Библиотека как объект управления

Миссия библиотеки и ее определение. Общие цели библиотеки.

Понятие и значение внешней и внутренней среды библиотеки. Система отслеживания внешней среды библиотеки. Анализ внутренней среды библиотеки: кадровый, организационный, производственный аспекты. Роль стратегического планирования в управлении библиотекой. Назначение оперативного планирования. Взаимосвязь текущего и стратегического планирования. Особенности планирования работы библиотек разных типов. Учет и отчетность в управлении библиотекой. Первичный учет и его формы в библиотеках разных типов. Автоматизация учета.

Отчетность как итоговая оценка результативности деятельности библиотеки. Порядок отчетности государственных библиотек. Отчеты библиотеки перед населением.

Задачи библиотечной статистики в управлении. Формы государственной статистической отчетности библиотек. Современные проблемы и пути совершенствования библиотечной статистики.

2  Методологические основы менеджмента

Содержание и соотношение понятий «управление», «руководство», «администрирование», «менеджмент». Менеджмент как уп­равление организациями. Формальные и неформальные организации. Профессиональные и личностные качества менеджера. Социальная ответственность и этика руководителя. Уровни менеджмента. Особенности руководителей высшего, среднего и низшего звена. Стили управления.

Особенности управленческой практики до середины XIX в. Становление управления как особого вида профессиональной деятельности. Возникновение научных школ.

Школа научного управления, или научная организация труда (1885–1920 гг.). Концепция Ф. У. Тейлора: основные идеи и новации. Классическая, или административная школа (1920–1950 гг.) А. Файоля и ее вклад в управленческую науку. Школа человечес­ких отношений (1930–1950 гг.) и ее лидеры, подходы к управлению. Школа наук о поведении (бихевиоризм); применение бихевиристических идей к теории управления (1950-е гг. – настоящее время). Доктрина «производственной демократии». Наука управления, или количественный подход к управлению (1950-е гг. – нас­тоящее время).

Информационные технологии в управлении.

Территориальная организация библиотечного дела

Понятие «территориальная организация библиотечного дела». Объективные предпосылки взаимодействия библиотек территории. Региональные библиотечные системы: их генезис и структура. Понятие «библиотечная сеть». Эволюция форм библиотечной интеграции в России. Централизованная библиотечная система (ЦБС) как первая модель организации библиотечных ресурсов территории. История создания и функциональная структура ЦБС.

Преимущества, недостатки и перспективы развития ЦБС. Библиотечные территориальные комплексы (БТК) как форма координации в деятельности научных и специальных библиотек региона. Организационно-технологическая модель взаимодействия библиотек в территориальных библиотечных объединениях (ТБО). Муниципализация современного библиотечного дела.

Перспективы библиотечной интеграции в информационном обществе. Проекты региональных информационных и библиотечных сетей на основе телекоммуникационных технологий.

Организационная структура библиотеки

Понятие «департаментализация» и роль организационной структуры в управлении библиотекой. Принципы построения организационной структуры: системность, единство целей, специализация, единоначалие, норма управляемости, делегирование полномочий, принцип уровня полномочий, гибкость (адаптивность), сочетание централизации и децентрализации.

Типовые модели организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, программно-целевая (дивизиональная), матричная, органическая. Факторы, влияющие на построение организационной структуры. Особенности организационной структуры библиотек разных типов и видов.

Экономический анализ деятельности библиотеки

Экономические показатели библиотечной работы и их значение.

Показатели нагрузки на 1 штатного сотрудника по количеству обслуженных пользователей, книговыдач, выполненных библиографических справок, обработанных новых поступлений: методика расчета и нормативы. Финансовые (стоимостные) библиотечные показатели: значение и их расчеты. Сводные стоимостные показатели: расходы на обслуживание 1 пользователя, на 1 посещение, на 1 книговыдачу. Частные стоимостные показатели: стоимость комплектования / обработки 1 документа, стоимость библиографической справки и т. п.

Система менеджмента качества библиотеки

Философия качества (TQM). Принципы TQM. Цикл качества У. Деминга. Концепции качества В. Шухарта. Понятие потребителя в системе менеджмента качества (внешние и внутренние потребители). Устойчивые требования. Критерии устойчивых требований к качеству продукции. Принципы TQM.

Стандарты ИСО по управлению качеством продукции. Макроэкономическая модель функционирования библиотеки. Индикаторы эффективной работы библиотек (Р. Орр). Опыт российских библиотек по внедрению системы менеджмента качества.

Литература

К курсу в целом

Абрамова В. И. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2009. – 161 с.

Абрамова Л. В., Суслова И. М. Функции информационно-библиотеч­ного менеджмента: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2007. – 146 с.

Адизес И. К. Стили менеджмента-эффективные и неэффективные: пер. с англ. / Ицхак Калдерон Адизес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 198 с.

Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов на/Д.: Феникс, 1998. – 512 с.

Ахмадова Ю. А., Галимова Е. Я. Менеджмент качества и библиотека: учеб.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 88 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 55).

Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки: учеб.-практ. пособие / науч. ред. В. В. Брежнева. – СПб.: Профессия, 2007. – 264 с. – (Библиотека).

Бакленд М. Модернизация библиотечного дела: манифест: пер. с англ. – М.: ОГИ, 2000. – 268 с.

БасамыгинаИ. Н. Микроэкономика библиотечного дела: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 51).

Басамыгина И. Н., Апанасенко А. А. Маркетинг как технология управления современной библиотекой. – М.: Литера, 2009. – 126 с. – (Сов­рем. б-ка; вып. 41).

Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 1997. – 210 с.

Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева, И. М. Сусловой. – М.: Профиздат, 2001. – 203 с. – (Соврем. б-ка; вып. 18).

Борхардт П. Маркетинговая концепция для публичных библиотек // Маркетинг – современная концепция управления библиотекой. – М., 1994. – С. 67–76.

Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. – М.: Профессия, 2004. – 304 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:, http://www.twirpx.com/file/191946/ (дата обращения 07.12.2010).

Брофи П. Оценка деятельности библиотек: пер. с англ. – М.: Омега-Л, 2009. – 357 с. – (Электрон. ресурсы в б-ках и образовании).

Ванеев А. Н., Мошкина Н. И. Библиотечный коллектив: Проблемы изучения и управления // Библиотековедение. – 1994. – № 5. – С. 96–105.

Веснин В. Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 502 с.

Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 306 с.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009. – 284, [1] с.

Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

Добрина Н. А., Щербакова Ю. В. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Альфа-М, 2009. – 287 с.

Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 149 с.

Ефимов А. Н., Барикаев Е. Н. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 118, [1] с.

Жичкин А. М., Гурьянова С. Ю. Основы менеджмента. Человек в сис­теме менеджмента: учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 2009. – 100 с.

Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.

Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информацион­ной деятельности: (маркетинг в системе упр. б-кой): учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / под общ. ред. В. К. Клюева. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 143 с. – (Современ. б-ка;вып. 1).

Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусства. – М.: МГУК, 1998. – 135 с.

Кожевникова Л. А. Региональное библиотековедение: 100 вопросов и ответов по экономике и методологии: учеб.-метод. пособие / Гос.публич.науч.-техн. б-ка Сиб.отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008. – 151 с.

Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре экономики региона: препринт 02–1. – Новоcибирск, 2002. – 32 c. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/Кожевникова.pdf(дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотеки в вопросах и ответах: учебно-метод. пособие. – Новосибирск, 2005. – 48 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn06.pdf (дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: конспект лекций. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1999 – 46 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/ful­ltexts/uchebni­ki/uchebn03.pdf(дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник. – Новосибирск, 2001. – 128 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/ekonomika/index.htm (дата обращения 05.12.2010).

Кожевникова Л. А. Экономика библиотечной деятельности: учебник / науч. ред. Н. И. Гендина; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Изд. 2-е, доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2005. – 200 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/ful­ltexts/uchebniki/uchebn17.pdf (дата обращения 05.12.2010).

Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учеб. для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 101)

Конти Т. Качество: упущенная возможность?: книга, заставляющая задуматься предпринимателей, менеджеров и служащих, стремящихся к успеху в бизнесе: пер. с итал. – М.: Стандарты и качество, 2007. – 213 с.

Концепция маркетинга для публичных библиотек: пер. с нем. / П. Борхард [и др.]. – М.:БиблиоМаркет, 1993. – 143 с. – (Маркетинг некоммерч. организации).

Кравченко А. И. История менеджмента: учеб. пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Акад. проект: Трикста, 2009. – 556 с.

Лапин А. Н. Менеджмент: полевые опыты / под ред. А. Плоткина. – М.: Упр. персоналом, 2009. – 187 с.

Менеджер информационных ресурсов / В. К. Клюев [и др.]; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: Литера, 2009. – 325 с. (Соврем. б-ка).

Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек: науч.-метод. пособие. – М.: Литера, 2009. – 173 с. – (Соврем. б-ка; вып. 57).

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. – 702 с.

Мильнер Б. З. Теория организаций: курс лекций. – М.: Инфра-М, 1998. – 335 с.

Мурашко О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. – М.: Литера, 2008. – 140 с. – (Соврем. б-ка; вып. 40).

Окрепилов В. В. Менеджмент качества: учеб. для вузов. – СПб.: Наука, 2007. – Т. 1–2.

Паршукова Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2005. – 151 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/uchebn08.pdf(дата обращения 12.12.2010).

Паршукова Г. Б. Стратегическое проектирование деятельности библиотеки: (конспект лекций для библ. специалистов) / Гос. публич.науч.-техн. б-ка Сиб.отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск, 2002. – 74 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebni­ki/Strategiya/index.htm (дата обращения 05.12.2010).

Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие. – Новосибирск, 2004. – 187 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebn­iki/uchebn10.pdf (дата обращения 05.12.2010).

ПоллР., Бокхорст П. Измерение качества деятельности библиотек: пер. с англ. / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2008. – 314 с.

Профиль библиотечного менеджера: тесты компетентности: учеб.-метод. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2008. – 111 с.

Романов П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 105).

Свиткин М. З., Мацута В. Д. Менеджмент качества на основе стандартов ИСО: содержание, проблемы, перспективы. – СПб.: ВСЕГЕИ, 2008. – 549 с.

Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане [и др.]; под ред. М. М. Кане. – СПб.: Питер, 2009. – 559, [1] с. – (Учебник для вузов).

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: полный курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе канд. минимума. – Орел: Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 266 с.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 2010. – Ч. 1. – 329 с.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: хрестоматия для аспирантов и соискателей / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры. – Орел: ОГИИК, 2010. – Ч. 2. – 314 с.

Суслова И. М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учеб.-метод. пособие. – М.: Профиздат, 2003. – 159 с. – (Соврем. б-ка; вып. 30).

Суслова И. М. Значение стратегического менеджмента в управлении информационно-библиотечной деятельностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom7/disk/54.pdf (дата обращения 05.12.2010).

Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2005. – 143 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 9.).

Суслова И. М., Злотникова З. И. Проектная деятельность библиотек: науч.-практ. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 175 с.

Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-инфор­ма­ционной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.

Учебно-методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные курсы». Разд.: Экономика, менеджмент, маркетинг библиотечно-ин­формационной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html (дата обращения 01.11.2010).

Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: стратегия развития. – М.: Рудомино, 1997. – 132 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/191955 / (дата обращения 06.12.2010).

Фенелонов Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины / / Библиотечное дело — XXI век. – 2004. – № 1. – С. 6–15. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lib­rary.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=98 (дата обращения 06.12.2010).

Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2008.– 263 с. – (Б-ка: новые возможности).

Чуприна Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 117 с.

Шадрин А. Д. Менеджмент качества: от основ к практике. – 2-е изд., испр. – М.: Трек, 2005. – 359 с.

Шилков В. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Форум, 2009. – 302 с.

Раздел 10

Библиотечное обслуживание

1  Теоретические и законодательные основы
библиотечного обслуживания

Понятие «библиотечное обслуживание». «Узкое» («внутрибиб­лиотечное») и «широкое» («социальное») понимание сути библиотечного обслуживания. Основные функции библиотеч­ного обслуживания; этапы их формирования.

Принципы библиотечного обслуживания сегодня (полнота, оперативность, комфорт, дифференцированный подход). Зада­чи библиотечного обслуживания по отношению к личности и обществу.

Влияние социально-философских теорий (воспитательная ценность знания, личность как субъект воспитания, личность как субъект и объект социализации, суверенность развития личности, доступ к информации как основа развития личности и др.) на формирование теоретических основ (теории просве­щения, теории руководства чтением, библиотечной педагоги­ки, теории библиотечного обс­луживания как средства социа­лизации личности, теории свободного доступа к информации и др.) библиотечного обслуживания.

Анализ основных концепций (просветительской, идеологи­че­ской, педагогической, социализирующей, информационной и др.) библиотечного обслуживания в России.

Основные документы, обеспечивающие библиотечное об­слу­жи­вание в Российской Федерации (Законы «О библиотеч­ном деле», «Об информации, информатизации и защите ин­формации»; документы, принятые Российской библиотечной ассоциацией: «Кодекс этики российского библиотекаря», «Мо­дельный стандарт деятельности публичной библиотеки» и др.)




Литература

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, 1996. – С. 171–183.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1992.– С. 68–97.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 6–9, 32–38.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. – М.: МГИК, 1993.– С.147–167.

МакДоналд Э. Планирование и дизайн библиотечного пространства // Управление библиотеками: связи Востока и Запада / Рос. гос. б-ка. – М., 1996. – С. 17–38.

О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) [Элект­ронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/rus­zak/ip/pra­vo9.html (дата обращения 16.03.2011).

Об информации, информатизации и защите информации: Федер. закон Рос. Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.

Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. // Библиотека и закон. – М., 1999. – Вып. 6. – С.26–33.

Общественный договор между учреждениями и пользователями // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 6–9.

Фирсов В. Правовое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов библиотеки // Библиотековедение. – 1995.– № 4–6.– С. 35–39.

2  Библиотечное обслуживание
как социокультур­ный процесс.
Читатель и библиотекарь как его равноправные участники

Обоснование необходимости изучения читательского кон­тин­гента (из опыта изучения читателей).

Центры изучения читателей в советский период. Централи­зованные исследования чтения («Советский читатель», «Спе­циалист – библиотека – библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов» и др.). Региональные исследования чтения.

Современное состояние исследований чтения. Развитие взглядов на понятие «читатель библиотеки», обоснование тер­минов «абонент», «пользователь», «клиент» и др. Изменение объекта исследования: от читательского контингента библио­теки – к потенциальному читателю и «местному сообществу».

Социологический подходк изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Основная проблематика при социологиче­ском изучении (предпочитаемая тематика чтения, место чте­ния в структуре свободного времени и др.).

Психологический подход к изучению читателя. «Библиопсихология» Н. А. Рубакина и ее влияние на современные исследо­вания. Основная проблематика изучения (мотивы чтения, чи­тательские интересы, читательские потребности, общение по поводу прочитанного, восприятие и понимание прочитанного, сила влияния (прямого и опосредованного) чтения и библио­теки по сравнению с влиянием электронных коммуникаций и др.).

Основные исследовательские методы изучения читателя при социологическом и психологическом подходах: анализ до­кументов, устный и письменный опрос, наблюдение, экспери­мент, контент-анализ, тестирование и др., их суть и классифи­кация.

Типология читателейкак результат интегрального исследо­вания чтения. Концепции С. И. Трубникова, Ю. С. Зубова, Л. И. Беляевой и др.

Особенности современного подхода к выделению читатель­ских типов (групп) на основе социально-психологических при­знаков: лица с особыми читательскими потребностями (инва­лиды), маргиналы, национальные меньшинства, мигранты и т. п.

Информационная культура личностикак интегральный ре­зультат исследования личности читателя и основной показа­тель читательского развития. Формирование структуры поня­тия «информационная культура»: культура чтения, библиотечно-биб­лиографическая культура; компьютерная грамотность и др. Методы изучения структуры информационной культуры личности.

Создание социологической и психологической службы в библиотеках – основа улучшения качества библиотечного об­служивания.



Литература

Аскарова В. Я. Тенденции развития представлений о читателях в контексте современной социокультурной ситуации // Книга, общество, читатель: современные аспекты. – Новосибирск, 2004. – C. 6–19.

Бойкова С. А. Новации ЦБС массовых библиотек г. Хабаровска в изменившейся социокультурной ситуации // Библиотеки Хабаровского края: реалии, достижения, прогнозы: материалы науч.-практ. конф. библ. работников Хабаров. края, 21–23 мая 1996 г. – Хабаровск, 1996. – C. 45–49.

Дворкина М. Я. О социокультурной роли библиотеки // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общест­ва. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 16–17.

Кузнецова Т. Я. Адаптация библиотекарей к современной социокультурной ситуации: поствузовское образование // Библиотечная ассамблея Евразии. – М., 1997. – Вып. 7. – C. 17–20.

Матлина С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики (постановка проблемы) // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – C. 39–53.

Мелентьева Ю. П. Возможности библиотечного обслуживания в гуманизации социокультурной среды // Библиотека и книга в пространстве культуры. – М., 2002. – C. 50–52.

Мелентьева Ю. П. Юношеская библиотека как социокультурный феномен // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М., 1997. – C. 67–80.

Овсянникова Р. А. Информационная культура библиотечного специалиста – важный фактор функционирования библиотеки в современной социокультурной ситуации // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: тез. докл. – Краснодар, 1997. – C. 168–169.

Овчинникова В. Социокультурные условия формирования читательских потребностей сибиряков в 60–80-е годы XX века // Библ. вестн. Прибайкалья. – 2003. – № 3. – C. 17–19.

Самохина М. М. Динамика библиотечного спроса и библиотечного поведения юношества как отражение социокультурных процессов (конец 60 – середина 90-х гг.) // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф., Москва, 8–10 июня 1995 г. – М. – 1997. – C. 81–95.

Фадеева Г. Формируем социокультурную атмосферу // Библиотека. – 1996. – № 6. – C. 32–33.

Федорова Т. С. Устойчивое развитие общества и библиотека: социокультурный аспект // Библиотека в эпоху перемен (дайджест). – М., 2002. – Вып. 2. – C. 30–49.

Шведов С. С. Читательский спрос в социокультурной ситуации начала «перестройки» // Библиотечные фонды в контексте общественного переустройства. – СПб., 1992. – C. 76–92. – Библиогр.: с. 91–92.

3  Библиотечное обслуживание
как технологиче­ский процесс

Понятие о технологии и технологическом процессе. Основ­ные этапы (алгоритм) библиотечного обслуживания как технологичес­кого процесса.

Информационный запрос как пусковой механизм техноло­гического процесса обслуживания. Понятие информационного зап­роса. Виды запросов.

Выявление связи информационного запроса с реальными потребностями – суть реализации библиотечного обслуживания.

Библиотечная услуга как конечный продукт технологиче­ского процесса.

Классификация библиотечных услуг.

Новые технологии в организации библиотечного обслужи­вания.

Значение и задачи индивидуального библиотечного обслуживания. Разработка теории и практики индивидуального библиотечного обслуживания российскими (Н. А. Рубакин и др.) и зарубежными (Д. Шира и др.) специалистами. Особенности понимания сущности индивидуального библиотечного обслужи­вания в российской и западной традициях. Современные фило­софские и психолого-педагогические основы индивидуального библиотечного обслуживания, основные научные концепции.

Основные цели (информационные и коммуникативные) индивидуального библиотечного обслуживания. Возможности осуществления индивидуального библиотечного обслуживания в библиотеках разных типов и видов.

Методы индивидуального библиотечного обслуживания. Индивидуальная беседа как базовый метод индивидуаль­ного библиотечного обслуживания. Основные виды беседы: при записи в библиотеку (ориентирующая); при рекомендации книги (тактическая); беседа о прочитанном (корректирующая).

Формы передачи информации в процессе индивидуального библиотечного обслуживания (рекомендации, справки, консультации). Использование современных средств связи для обеспечения индивидуального библиотечного обслуживания (Интернет, электронная почта, факс и др.).

Технологические и методические приемы, обеспечивающие эффективность индивидуального библиотечного обслужива­ния. Этические основы индивидуального библиотечного об­служивания.

Показатели эффективности индивидуального обслуживания.


Литература

Багрова И. Платные услуги библиотек: «Священный прагматизм» против «священной коровы» // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 130–141.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Айзенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУКИ, Либерея, – 1996. – С. 98–101.

Веденяпина Н. И., Грузнова Е. Б. Электронные каталоги РНБ: изменение технологии обслуживания пользователей // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проб­лемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – C. 100–106.

Галактионова Л. А. Технологии информационно–библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности // Библиотечно-ин­формационная деятельность в контексте культурных традиций региона: Четвертые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – C. 60–67.

Глушановский А. В., Калёнов Н. Е. Научные библиотеки и развитие сетевых технологий // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – Вып. 2. – C. 159–164.

Гурьянова И. В. Новейшие информационные технологии в библиотечно–библиографическом обслуживании читателей // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра. – Саратов, 2003. – Вып. 3. – C. 27–31.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система: учеб. пособие. – М., 1992.– С. 68–97.

Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: МГУКИ, 2000.– С. 32–38.

Дебрион Ф. Французские библиотеки: задачи, фонды, новые технологии // Петерб. библ. шк. – 2004. – № 3. – C. 46–52.

Елисина Е. Ю. Новые технологии в библиотечно-информационном обслуживании пользователей // Вестн. Библ. ассамблеи Евразии. – 2003. – № 1. – C. 54–57.

Квартерникова Т. О. Теоретические и организационные аспекты развития технологий электронной доставки документов в библиотеках // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч. конф. – Смоленск, 2003. – C. 227–237.

Коломейчук Е. М. Место информационных технологий в деятельнос­ти центральных универсальных библиотек Российской Федерации // Мир библиогр. – 2003. – № 6. – C. 8–9.

Красильникова И. Ю. Развитие МБА на основе компьютерных технологий // Материалы VI научной сессии ГПНТБ СО РАН (9–10 нояб. 2000 г., г. Новосибирск). – Новосибирск, 2001. – C. 76–80.

Лаврик О. Л. Параллельные технологии в библиотеке: доколе? // Биб­лиотека и духовная культура нации: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 115–122.

Маркова А. А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион.науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 280–287.

О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/rus­zak/ip/pra­vo9.html(дата обращения 16.03.2011).

Пилко И. С. Библиотечная технология. Общий курс: учеб. пособие. – Кемерово, 2000.– С. 80–87.

Пилко И. С. Основные направления трансформации библиотечных технологий в условиях информатизации // Информационные недра Кузбасса – 2005: тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. – Кемерово, 2005. – C. 244–246.

Пушкова С. В. Использование Интернет и современных компьютерных технологий в библиотечном обслуживании слепых // Библиотеки за рубежом 2005. – М., 2005. – C. 14–40.

Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно–библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 136–137.

Редькина Н. С. Библиотечный технологический консалтинг // Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 5. – C. 26–34.

Ремизова Т. В. Использование электронных ресурсов и современных технологий в справочно–библиографическом обслуживании // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион. науч.- практ. конф. – Новосибирск, 2005. – C. 134–139.

Селеменева О. Н. Роль новых технологий в формировании информационной культуры читателей // Современная библиотека: традиции и инновации. – Саратов, 2005. – C. 70–73.

Соколова Н. В. Библиотечные консорциумы: куда ведут технологии... // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10–я юбил. междунар. конф. «Крым 2003». – М., 2003. – Т. 2. – C. 613–617.

Справочникбиблиотекаря / А. Н. Ванеев [и др.]. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169. – (Библиотека).

Холявко Л. А. Справочно–библиографическое обслуживание в век электронных технологий // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – C. 86–93.

4  Организация библиотечного обслуживания
в современной библиотеке

Абонемент как основной отдел библиотечного обслужива­ния. Основные формы организации абонемента: общий, функциональный, групповой, отраслевой, комплекс­ный. Проблема дифференцированного обслуживания при раз­личных формах абонемента. Индивидуальный и коллективный (семейный, бригадный) абонементы. Эволюция форм организа­ции абонемента на разных этапах общественного отношения к проблемам развития библиотечной отрасли.

Заочный, межбиблиотечный и международный абонемент как особая форма библиотечного обслуживания.

Организация библиотечного обслуживания в читальных за­лах. Особенности библиотечного обслуживания в читальных залах. Основные виды читальных залов: общие и специализи­рованные. Виды специализированных читальных залов.

Система читальных залов крупной библиотеки. Электрон­ные читальные залы: доступ в Интернет.

Участие других структурных подразделений библиотеки (справочно-информационных, специализированных и др.) в библиотечном обслуживании пользователей.

Роль новых подразделений библиотеки (медиатеки, артотеки, правовых центров и др.) в библиотечном обслуживании. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание как современная форма деятельности библиотеки. Библиотеч­ное обслуживание в режимах «онлайн» и «офлайн». Электрон­ная библиотека как новая форма организации библиотечного обслуживания. Правовая основа виртуального (электронного) библиотечного обслуживания. Этика работы в электронном пространстве корпоративного и индивидуального пользова­теля.


Литература

Беспалов В. М. Организация работы библиотеки в помощь развитию творческих способностей специалиста // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 3. – C. 27–33.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / А. Я. Ай­зенберг [и др.]; под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: Изд-во МГУК: Либерея, 1996. – С. 98–101.

Гнездилов В. И. Организация внутрибиблиотечного пространства в условиях новых технологий: проблемы и решения // Библиотековедение. – 2001. – № 5. – C. 39–42.

Деревяшкина Т. Н. Организация электронной доставки документов Кемеровской ОНБ им В. Д. Федорова: проблемы и решения // Библиотечная жизнь Кузбасса. – Кемерово, 2001. – Вып. 1. – С. 86–88.

Елисина Е. Ю. Организация обслуживания пользователей БД на оптических компакт–дисках в РГБ // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиографических систем: проблемы обс­луживания, изучения и обучения: материалы науч.-практ. конф., 25–26 марта 1997 г. – СПб., 1997. – C. 36–39.

Кириллова О. В., Воргачёв В. Н. Организация системы информационно–библиотечного обслуживания в информационном центре // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 1. – C. 85–86.

Козлова Е. И. Организация информационной работы с электронными ресурсами // Науч. кн. – 2005. – № 1/2. – C. 24–29.

Куликова Л. В. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ // Библиотека в эпоху перемен (философско–культурологические и информационные аспекты): дайджест. – М., 2005. – Вып. 2. – C. 84–123.

Леверьева Г. Ф. Организация и использование библиотечно-биб­лио­графических ресурсов в Национальной библиотеке // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 4. – C. 60–66.

Лисицина Г. С. Современные технологии в обслуживании пользователей библиотек: МБА и служба доставки документов // Науч. и техн. б-ки. – 1997. – № 1. – С. 98–101.

Манилова Т. Л. Организация сети муниципальных библиотек: нормативный подход // Библиотека и регион. – М., 1996. – Вып. 2. – C. 89–104.

Моргенштерн И. Г. Системная организация общедоступных библиографических электронных ресурсов // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 116–117.

Недашковская Т. А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом. – М., 2001. – C. 56–73.

О библиотечном деле: Федер. закон (с изм. на 26 июня 2007 г.) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/rus­zak/ip/pra­vo9.html(дата обращения 16.03.2011).

Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон Российской Федерации от 25 янв. 1995 г. // Библиотека и закон. – М., 1996. – Вып. 2. – С. 103–114.

Опарина О. Д., Васильев О. Г. Организация работы с электронными документами в университетской библиотеке // Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути. – Екатеринбург, 2001. – C. 69–73.

Организацияинформационного пространства Томского научного центра СО РАН на базе Интернет–технологий / А. Ю. Ахлестин [и др.] // Электронные библиотеки: перспективы методы и технологии, электронные коллекции: сб. докл. Второй Всерос. науч. конф. – Протвино, 2000. – C. 19–26.

Орлова А. П. Организация справочно-информационного фонда централизованной системы медицинских библиотек РМБИЦ // Труды Республиканского медицинского библиотечно–информационного центра. – Казань – 1995. – Вып. 2. – C. 33–37.

Павлова И. А. Организация и использование электронных мемориальных библиотек // Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования ресурсов: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – C. 150–154.

Сафиуллина З. А. Самоорганизация и организация библиотечно-библиографической деятельности // Библиография. – 1997. – № 2. – C. 7–14.

Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев [и др.]. – СПб.: Профессия, 2000.– С. 167–169.

5  Библиотекарь как один из основных участников
процесса библиотечного обслуживания

Из опыта изучения характеристик библиотекаря как профессио­нала и личности. Место библиотечной профессии в психоло­гической классификации профессии (Е. А. Климов). Понятие профессиограммы. Фундаментальные и «подвижные» состав­ляющие профессиограммы профессии «библиотекарь».

Возникновение новых профессиональных задач библиоте­каря в современной библиотеке и формирование новых моди­фикаций профессии: библиотекарь – информационный посред­ник; библиотекарь-аналитик; библиотекарь – информационный брокер; библиотекарь – социальный работник; библиотекарь-педагог и т. п.

Основные профессиональные и личностные качества биб­лиотекаря отдела обслуживания. Читательская и информаци­онная культура библиотекаря как его профессиональные каче­ства. Речевая культура библиотекаря как непременная состав­ляющая профессионализма.

Нормы профессионального поведения библиотекаря. Эти­ческие принципы в библиотечном обслуживании. Понятие о профессиональной этике библиотекаря. «Кодекс этики рос­сийского библиотекаря». Библиотечный коллектив как организатор инфраструктуры библиотечного обслуживания.

Литература

Береславская М. В. Роль и место библиотечной профессии в современном обществе глазами польских библиотекарей // Библиотеки за рубежом, 2005. – М., 2005. – C. 91–103.

Борисенко А. А.,Ромашкина Т. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки (консультация) // Библиотечная орбита. – Хабаровск, 2005. – Вып. 12. – C. 4–35.

Булатова С. Н. Имидж библиотеки // Библиотечная жизнь Кузбасса. – Кемерово, 2001. – № 1. – C. 125–127.

Ванеев А. Н. Развитие взглядов на библиотечную профессию в дореволюционном библиотековедении // Социодинамика и социоструктура библиотечной профессии. – СПб., 1993. – C. 3–17.

Гендина Н. И. Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации: проблемы повышения качества подготовки библиотечно–информационных специалистов // Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы. – М., 2005. – C. 3–11.

Егорова Е. С. Библиотечная имиджелогия как профессиональная инновация // Культура: от информации к знанию: Румянцев. чтения – 2003: тез. и сообщ. – М., 2003. – C. 78–81.

Жданов И. В. Имидж – ничто? // Мир библиогр. – 2004. – № 4. – C. 23–26.

Жданова Т. А. Культура и персонал: точки соприкосновения // Библиотека. – 1999. – № 9. – С. 26–28.

Жданова Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала // Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 142–157.

Жданова Т. А. Программы обучения для профессионалов // Науч. и техн. б–ки. – 2000. – № 11. – С. 53–57.

Жданова Т. А. Современное состояние повышения квалификации в библиотеках Сибири и Дальнего Востока // Библиотека в системе непрерывного профессионального образования: препр. – Новосибирск, 2000. С. 13–25.

Киселёва Л. Б. Работа со СМИ как необходимое условие создания имиджа библиотеки на современном этапе // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2001. – № 2. – C. 9–13.

Коллегаева С. Д. Платная деятельность библиотеки как фактор развития профессиональной компетентности библиотечных кадров // Румянцевские чтения: материалы междунар. конф. – 2005. – C. 123–124.

Кузичкина Г. А. Эволюция профессии библиографа: методологический аспект // Методология библиографии. – Самара, 2005. – C. 118–127.

Кузнецова Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики // Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно–информационной сферы. – М., 2005. – C. 28–35.

Кузнецова Т. Я. Государственная политика в области профессионального развития библиотечных кадров // Библиотечная политика России: стратегия, проекты, партнеры: материалы Всерос. совещ. – М., 2005. – C. 110–118.

Лисицына О. С. Карьерная стратегия – профессиональный рост // Мо­лодые в библ. деле. – 2005. – № 5/6. – C. 39–45.

Мильчакова Т. В. Непрерывное профессиональное образование – условие эффективного развития библиотеки // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – C. 46–48.

Недашковская Т. А. О кодексе профессиональной этики библиотекаря // Библиотеки за рубежом, 2005. – М., 2005. – C. 126–132.

Пилко И. С. Методика выявления профессиональных компетенций специалистов библиотечно–информационной сферы // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – C. 152–154.

Пилко И. С. Российские профессиональные образовательные стандарты как регламенты подготовки специалистов библиотечно-инфор­мационной сферы // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – C. 10–13.

Полтавец А. П. Имидж библиотеки = массовая работа + реклама // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Шестая междунар. конф. «Крым – 99». – Судак, 1999. – Т. 1. – C. 87–88.

Сабурова Т. П. Из истории освоения женщинами библиотечной профессии // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы третьей науч. конф. – Челябинск, 2004. – C. 211–213

Стрельникова В. Н. Электронные публикации в профессиональной подготовке библиотечно–информационных специалистов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Третьей Всерос. электрон. науч.-практ. конф. – Самара, 2005. – Ч. 1. – C. 184–191.

Сукиасян Э. Р. Интересами профессии // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 7. – C. 58–62.

Сукиасян Э. Р. Стать профессионалом, быть им – дело нелегкое // Молодые в библ. деле. – 2005. – № 1. – C. 29–35.

Фёдорова Л. Н. Библиотечная профессия в условиях автоматизированной технологии // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 7. – C. 62–68. – Библиогр.: 67–68.

Царёва А. В. Эволюционные тенденции библиотечно-информа­ционных профессий во Франции // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации: материалы науч.-метод. конф. – М., 2004. – C. 146–148.

Цулайя Е. Мало говорить – надо делать. О государственной поддержке профессии библиотекаря // Библ. дело. – 2004. – № 3. – C. 2–4.

Раздел 11  

Библиографическая деятельность библиотеки



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: