Информационные технологии воздействия на массовое сознание

Теории прессы

В теории журналистики широко известны «четыре теории прессы». Это авторитарная теория; либертаристская теория (в ее основе — философия свободы воли, самоосуществление индиви­да, где человек — самоцель); теория социальной ответственности и советская коммунистическая теория прессы. Исследование «Четыре теории прессы» было опубликовано в США в 1956 году. Но и сегодня оно является актуальным и входит в содержание современных работ по теории массовых коммуникаций.

Мы считаем возможным и необходимым дополнить указанные теории тремя моделями информационного воздействия на массо­вое сознание, опираясь уже на новые разработки в области теории и практики социального управления: «классическую», «механис­тическую», «объектную» модель — ее иногда называют «тоталитар­ной»; «неклассическую», «релятивистскую», «субъектную» мо­дель, а конкретно — «манипулятивную»; «постнеклассическую», «субъектную», «синергетическую» (ее именуют «диалоговой»). Анализ трех названных моделей позволит в дальнейшем с более широких позиций взглянуть на модели PR, описанные в главе 3 (одностороняя-двустороняя сбалансированная связь). [8]

При первой модели читатель, зритель, выступает не более, чем объект воздействия. Информационный процесс организо­вывается по принципу «вбивания гвоздей» (идей) в массовое сознание. Это однонаправленный, одномерный процесс ин­формационного воздействия, без обратной связи с аудиторией. Даже когда она возникает, то ее характер можно определить из­вестным словом «одобрямс». Примером господствования дан­ной модели является «эпоха сталинизма». Ее элементы сохра­нялись и позже: вспомним речи Генеральных секретарей, решения пленумов ЦК КПСС — они транслировались, и тут же появлялись отклики от «народных масс»: «решения партии и правительства — одобряем». Если подобное «единодушие масс» исключить, то в принципе момент их информирования о госу­дарственных решениях имел и положительный смысл.

При второй модели субъект-объектные отношения дополня­лись субъект-субъектными, последние становились основны­ми. Здесь действуют свобода слова, плюрализм мнений, истин­ная критика властей и всех «кого душе угодно» (вспомним программы «Взгляда» на рубеже 80 и 90-х годов), озвучивается многоголосие «народных масс» (т.е. осуществляется обратная связь) на фоне противостояния политиков, их борьбы за обще­ственное мнение. Но при всем этом данная модель информаци­онного воздействия может приобретать и часто приобретает манипулятивный характер. Правы авторы, которые считают, что объектом манипулирования является общественное созна­ние, в особенности человек толпы. Попав в ее объятия «он не обдумывает свои действия, а мгновенно подчиняется получен­ному... сигналу». Однако наибольший эффект манипулирова­ния достигается при воздействии даже не столько на сознание, сколько на психику людей. Примеров тому масса.[8]

Тем не менее, понятие «манипулирование» нельзя, на наш взгляд, трактовать однозначно. Наряду с отрицательным, оно имеет и положительный смысл — конструктивный, направлен­ный на достижение цели в интересах народа и государства (т.е. здесь допускается, что цель может оправдывать применяемые средства). Например, сохранение целостности России (цель) оправдывает средства информационного воздействия при осве­щении чеченской войны, особенно первой.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: