Сущность малого бизнеса

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

· близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

· производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;

· исключение лишних звеньев управления и т.д.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вместе с тем малому бизнесу присущи:

· быстрая реакция на требования рынка;

· высокий уровень специализации;

· возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к динамично развивающейся экономике. Но несмотря на трудности, малый бизнес развивается, набирает темпы, решает некоторые экономические и социальные проблемы, удовлетворяя те или иные потребности как государства, так и населения.

Малый бизнес, поступательно развиваясь, может решать ряд проблем:

· Формирование конкурентных рыночных отношений, которые будут способствовать удовлетворению потребностей общества в товарах и услугах;

· Расширение номенклатуры производимых товаров и услуг;

· Привлечение личных средств населения для развития производства путем вовлечения в ведение дел организаций;

· Сокращение уровня безработицы путем создания новых рабочих мест;

· Привлечение в трудовую деятельность групп населения, которые не могут участвовать в крупном производстве.



Критерии выделения малого бизнеса в России

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

· в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

· в оптовой торговле – 50;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

· в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: