Организация выполнения мероприятий по обеспечению безопасности детей на водных объектах

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ» МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ФИЛИАЛ  УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР - ГОРЛОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ КУРСЫ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий филиала УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР - Горловских городских курсов    ______________________            В.В. Редько «___» ________________ 2018 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по безопасному поведению детей на водных объектах

 в осенне-зимне-весенний период

Рассмотрено и одобрено на методическом совещании филиала УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР - Горловские городские курсы

 Протокол № 10

 от «26» декабря  2018г.

 

2018

 

Методические рекомендации разработаны старшим мастером производственного обучения филиала УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР – Горловских городских курсов Белай Л.В. для оказания консультационной помощи педагогическим работникам образовательных учреждений при проведении занятий с учащимися -  в целях профилактики несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимне-весенний период; проведения педагогическими работниками городских курсов профилактических бесед с детьми, школьниками, педагогами, родителями.

 

Целью настоящих рекомендаций являются:

— выработка единого подхода органов местного самоуправления, Управления образования администрации города Горловка, педагогических работников городских курсов к вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, охрана их жизни и здоровья;

— предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на водных объектах и происшествий связанных с гибелью людей (школьников) на воде;

— снижение количества пострадавших на водных объектах, а также снижение рисков и размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В рамках профилактики детского травматизма как комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска в отношении детей и учитывающих их особенности развития и жизненного опыта, должны входить  мероприятия по формированию культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимний период.

 Согласно статистическим данным, количество погибших на воде людей увеличивается в зимний период. Четвертую часть тонущих составляют дети. Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.

Мероприятия по профилактике случаев гибели людей на водоёмах в зимний период включают в себя не только разъяснения населению, и особенно детям, правил безопасного поведения на воде, но и обучение  действиям по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Для эффективного обучения детей безопасной жизнедеятельности необходимо, чтобы они успешно осваивали знания, вырабатывали умения и навыки, а также имели желание, интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основная цель при этом - достижение такого уровня развития детей, их творческих сил и способностей, при которых они сумеют эффективно обеспечить безопасность жизнедеятельности и будут иметь к этому соответствующую мотивацию.

Достижение поставленной цели можно осуществить путем решения следующих задач:

Ø формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

Ø  развитие качеств личности, направленных на обеспечение безопасного поведения в окружающем мире;

Ø  развитие способностей принятия адекватных и безопасных решений в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

Ø  привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуального и коллективного рисков;

Ø выработка морально-психологической устойчивости и социальной компетентности в быту и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Одним из направлений обучения является формирование культуры безопасного поведения обучающихся на воде в осенне-зимне-весенний период.

Причинами смертности детей школьного возраста при несчастных случаях на воде, как правило, являются их безнадзорность во время пребывания на водных объектах в период становления и таяния ледяного покрова, неумение правильно вести себя, детская беспечность и самоуверенность, страх, несоблюдение правил безопасного поведения на воде, а также отсутствие опыта при оказании помощи людям, оказавшимся в воде.

Задача педагогических работников и родителей - не только постоянно напоминать обучающимся об опасностях, таящихся на водных объектах, но и разъяснять им причины возникновения опасных факторов, способы избегания этих опасностей и приемы действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть предвидеть опасность, по возможности, избегать ее и при необходимости действовать.

Обучающийся должен не запоминать перечень опасностей, а знать их причины и признаки, уметь действовать так, чтобы исключить или избежать возможности их возникновения.

 Профилактика несчастных случаев на водоёмах при ледоставе, в зимний период и период весеннего таяния льда должна включать в себя не только разъяснения обучающимся правил безопасного поведения на воде, но и обучение их действиям, по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.

Детей следует ознакомить с особенностями образования и свойствами ледяного покрова. Осенний лед в период, до наступления устойчивых морозов, непрочен. Утром, после ночных значительных понижений температуры воздуха, он способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и непрочным, хотя сохраняет достаточную толщину. Водоемы замерзают неравномерно: сначала образуется ледяная корка у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже распространяется на весь водоем. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью. На озерах, прудах, а также на водоемах со стоячей водой лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает образование льда.

Следует обратить особое внимание обучающихся на то, что основным условием безопасного пребывания на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке.

При этом безопасная толщина льда составляет:

ü для одного человека - не менее 7 см;

ü для сооружения катка - 12 см и более;

ü для сооружения пешей переправы - 15 см и более;

ü для организации массовых спортивных и праздничных мероприятий - 25 см и более.

При визуальной оценке прочности льда следует учитывать следующее: самым прочным считается лед голубого цвета; прочность белого льда в два раза меньше; лед серый и матово-белый или с желтоватым оттенком не надежен. На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще; лед молочно-мутный, серый, обычно ноздреватый и пористый - такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания. Следует иметь в виду, что снег, выпавший на только что образовавшийся лед, маскирует полыньи и замедляет рост ледяного покрова. Вместе с тем, только специалист может объективно оценить состояние льда.

В рамках проведения профилактических мероприятий по вопросам безопасного поведения детей на водных объектах в осенне-зимне-весенний период педагогам следует обратить внимание обучающихся и их родителей о необходимости знать опасные места на водоемах, где лед всегда более тонок: на течении, особенно быстром; на глубоких и открытых для ветра местах, вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий, в местах, где даже в сильные морозы кратковременные пуски воды из водохранилища способны истончить лед и образовать в нем опасные промоины.

Особую осторожность нужно проявлять, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрыв доступ холодного воздуха к поверхности льда. Готовить и пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водоемах, разрешается только после тщательной проверки прочности льда.

 В современной образовательной среде, с учетом постоянно изменяющихся условий, задача, стоящая перед педагогическим сообществом, - помочь обучающемуся освоить такие способы деятельности, которые окажутся необходимыми ему в сложных жизненных ситуациях. А для этого необходимо,  в процессе изучения правил поведения на льду предусмотреть:

ü подготовку основных правил поведения на воде с учетом возрастных особенностей детей и характера водных объектов конкретной местности;

ü  деятельность по пропаганде безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период;

ü  организовать совместную творческую деятельность, позволяющую расширить базовый уровень знаний и способов безопасного поведения на воде и оказания помощи пострадавшим;

ü деятельность образовательной организации и органов исполнительной власти;

ü  формирование у педагогических работников знаний в области профилактики безопасного поведения на воде;

ü тесное взаимодействие с родительским комитетом по вопросам безопасного поведения на воде в осенне-зимне-весенний период.

 В процессе деятельности по изучению правил поведения на воде в осенне-зимний-весенний период у обучающихся должны быть сформированы не только универсальные учебные действия (личностные, межпредметные, коммуникативные), но и умения предвидеть опасную ситуацию на воде, используя знания о правилах поведения, обезопасить свою жизнь и предупредить опасное поведение своих друзей и при необходимости оказать помощь пострадавшим.

 

При организации профилактической работы по вопросам безопасного пребывания на водоемах в зимний период следует ознакомить обучающихся правилами поведения на водоемах в осенне-зимне-весенний период (приложение 1), а также со способами оказания помощи провалившемуся под лед подручными средствами (приложение 2).

В процессе изучения правил необходимо акцентировать внимание на состоянии ледяного покрова на водоемах в начале осенне-зимнего периода, способах передвижения по льду, особенностях катания на коньках по ледяной поверхности водоема и при организации массового катания на водоемах, а также на порядке действий при возникновении несчастного случая.

Также, в рамках собраний, проводимых с родителями обучающихся, следует ознакомить их с памяткой по вопросам организации работы с детьми по профилактике несчастных случаев на водных объектах (приложение 3) и родителей, занимающихся зимней рыбалкой (приложение 4).

Все обучающиеся должны знать условия становление льда на водоемах и условия безопасного пребывания человека на льду (приложение 5).

 При планировании профилактической работы по вопросам обеспечения безопасного пребывания детей на водных объектах целесообразно руководствоваться перечнем мероприятий  раздела «Профилактика несчастных случаев на водных объектах» плана образовательной организации по профилактике детского травматизма.

Заключение.


   Каждый школьник всегда с нетерпением ждет каникул, а особенно зимних. Зимой можно кататься на коньках, лыжах, играть в снежки, совершать увлекательные прогулки по зимнему парку.

Нередко, увлеченные отдыхом и игрой, дети забывают элементарные правила поведения на водоемах. Между тем, вода (лед) не любит шуток и жестко наказывает тех, кто пренебрегает правилами безопасности.

Поэтому, знание и соблюдение правил безопасности зимой школьниками – дело взрослых: педагогов и родителей, в проведении ими профилактических бесед, викторин, КВН-ов и др. познавательных занятий.

Берегите себя, свою жизнь! Помните и соблюдайте элементарные правила поведения.

 

 


Старший мастер производственного обучения                                                                                                               филиала УМЦ ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР                                                                                                        Горловские  городские  курсы            ___________ Л.В. Белай

«11» декабря   2018г.    

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная литература:

1. Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» (Постановление №17) от 12.12. 2014 г.;

2.  Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № I-67П-НС от 20.02.15г.;

3.  Закон ДНР «О гражданской обороне» № I-56П-НС от 13.02.15г., с изменениями № 74-ІНС от 14.08.2015;

4.  Закон ДНР «О пожарной безопасности» № №151-IНС от 17.10.16г.;

5. Постановление Совета Министров ДНР «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 5-11 от 09.04.2015 г.;

6. Постановление Совета Министров ДНР «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 13-51 от 17.12.2016 г.

    2. Дополнительная литература:

1. А.Н.Голицын., П.Е.Пикалова. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. Москва ОНИКС 2008.

2. Н.В.Косолапова., Н.А.Прокопенко. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. Москва. Кнорус. 2010.

3. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.

4. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год,

5. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: