количественный подход к управлению (1950-е гг. – настоящее время).
Информационные технологии в управлении.
Территориальная организация библиотечного дела
Понятие «территориальная организация библиотечного дела». Объективные предпосылки взаимодействия библиотек территории. Региональные библиотечные системы: их генезис и структура. Понятие «библиотечная сеть». Эволюция форм библиотечной интеграции в России. Централизованная библиотечная система (ЦБС) как первая модель организации библиотечных ресурсов территории. История создания и функциональная структура ЦБС.
|
|
Преимущества, недостатки и перспективы развития ЦБС. Библиотечные территориальные комплексы (БТК) как форма координации в деятельности научных и специальных библиотек региона. Организационно-технологическая модель взаимодействия библиотек в территориальных библиотечных объединениях (ТБО). Муниципализация современного библиотечного дела.
Перспективы библиотечной интеграции в информационном обществе. Проекты региональных информационных и библиотечных сетей на основе телекоммуникационных технологий.
Организационная структура библиотеки
Понятие «департаментализация» и роль организационной структуры в управлении библиотекой. Принципы построения организационной структуры: системность, единство целей, специализация, единоначалие, норма управляемости, делегирование полномочий, принцип уровня полномочий, гибкость (адаптивность), сочетание централизации и децентрализации.
Типовые модели организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, программно-целевая (дивизиональная), матричная, органическая. Факторы, влияющие на построение организационной структуры. Особенности организационной структуры библиотек разных типов и видов.
Экономический анализ деятельности библиотеки
Экономические показатели библиотечной работы и их значение.
Показатели нагрузки на 1 штатного сотрудника по количеству обслуженных пользователей, книговыдач, выполненных библиографических справок, обработанных новых поступлений: методика расчета и нормативы. Финансовые (стоимостные) библиотечные показатели: значение и их расчеты. Сводные стоимостные показатели: расходы на обслуживание 1 пользователя, на 1 посещение, на 1 книговыдачу. Частные стоимостные показатели: стоимость комплектования / обработки 1 документа, стоимость библиографической справки и т. п.
Система менеджмента качества библиотеки
Философия качества (TQM). Принципы TQM. Цикл качества У. Деминга. Концепции качества В. Шухарта. Понятие потребителя в системе менеджмента качества (внешние и внутренние потребители). Устойчивые требования. Критерии устойчивых требований к качеству продукции. Принципы TQM.
Стандарты ИСО по управлению качеством продукции. Макроэкономическая модель функционирования библиотеки. Индикаторы эффективной работы библиотек (Р. Орр). Опыт российских библиотек по внедрению системы менеджмента качества.
Литература
К курсу в целом
Абрамова В. И. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2009. – 161 с.
Абрамова Л. В., Суслова И. М. Функции информационно-библиотечного менеджмента: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007. – 146 с.
Адизес И. К. Стили менеджмента-эффективные и неэффективные: пер. с англ. / Ицхак Калдерон Адизес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 198 с.
Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998. – 512 с.
Ахмадова Ю. А., Галимова Е. Я. Менеджмент качества и библиотека: учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 88 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 55).
Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки: учеб.-практ. пособие / науч. ред. В. В. Брежнева. – СПб.: Профессия, 2007. – 264 с. – (Библиотека).
Бакленд М. Модернизация библиотечного дела: манифест: пер. с англ. – М.: ОГИ, 2000. – 268 с.
БасамыгинаИ. Н. Микроэкономика библиотечного дела: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 51).
Басамыгина И. Н., Апанасенко А. А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой. – М.: Литера, 2009. – 126 с. – (Соврем. б-ка; вып. 41).
Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 1997. – 210 с.
|
|
Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой. – М.: Профиздат, 2001. – 203 с. – (Соврем. б-ка; вып. 18).
Борхардт П. Маркетинговая концепция для публичных библиотек // Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. – М., 1994. – С. 67–76.
Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. – М.: Профессия, 2004. – 304 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:, http://www.twirpx.com/file/191946/ (дата обращения 07.12.2010).
Брофи П. Оценка деятельности библиотек: пер. с англ. – М.: Омега-Л, 2009. – 357 с. – (Электрон. ресурсы в б-ках и образовании).
Ванеев А. Н., Мошкина Н. И. Библиотечный коллектив: Проблемы изучения и управления // Библиотековедение. – 1994. – № 5. – С. 96–105.
Веснин В. Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 502 с.
Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 306 с.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 284, [1] с.
Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.
Добрина Н. А., Щербакова Ю. В. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Альфа-М, 2009. – 287 с.
Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 149 с.
Ефимов А. Н., Барикаев Е. Н. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 118, [1] с.
Жичкин А. М., Гурьянова С. Ю. Основы менеджмента. Человек в системе менеджмента: учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 2009. – 100 с.
Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.
Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: (маркетинг в системе упр. б-кой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 143 с. – (Современ. б-ка;вып. 1).
Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусства. – М.: МГУК, 1998. – 135 с.
|
|
Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и ответов по экономике и методологии: учеб.-метод. пособие / Гос.публич.науч.-техн. б-ка Сиб.отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008. – 151 с.
Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре экономики региона: препринт 02–1. – Новоcибирск, 2002. – 32 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/Кожевникова.pdf(дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах: учебно-метод. пособие. – Новосибирск, 2005. – 48 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn06.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: конспект лекций. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1999 – 46 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn03.pdf(дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник. – Новосибирск, 2001. – 128 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/ekonomika/index.htm (дата обращения 05.12.2010).
Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / науч. ред. Н. И. Гендина; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Изд. 2-е, доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 200 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn17.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 101)
Конти Т. Качество: упущенная возможность?: книга, заставляющая задуматься предпринимателей, менеджеров и служащих, стремящихся к успеху в бизнесе: пер. с итал. – М.: Стандарты и качество, 2007. – 213 с.
Концепция маркетинга для публичных библиотек: пер. с нем. / П. Борхард [и др.]. – М.:БиблиоМаркет, 1993. – 143 с. – (Маркетинг некоммерч. организации).
Кравченко А. И. История менеджмента: учеб. пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Акад. проект: Трикста, 2009. – 556 с.
Лапин А. Н. Менеджмент: полевые опыты / под ред. А. Плоткина. – М.: Упр. персоналом, 2009. – 187 с.
Менеджер информационных ресурсов / В. К. Клюев [и др.]; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Литера, 2009. – 325 с. (Соврем. б-ка).
Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек: науч.-метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 173 с. – (Соврем. б-ка; вып. 57).
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. – 702 с.
Мильнер Б. З. Теория организаций: курс лекций. – М.: Инфра-М, 1998. – 335 с.
Мурашко О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. – М.: Литера, 2008. – 140 с. – (Соврем. б-ка; вып. 40).
Окрепилов В. В. Менеджмент качества: учеб. для вузов. – СПб.: Наука, 2007. – Т. 1–2.
Паршукова Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2005. – 151 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn08.pdf(дата обращения 12.12.2010).
Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки: (конспект лекций для библ. специалистов) / Гос. публич.науч.-техн. б-ка Сиб.отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 2002. – 74 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/Strategiya/index.htm (дата обращения 05.12.2010).
Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2004. – 187 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn10.pdf (дата обращения 05.12.2010).
ПоллР., Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек: пер. с англ. / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2008. – 314 с.
Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности: учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2008. – 111 с.
Романов П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 105).
Свиткин М. З., Мацута В. Д. Менеджмент качества на основе стандартов ИСО: содержание, проблемы, перспективы. – СПб.: ВСЕГЕИ, 2008. – 549 с.
Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане [и др.]; под ред. М. М. Кане. – СПб.: Питер, 2009. – 559, [1] с. – (Учебник для вузов).
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: полный курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе канд. минимума. – Орел: Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 2010. – Ч. 1. – 329 с.
Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 2010. – Ч. 2. – 314 с.
Суслова И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учеб.-метод. пособие. – М.: Профиздат, 2003. – 159 с. – (Соврем. б-ка; вып. 30).
Суслова И. М. Значение стратегического менеджмента в управлении информационно-библиотечной деятельностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom7/disk/54.pdf (дата обращения 05.12.2010).
Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2005. – 143 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 9.).
Суслова И. М., Злотникова З. И. Проектная деятельность библиотек: науч.-практ. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175 с.
Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.
Учебно-методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные курсы». Разд.: Экономика, менеджмент, маркетинг библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html (дата обращения 01.11.2010).
Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. – М.: Рудомино, 1997. – 132 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/191955 / (дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины / / Библиотечное дело — XXI век. – 2004. – № 1. – С. 6–15. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=98 (дата обращения 06.12.2010).
Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2008.– 263 с. – (Б-ка: новые возможности).
Чуприна Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 117 с.
Шадрин А. Д. Менеджмент качества: от основ к практике. – 2-е изд., испр. – М.: Трек, 2005. – 359 с.
Шилков В. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Форум, 2009. – 302 с.
Раздел 10
Библиотечное обслуживание
1 Теоретические и законодательные основы
библиотечного обслуживания
Понятие «библиотечное обслуживание». «Узкое» («внутрибиблиотечное») и «широкое» («социальное») понимание сути библиотечного обслуживания. Основные функции библиотечного обслуживания; этапы их формирования.
Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Задачи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу.
Влияние социально-философских теорий (воспитательная ценность знания, личность как субъект воспитания, личность как субъект и объект социализации, суверенность развития личности, доступ к информации как основа развития личности и др.) на формирование теоретических основ (теории просвещения, теории руководства чтением, библиотечной педагогики, теории библиотечного обслуживания как средства социализации личности, теории свободного доступа к информации и др.) библиотечного обслуживания.
Анализ основных концепций (просветительской, идеологической, педагогической, социализирующей, информационной и др.) библиотечного обслуживания в России.
Основные документы, обеспечивающие библиотечное обслуживание в Российской Федерации (Законы «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации»; документы, принятые Российской библиотечной ассоциацией: «Кодекс этики российского библиотекаря», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» и др.)
Литература
Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, 1996. – С. 171–183.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С. 68–97.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 6–9, 32–38.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. – М.: МГИК, 1993.– С.147–167.
МакДоналд Э. Планирование и дизайн библиотечного пространства // Управление библиотеками: связи Востока и Запада / Рос. гос. б-ка. – М., 1996. – С. 17–38.
О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html (дата обращения 16.03.2011).
Об информации, информатизации и защите информации: Федер. закон Рос. Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.
Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. // Библиотека и закон. – М., 1999. – Вып. 6. – С.26–33.
Общественный договор между учреждениями и пользователями // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 6–9.
Фирсов В. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов библиотеки // Библиотековедение. – 1995.– № 4–6.– С. 35–39.
2 Библиотечное обслуживание
как социокультурный процесс.
Читатель и библиотекарь как его равноправные участники
Обоснование необходимости изучения читательского контингента (из опыта изучения читателей).
Центры изучения читателей в советский период. Централизованные исследования чтения («Советский читатель», «Специалист – библиотека – библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения.
Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование терминов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библиотеки – к потенциальному читателю и «местному сообществу».
Социологический подходк изучению читателей: опыт России («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологическом изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чтения в структуре свободного времени и др.).
Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследования. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, читательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библиотеки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.).
Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ документов, устный и письменный опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классификация.
Типология читателейкак результат интегрального исследования чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др.
Особенности современного подхода к выделению читательских типов (групп) на основе социально-психологических признаков: лица с особыми читательскими потребностями (инвалиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п.
Информационная культура личностикак интегральный результат исследования личности читателя и основной показатель читательского развития. Формирование структуры понятия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-библиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности.
Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного обслуживания.
Литература
Аскарова В. Я. Тенденции развития представлений о читателях в контексте современной социокультурной ситуации // Книга, общество, читатель: современные аспекты. – Новосибирск, 2004. – C. 6–19.
Бойкова С. А. Новации ЦБС массовых библиотек г. Хабаровска в изменившейся социокультурной ситуации // Библиотеки Хабаровского края: реалии, достижения, прогнозы: материалы науч.-практ. конф. библ. работников Хабаров. края, 21–23 мая 1996 г. – Хабаровск, 1996. – C. 45–49.
Дворкина М. Я. О социокультурной роли библиотеки // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 16–17.
Кузнецова Т. Я. Адаптация библиотекарей к современной социокультурной ситуации: поствузовское образование // Библиотечная ассамблея Евразии. – М., 1997. – Вып. 7. – C. 17–20.
Матлина С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики (постановка проблемы) // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – C. 39–53.
Мелентьева Ю. П. Возможности библиотечного обслуживания в гуманизации социокультурной среды // Библиотека и книга в пространстве культуры. – М., 2002. – C. 50–52.
Мелентьева Ю. П. Юношеская библиотека как социокультурный феномен // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М., 1997. – C. 67–80.
Овсянникова Р. А. Информационная культура библиотечного специалиста – важный фактор функционирования библиотеки в современной социокультурной ситуации // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: тез. докл. – Краснодар, 1997. – C. 168–169.
Овчинникова В. Социокультурные условия формирования читательских потребностей сибиряков в 60–80-е годы XX века // Библ. вестн. Прибайкалья. – 2003. – № 3. – C. 17–19.
Самохина М. М. Динамика библиотечного спроса и библиотечного поведения юношества как отражение социокультурных процессов (конец 60 – середина 90-х гг.) // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 81–95.
Фадеева Г. Формируем социокультурную атмосферу // Библиотека. – 1996. – № 6. – C. 32–33.
Федорова Т. С. Устойчивое развитие общества и библиотека: социокультурный аспект // Библиотека в эпоху перемен (дайджест). – М., 2002. – Вып. 2. – C. 30–49.
Шведов С. С. Читательский спрос в социокультурной ситуации начала «перестройки» // Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства. – СПб., 1992. – C. 76–92. – Библиогр.: с. 91–92.
3 Библиотечное обслуживание
как технологический процесс
Понятие о технологии и технологическом процессе. Основные этапы (алгоритм) библиотечного обслуживания как технологического процесса.
Информационный запрос как пусковой механизм технологического процесса обслуживания. Понятие информационного запроса. Виды запросов.
Выявление связи информационного запроса с реальными потребностями – суть реализации библиотечного обслуживания.
Библиотечная услуга как конечный продукт технологического процесса.
Классификация библиотечных услуг.
Новые технологии в организации библиотечного обслуживания.
Значение и задачи индивидуального библиотечного обслуживания. Разработка теории и практики индивидуального библиотечного обслуживания российскими (Н. А. Рубакин и др.) и зарубежными (Д. Шира и др.) специалистами. Особенности понимания сущности индивидуального библиотечного обслуживания в российской и западной традициях. Современные философские и психолого-педагогические основы индивидуального библиотечного обслуживания, основные научные концепции.
Основные цели (информационные и коммуникативные) индивидуального библиотечного обслуживания. Возможности осуществления индивидуального библиотечного обслуживания в библиотеках разных типов и видов.
Методы индивидуального библиотечного обслуживания. Индивидуальная беседа как базовый метод индивидуального библиотечного обслуживания. Основные виды беседы: при записи в библиотеку (ориентирующая); при рекомендации книги (тактическая); беседа о прочитанном (корректирующая).
Формы передачи информации в процессе индивидуального библиотечного обслуживания (рекомендации, справки, консультации). Использование современных средств связи для обеспечения индивидуального библиотечного обслуживания (Интернет, электронная почта, факс и др.).
Технологические и методические приемы, обеспечивающие эффективность индивидуального библиотечного обслуживания. Этические основы индивидуального библиотечного обслуживания.
Показатели эффективности индивидуального обслуживания.
Литература
Багрова И. Платные услуги библиотек: «Священный прагматизм» против «священной коровы» // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 130–141.
Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, – 1996. – С. 98–101.
Веденяпина Н. И., Грузнова Е. Б. Электронные каталоги РНБ: изменение технологии обслуживания пользователей // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – C. 100–106.
Галактионова Л. А. Технологии информационно–библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности // Библиотечно-информационная деятельность в контексте культурных традиций региона: Четвертые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – C. 60–67.
Глушановский А. В., Калёнов Н. Е. Научные библиотеки и развитие сетевых технологий // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – Вып. 2. – C. 159–164.
Гурьянова И. В. Новейшие информационные технологии в библиотечно–библиографическом обслуживании читателей // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра. – Саратов, 2003. – Вып. 3. – C. 27–31.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М., 1992.– С. 68–97.
Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 32–38.
Дебрион Ф. Французские библиотеки: задачи, фонды, новые технологии // Петерб. библ. шк. – 2004. – № 3. – C. 46–52.
Елисина Е. Ю. Новые технологии в библиотечно-информационном обслуживании пользователей // Вестн. Библ. ассамблеи Евразии. – 2003. – № 1. – C. 54–57.
Квартерникова Т. О. Теоретические и организационные аспекты развития технологий электронной доставки документов в библиотеках // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф. – Смоленск, 2003. – C. 227–237.
Коломейчук Е. М. Место информационных технологий в деятельности центральных универсальных библиотек Российской Федерации // Мир библиогр. – 2003. – № 6. – C. 8–9.
Красильникова И. Ю. Развитие МБА на основе компьютерных технологий // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (9–10 нояб. 2000 г., г. Новосибирск). – Новосибирск, 2001. – C. 76–80.
Лаврик О. Л. Параллельные технологии в библиотеке: доколе? // Библиотека и духовная культура нации: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 115–122.
Маркова А. А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион.науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 280–287.
О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html(дата обращения 16.03.2011).
Пилко И. С. Библиотечная технология. Общий курс: учеб. пособие. – Кемерово, 2000.– С. 80–87.
Пилко И. С. Основные направления трансформации библиотечных технологий в условиях информатизации // Информационные недра Кузбасса – 2005: тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2005. – C. 244–246.
Пушкова С. В. Использование Интернет и современных компьютерных технологий в библиотечном обслуживании слепых // Библиотеки за рубежом 2005. – М., 2005. – C. 14–40.
Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно–библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 136–137.
Редькина Н. С. Библиотечный технологический консалтинг // Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 5. – C. 26–34.
Ремизова Т. В. Использование электронных ресурсов и современных технологий в справочно–библиографическом обслуживании // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион. науч.- практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 134–139.
Селеменева О. Н. Роль новых технологий в формировании информационной культуры читателей // Современная библиотека: традиции и инновации. – Саратов, 2005. – C. 70–73.
Соколова Н. В. Библиотечные консорциумы: куда ведут технологии... // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10–я юбил. междунар. конф. «Крым 2003». – М., 2003. – Т. 2. – C. 613–617.
Справочникбиблиотекаря / А. Н. Ванеев [и др.]. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169. – (Библиотека).
Холявко Л. А. Справочно–библиографическое обслуживание в век электронных технологий // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – C. 86–93.
4 Организация библиотечного обслуживания
в современной библиотеке
Абонемент как основной отдел библиотечного обслуживания. Основные формы организации абонемента: общий, функциональный, групповой, отраслевой, комплексный. Проблема дифференцированного обслуживания при различных формах абонемента. Индивидуальный и коллективный (семейный, бригадный) абонементы. Эволюция форм организации абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли.
Заочный, межбиблиотечный и международный абонемент как особая форма библиотечного обслуживания.
Организация библиотечного обслуживания в читальных залах. Особенности библиотечного обслуживания в читальных залах. Основные виды читальных залов: общие и специализированные. Виды специализированных читальных залов.
Система читальных залов крупной библиотеки. Электронные читальные залы: доступ в Интернет.
Участие других структурных подразделений библиотеки (справочно-информационных, специализированных и др.) в библиотечном обслуживании пользователей.
Роль новых подразделений библиотеки (медиатеки, артотеки, правовых центров и др.) в библиотечном обслуживании. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание как современная форма деятельности библиотеки. Библиотечное обслуживание в режимах «онлайн» и «офлайн». Электронная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания. Правовая основа виртуального (электронного) библиотечного обслуживания. Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользователя.
Литература
Беспалов В. М. Организация работы библиотеки в помощь развитию творческих способностей специалиста // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 3. – C. 27–33.
Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУК: Либерея, 1996. – С. 98–101.
Гнездилов В. И. Организация внутрибиблиотечного пространства в условиях новых технологий: проблемы и решения // Библиотековедение. – 2001. – № 5. – C. 39–42.
Деревяшкина Т. Н. Организация электронной доставки документов Кемеровской ОНБ им В. Д. Федорова: проблемы и решения // Библиотечная жизнь Кузбасса. – Кемерово, 2001. – Вып. 1. – С. 86–88.
Елисина Е. Ю. Организация обслуживания пользователей БД на оптических компакт–дисках в РГБ // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиографических систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы науч.-практ. конф., 25–26 марта 1997 г. – СПб., 1997. – C. 36–39.
Кириллова О. В., Воргачёв В. Н. Организация системы информационно–библиотечного обслуживания в информационном центре // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 85–86.
Козлова Е. И. Организация информационной работы с электронными ресурсами // Науч. кн. – 2005. – № 1/2. – C. 24–29.
Куликова Л. В. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ // Библиотека в эпоху перемен (философско–культурологические и информационные аспекты): дайджест. – М., 2005. – Вып. 2. – C. 84–123.
Леверьева Г. Ф. Организация и использование библиотечно-библиографических ресурсов в Национальной библиотеке // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 4. – C. 60–66.
Лисицина Г. С. Современные технологии в обслуживании пользователей библиотек: МБА и служба доставки документов // Науч. и техн. б-ки. – 1997. – № 1. – С. 98–101.
Манилова Т. Л. Организация сети муниципальных библиотек: нормативный подход // Библиотека и регион. – М., 1996. – Вып. 2. – C. 89–104.
Моргенштерн И. Г. Системная организация общедоступных библиографических электронных ресурсов // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 116–117.
Недашковская Т. А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом. – М., 2001. – C. 56–73.
О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html(дата обращения 16.03.2011).
Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон Российской Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.
Опарина О. Д., Васильев О. Г. Организация работы с электронными документами в университетской библиотеке // Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути. – Екатеринбург, 2001. – C. 69–73.
Организацияинформационного пространства Томского научного центра СО РАН на базе Интернет–технологий / А. Ю. Ахлестин [и др.] // Электронные библиотеки: перспективы методы и технологии, электронные коллекции: сб. докл. Второй Всерос. науч. конф. – Протвино, 2000. – C. 19–26.
Орлова А. П. Организация справочно-информационного фонда централизованной системы медицинских библиотек РМБИЦ // Труды Республиканского медицинского библиотечно–информационного центра. – Казань – 1995. – Вып. 2. – C. 33–37.
Павлова И. А. Организация и использование электронных мемориальных библиотек // Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования ресурсов: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 150–154.
Сафиуллина З. А. Самоорганизация и организация библиотечно-библиографической деятельности // Библиография. – 1997. – № 2. – C. 7–14.
Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев [и др.]. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169.
5 Библиотекарь как один из основных участников
процесса библиотечного обслуживания
Из опыта изучения характеристик библиотекаря как профессионала и личности. Место библиотечной профессии в психологической классификации профессии (Е. А. Климов). Понятие профессиограммы. Фундаментальные и «подвижные» составляющие профессиограммы профессии «библиотекарь».
Возникновение новых профессиональных задач библиотекаря в современной библиотеке и формирование новых модификаций профессии: библиотекарь – информационный посредник; библиотекарь-аналитик; библиотекарь – информационный брокер; библиотекарь – социальный работник; библиотекарь-педагог и т. п.
Основные профессиональные и личностные качества библиотекаря отдела обслуживания. Читательская и информационная культура библиотекаря как его профессиональные качества. Речевая культура библиотекаря как непременная составляющая профессионализма.
Нормы профессионального поведения библиотекаря. Этические принципы в библиотечном обслуживании. Понятие о профессиональной этике библиотекаря. «Кодекс этики российского библиотекаря». Библиотечный коллектив как организатор инфраструктуры библиотечного обслуживания.
Литература
Береславская М. В. Роль и место библиотечной профессии в современном обществе глазами польских библиотекарей // Библиотеки за рубежом, 2005. – М., 2005. – C. 91–103.
Борисенко А. А.,Ромашкина Т. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки (консультация) // Библиотечная орбита. – Хабаровск, 2005. – Вып. 12. – C. 4–35.
Булатова С. Н. Имидж библиотеки // Библиотечная жизнь Кузбасса. – Кемерово, 2001. – № 1. – C. 125–127.
Ванеев А. Н. Развитие взглядов на библиотечную профессию в дореволюционном библиотековедении // Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии. – СПб., 1993. – C. 3–17.
Гендина Н. И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно–информационных специалистов // Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы. – М., 2005. – C. 3–11.
Егорова Е. С. Библиотечная имиджелогия как профессиональная инновация // Культура: от информации к знанию: Румянцев. чтения – 2003: тез. и сообщ. – М., 2003. – C. 78–81.
Жданов И. В. Имидж – ничто? // Мир библиогр. – 2004. – № 4. – C. 23–26.
Жданова Т. А. Культура и персонал: точки соприкосновения // Библиотека. – 1999. – № 9. – С. 26–28.
Жданова Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала // Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 142–157.
Жданова Т. А. Программы обучения для профессионалов // Науч. и техн. б–ки. – 2000. – № 11. – С. 53–57.
Жданова Т. А. Современное состояние повышения квалификации в библиотеках Сибири и Дальнего Востока // Библиотека в системе непрерывного профессионального образования: препр. – Новосибирск, 2000. С. 13–25.
Киселёва Л. Б. Работа со СМИ как необходимое условие создания имиджа библиотеки на современном этапе // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2001. – № 2. – C. 9–13.
Коллегаева С. Д. Платная деятельность библиотеки как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров // Румянцевские чтения: материалы междунар. конф. – 2005. – C. 123–124.
Кузичкина Г. А. Эволюция профессии библиографа: методологический аспект // Методология библиографии. – Самара, 2005. – C. 118–127.
Кузнецова Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики // Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно–информационной сферы. – М., 2005. – C. 28–35.
Кузнецова Т. Я. Государственная политика в области профессионального развития библиотечных кадров // Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры: материалы Всерос. совещ. – М., 2005. – C. 110–118.
Лисицына О. С. Карьерная стратегия – профессиональный рост // Молодые в библ. деле. – 2005. – № 5/6. – C. 39–45.
Мильчакова Т. В. Непрерывное профессиональное образование – условие эффективного развития библиотеки // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – C. 46–48.
Недашковская Т. А. О кодексе профессиональной этики библиотекаря // Библиотеки за рубежом, 2005. – М., 2005. – C. 126–132.
Пилко И. С. Методика выявления профессиональных компетенций специалистов библиотечно–информационной сферы // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 152–154.
Пилко И. С. Российские профессиональные образовательные стандарты как регламенты подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – C. 10–13.
Полтавец А. П. Имидж библиотеки = массовая работа + реклама // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Шестая междунар. конф. «Крым – 99». – Судак, 1999. – Т. 1. – C. 87–88.
Сабурова Т. П. Из истории освоения женщинами библиотечной профессии // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы третьей науч. конф. – Челябинск, 2004. – C. 211–213
Стрельникова В. Н. Электронные публикации в профессиональной подготовке библиотечно–информационных специалистов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Третьей Всерос. электрон. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – Ч. 1. – C. 184–191.
Сукиасян Э. Р. Интересами профессии // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 7. – C. 58–62.
Сукиасян Э. Р. Стать профессионалом, быть им – дело нелегкое // Молодые в библ. деле. – 2005. – № 1. – C. 29–35.
Фёдорова Л. Н. Библиотечная профессия в условиях автоматизированной технологии // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 7. – C. 62–68. – Библиогр.: 67–68.
Царёва А. В. Эволюционные тенденции библиотечно-информационных профессий во Франции // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации: материалы науч.-метод. конф. – М., 2004. – C. 146–148.
Цулайя Е. Мало говорить – надо делать. О государственной поддержке профессии библиотекаря // Библ. дело. – 2004. – № 3. – C. 2–4.
Раздел 11
Библиографическая деятельность библиотеки