Роспись кремлевских соборов

И, конечно, в XVII в. расписываются заново кремлевские соборы, причем не только внутри, но и снаружи. Успенский собор, как мы помним, построен в конце XV в. итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Расписан он был сначала Дионисием со своей артелью. А в XVII в. он расписывается заново и ставится заново огромный иконостас. Иконостас в XVII в. уже вырастает до пяти-шести, а то и до семи рядов.

Но, повторяю, интересно явление росписи в XVII в. Успенского собора и других церквей тем, что роспись выходит наружу. Мы однажды это только видели у Дионисия в Ферапонтовом монастыре, и то это считается исключительным явлением для XVI в. Для XVII в. это уже явление не исключительное. Вот образ Владимирской Божьей Матери на фасаде, святителей московских, образ в закомарной части, восточной части, где апсида, мы видим «Похвалу Богородицы».

Ну и, конечно, не обходится без образа, над которым сражались-сражались, но так до конца и не решили этот вопрос – образ Новозаветной Троицы. XVII в. снова возвращается к этому же образу, но и к спорам вокруг этого образа. Собор 1666 г., знаменитый собор, к которому мы еще вернемся, тоже подтверждает постановление Стоглавого собора 1551 г. о том, что этот образ неканоничен. И тем не менее он все больше и больше появляется в XVII в. и в пророческом ряду иконостаса, и на фресках внутри храма, и даже на наружных росписях. Почему? Именно потому, что эстетика и богословие в XVII в. очень сильно расходятся. Это не значит, что икона совсем перестает питаться из богословия. Но само богословие претерпевает в XVII в. тоже очень много изменений. Это видно из споров Никона с Аввакумом, это видно из споров вокруг справки книг, это видно из споров самого Никона с царем. Тем не менее в искусстве, мы видим, расцветает как раз очень много новых, неканонических образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: