Пространственные отношения

  Примеры проверочных заданий

1. Пользуясь схемой классной комнаты, найдите показанный на ней спрятанный предмет.

  Рекомендуемые критерии оценивания

- соответствие реального положения объекта его описанию;

- осознанность и точность действий, инструкций или описаний;

- литературная и математическая грамотность устной/ письменной речи.

 

Формы диагностики и контроля:

1. Стартовая диагностика.

2. Графические диктанты.

3. Защита проектных и исследовательских работ:

·  «Что меряют, чем меряют», «Макеты зданий из простых геометрических тел», «Моя головоломка» - 1 класс;

·  «Создание узоров в графическом редакторе», «Единицы измерения в Древней Руси», «Коллекция самодельных измерительных приборов» - 2 класс;

· «Логические игры», «Симметрия в природе», «Как измеряли время в древности», «Шифрование местонахождения» - 3 класс;

· «Системы счисления», «Стратегии», «Топонимика моего края» - 4 класс

4. Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»).

 

 

Тематический план

Класс

Темы

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм»  1 0.5 0.5
2. Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.  2 0.5 1.5
3. Отрезок, точка. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка).  2 0.5 1.5
4. Измерение длины отрезка. Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков).  2 1 1
5. Вычерчивание отрезка заданной длины.   1 0 1
6. Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. 2 1 1
7. Проект «Что меряют, чем меряют» 2 0.5 1.5
8. Многоугольник. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур.  3 1 2
9. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм».     3 0.5 2.5
10. Элементы графического диктанта. 2 0.5 1.5
11. Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги.  6 3 3
12. Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» 2 0.5 1.5
13. Симметрия. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков.   2 1 1
14. Проект «Моя головоломка» 2 0.5 1.5
  Итого: 32 11 21

Класс

Темы

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 1 0.5 0.5
2. Ломаная линия. Длина ломаной. 1 0.5 0.5
3. Проект «Создание узоров в графическом редакторе» 4 1 3
4. Луч и его обозначение. 1 0.5 0.5
5. Числовой луч. 1 0.5 0.5
6. Метр. Соотношение между единицами длины. 2 1 1
7. Проект «Единицы измерения в Древней Руси» 3 0.5 2.5
8. Многоугольник и его элементы. 1 0.5 0.5
9. Периметр многоугольника. 2 0.5 1.5
10. Окружность и круг. 1 0.5 0.5
11. Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник. 2 1 1
12. Взаимное расположение фигур на плоскости. 1 0.5 0.5
13. Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка. 2 0.5 1.5
14. Угол. Вершина угла, его стороны. 1 0.5 0.5
15. Прямой угол. 1 0.5 0.5
16. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. 2 1 1
17. Свойства прямоугольника. 1 0.5 0.5
18. Площадь прямоугольника. 1 0.5 0.5
19. Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов» 4 1 3
  Итого: 32 12 20

 

Класс

Темы

Количество часов

Всего Теория Практика
1.  Решение топологических задач. Лабиринты. 2 0.5 1.5
2. Километр. 1 0.5 0.5
3. Миллиметр. 1 0.5 0.5
4. Проект «Логические игры» 3 0.5 2.5
5. Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре). 2 0 2
6. Симметрия на клетчатой бумаге. 2 0.5 1.5
7. Проект «Симметрия в природе» 4 0.5 3.5
8. Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток» 2 0.5 1.5
9. Построение вписанных многоугольников. 2 0.5 1.5
10. Прямая. Параллельные и непараллельные прямые. 1 0.5 0.5
11. Перпендикулярность прямых. 1 0.5 0.5
12. Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки. 1 0.5 0.5
13. Параллельность прямых. 1 0.5 0.5
14. Построение прямоугольников. 2 0.5 1.5
15. Измерение времени. 1 0.5 0.5
16. Проект «Как измеряли  время в древности» 3 0.5 2.5
17. Решение логических задач. Шифрование текста. 2 0.5 1.5
18. Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений») 3 0.5 2.5
  Итого: 34 8.5 25.5

 

 

Класс

Темы

Количество часов

Всего Теория Практика
1.  Десятичная система счисления. 1 0.5 0.5
2. Проект «Системы счисления». 2 0.5 1.5
3. Координатный угол. 1 0.5 0.5
4. Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office. 3 1 2
5. Проект «Стратегии». 3 0.5 2.5
6. Многогранник. 1 0.5 0.5
7. Прямоугольный параллелепипед. 1 0.5 0.5
8. Куб. Развертка куба. 1 0.5 0.5
9. Каркасная модель параллелепипеда. 1 0 1
10. Игральный кубик. Игры с кубиком. 1 0 1
11. Объем прямоугольного параллелепипеда. 1 0.5 0.5
12. Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске) 1 0 1
13. Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки. 1 0.5 0.5
14. Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов. 2 1 1
15. Виды углов. 1 0.5 0.5
16. Классификация треугольников. 1 0.5 0.5
17. Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира. 1 0.5 0.5
18. План и масштаб. 1 0.5 0.5
19. Карта. Игра «Поиск сокровищ» 1 0.5 0.5
20. Проект «Топонимика моего края». 3 0.5 2.5
21. Построение отрезка и угла, равных данным. 1 0.5 0.5
22. Построение треугольников. 1 0.5 0.5
23. Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала. 2 0.5 1.5
24. Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки») 2 0.5 1.5
  Итого: 34 11.5 22.5

 

Содержание программы

 

1 класс (32 ч)

 

1. Вводный урок.

Знакомство с целями занятий по программе «математическое конструирование». Связь со школьными предметами. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».

 

2. Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.

Расширить представления детей о геометрических фигурах – треугольниках и четырехугольниках. Учить строить треугольники и четырехугольники из пластилина, палочек и кусочков проволоки. Учить видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

 

3. Отрезок, точка.

Дать понятие о точке и отрезке как геометрических фигурах. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)  

 

4. Измерение длины отрезка. Сантиметр.

Уточнение знаний об отрезках, их применении при вычерчивании геометрических фигур. Познакомить с единицей измерения длины – сантиметром. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)  

 

5. Вычерчивание отрезка заданной длины   

Формирование умения сравнивать отрезки, строить отрезки определенной длины на клетчатой и нелинованной бумаге.

 

6. Единица длины – дециметр.

Знакомство с более крупной единицей измерения длины – дециметром. Соотношение сантиметра и дециметра. Измерение длин отрезков в дециметрах. 

 

7. Проект «Что меряют, чем меряют»

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 

8. Многоугольник.

Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур.

 

9. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»  

По рисункам составить фигуры из частей квадрата

10. Элементы графического диктанта  

Уточнение пространственных представлений (вправо-влево, вверх, вниз)

11. Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида.

 Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида. Поиск в предметах повседневной жизни. Моделирование геометрических тел из пластилина (шар, конус). Моделирование геометрических тел из бумаги (цилиндр). Моделирование из проволоки (пирамида).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: