Классификация информационных технологий

Подходы к классификации информационных технологий: а) по сфере применения: базовые, прикладные и специальные; б) по видам обрабатываемой информации: данных, текста, графиков, знаний, объектов реального мира; в) по степени использования технических и программных средств.

Базовые информационные технологии: технологии баз данных, гипертекстовые технологии, мультимедийные технологии, технологии программирования, телекоммуникационные технологии, геоинформа­ционные системы, технологии искусственного интеллекта, технологии защиты информации и др. Прикладные информационные технологии: ИТ в управлении, ИТ в образовании, ИТ в промышленном производстве, ИТ в культуре и др. Специальные информационные технологии, например, библиотечные технологии, библиографические технологии, архивные технологии, издательские технологии и др.

Литература

Гринберг А. С., Горбачев Н. Н., Бондаренко А. С. Информационные технологии управления: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 479 с.

Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2006. – 342 с.

Редькина Н. С. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие / Гос. публич. научн.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2010. – 224 с.

Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: учеб. для вузов. – Изд. 5-е, стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 262 с.

Черников Б. В. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 317 с.

Интернет и сетевые сервисы

История развития Интернета. «Всемирная паутина» как распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на подключенных к Интернету компьютерах. Технологические основы Интернета (протоколы семейства TCP/IP). Сетевые сервисы (электронная почта, гостевые книги, форумы, мгновенные сообщения и др.). Технологии WEB 2.0 – RSS, блоги (Livejournal, Twitter, …), социальные сети (Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники», …), мгновенное общение (Meebo, Skype, ICQ, …), социальные закладки (Delicious, me­mori.ru, …), видеохостинги (YouTube, RuTube, …), фотохостинги (Flickr, «Я.Фото», …) в библиотечной практике.

Литература

Берлин А. Н. Основные протоколы Интернет: учеб. пособие. – М.: Интернет-ун-т информ. технологий, 2008. – 503 с.

Жабко Е. Виртуальные социальные сервисы в среде электронных библиотек // Библ. дело. – 2009. – № 15. – С. 18–19.

Редькина Н. С. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие / Гос. публич. научн.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2010. – 224 с.

Самодова Ю. В. Внедрение новых технологий в практику библиотек: приближают ли они времена «Библиотеки 2.0»? // Библ. дело – XXI век. – 2009. – № 1. – С. 149–189.

Шибаева Е. А. Инновации Web 2.0 в библиотеках: современное сос­тояние и возможности применения // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 49. – С. 64–67.

Шишкин Ю. В. Технологии Web 2.0 как инструмент формирования современного имиджа библиотеки // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 45-50.

Юдина И. Г., Лаврик О. Л. Информационная функция в теории и прак­тике библиотечного дела. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. – 227 с.

Менеджмент информационных технологий

Классические принципы и функции управления. Организация информационной технологии как управленче­ский процесс. Функции управления технологическими ресурсами: оптимизация, обогащение, защита технологического потен­циала. Свойства информационных технологий как объекта ор­ганизации и управления. Стратегическое управление информационными технологиями в библиотеке.

Технологическая подготовка информационного производ­ства: понятие, задачи, содержание работ на стадиях проектиро­вания и эксплуатации. Показатели технологичности (трудоемкость, удель­ная трудоемкость, себестоимость, технологическая себестоимость, материалоемкость). Технологическая го­товность. Технологическая дисциплина.

Технологическая служба информационного учреждения: назначение, функции, основные направления деятельности. Нормативно-справочная база данных технологического на­значения: задачи формирования, состав, область применения.

Литература

Дригайло В. Г. Основы научной организации труда в библиотеке: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 423 с.

Паршукова Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Гос. публич. научн.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. – 187 с.

Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2006. – 342 с.

Редькина Н. С. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов и технологий // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С. 23–29.

Редькина Н. С. Разработка ИТ-стратегии библиотеки // Библиотековедение. – 2010. – № 4. – С. 34–38.

Редькина Н. С. Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 46–50

Редькина Н. С. Технологическая работа в библиотеке: практ. пособие / Гос. публич. научн.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2006. – 104 с.

Суслова И. М., Клюев В. К. Менеджмент библиотечно-инфор­мацион­ной деятельности: учеб. для вузов культуры и искусств / под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2009. – 600 с.

Цикл специальных дисциплин

Раздел 8  

Библиотечный фонд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: