Для изучения дисциплины «менеджмент»

1. Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст]: учебное пособие / А.В. Аверин. – М.:Изд. РАГС, 2013. – 224 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.

2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда (Текст(: учебное пособие / В.В.Адамчук, О.В. Романов и др. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 407 с. – ISBN 5-9487-00899-2.

3. Анализ эффективности использования рабочей силы / Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / Под общ. Ред. Л.Л. Ермолович Мн. – 2014. – 465 с. – ISBN 5-188-04022-2.

4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие Сокр. пер.с англ. / И.Ансофф – М.: Экономика, 2013. – 519 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.

5. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 391 c.

6. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ю.А. Арутюнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 416 c.

7. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 c.

8. Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 439 c.

9. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 366 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.

10. Белозерова, С. Социальные аспекты трансформации трудовых отношений в промышленности [Текст] / С. Белозерова // Человек и труд, 2012.- №9.- С.65-68. – ISBN 5-188-04022-2.

11. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 319 c.

12. Бланк, И.А. Менеджмент [Текст]: учебный курс / И.А. Бланк. Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. — 680 с. – ISBN 5-9487-00899-2.

13. Богатко, А.Н. Система управления развитием предприятия (Текст(: учебное пособие / А.Н.Богатко. — М.: Финансы и статистика, 2013. -240 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7

14. Борисова, Е. Планирование персонала легко в теории, сложно на практике [Текст] / Е.Борисова // Служба кадров, 2014 — № 5.- С.21-25 — ISBN 455-5-480- 01323-3.

15. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 299 c.

16. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2016. — 320 с.

17. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Текст(: учебное пособие / А.П. Волгин, В.И. Матирко и др.- М.: Дело, 2013. -356 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.

18. Волгин, Н.А. Стимулирование производственного труда [Текст]: учебное пособие / Н.А. Волгин.- Брянск, 2013. — 264 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.

19. Воловская, Н.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебное пособие / Н.М. Воловская. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 204 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7

20. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2014. – 448 с. — ISBN 455-5-480- 01323-3.

21. Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. — Минск: Изд-во Гревцова, 2008. — 376 c.

22. Гордеева, Е.С. Кадровый резерв как эффективная система [Текст] / Е.С.Гордеева // Справочник по управлению персоналом. — № 11. — 2014. — С. 55-56. – ISBN 978-5-390-00143-3.

23. Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 736 c.

24. Десслер, Гари. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.И. Шленова. — М.: Издательство «БИНОМ», 2014. — 432 с.

25. Дубова, Е.А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях [Текст]: учебное пособие.- Е.А. Дубова, С.П. Хамаганова // Справочник по управлению персоналом. — № 2. — 2015. — С. 15. – ISBN 5-188-04022-2.

26. Дьякова О.В. Разработка системы показателей оценки эффективности управления // Научное обозрение. — 2013. — № 2. — С. 284 — 291.

27. Евграфова Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 35. — С. 153 — 158.

28. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2014. – 720 с. – ISBN 5-9487-00899-2.

29. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. — М.: ИТК Дашков и К, 2014. — 380 c.

30. Ибрагимова, Н.А. Организация процесса подготовки и принятия кадровых решений [Текст] / Н.А. Ибрагимова // Справочник по управлению персоналом. — № 10.- 2013. — С.21-30. – ISBN 978-5-238-02321-5.

31. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 20. — С. 107 — 109.

32. Коробко, В.И. Охрана труда: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» / В.И. Коробко… — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 239 c.

33. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко… — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 383 c.

34. Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. — СПб.: Питер, 2016. — 464 с.

35. Липатов, В.С. Управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие / В.С.Липатов. — М.: Люкс-арт, 2014. — 356 с. – ISBN 950-4-450-00157-2.

36. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева; Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2012. — 488 c.

37. Лукичева, Л.И. Управленческие решения: Учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2011. — 384 c.

38. Мартыненко, Д.С. Изменение процедуры оценки персонала в связи с изменением клиентской стратегии [Текст] / Д.С. Мартыненко // Справочник по управлению персоналом. — № 10. — 2013. — С.90-93. – ISBN 5-9487-00899-2.

39. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 312 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.

40. Менеджмент организации: учебное пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 432 c.

41. Мордовин, С.К. Управление человеческими ресурсами: модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16 [Текст]: учебное пособие / С.К.Мордовин. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 360 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.

42. Московская, П.М. Возьмите управление персоналом в свои руки [Текст] / П.М. Московская // Управление персоналом. — №3. — 2014.- С.42-43. — ISBN 455-5-480- 01323-3.

43. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 393 — 414.

44. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 511 c.

45. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ „Профессиональный учебник“. / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 511 c.

46. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации. Учебное пособие. Гриф УМО. / И.И. Переверзин. — М.: Советский спорт, 2006. — 464 c.

47. Пилчер, Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании [Текст] / Т.Пилчер // Европейское качество. Дайджест. – 2015. — № 1. — С.41-45. – ISBN 5-9487-00899-2.

48. Пирадова, Н. Оценка конкурентоспособности продукции [Текст] / Н. Пирадова, Е. Табачный // Маркетинг. – 2014. — № 1. – С.133-141. – ISBN 978-5-390-00143-3.

49. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник по специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. — М.: Омега-Л, 2013. — 376 c.

50. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала [Текст]: учебное пособие / С.И.Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014.- 480 с. – ISBN 955-5-230-00677-5.

51. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2012. – 304 с. – ISBN 5-9487-00899-2.

52. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]: учебное пособие / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2014. — 416 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.

53. Тебекин, А.В. Менеджмент организации.: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. — М.: КноРус, 2011. — 424 c.

54. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.

55. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: учебное пособие / В.В.Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2013. – 272 с. — ISBN 455-5-480- 01323-3.

56. Травин, В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента [Текст]: учебное пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов- М.: 2013. — 288 с. — ISBN 462-5-480- 01112-2.

57. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. — СПб.: Питер, 2015. — 288 с.

58. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 423 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7

59. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности „Менеджмент организации“ / Е.В. Фрейдина; Под ред. Ю.В. Гусев. — М.: Омега-Л, 2013. — 368 c.

60. Шапиро, В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазур. — М.: Омега-Л, 2013. — 960 c.

61. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебное пособие / С.В. Шекшня. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 560 с. – ISBN 5-9487-00899-2.

62. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2013. — 398 c.

 

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

АВТОРИТАРИЗМ - управленческий режим, власть, кото­рая сконцентрирована в руках одного человека или в одном орга­не. Признаки авторитаризма: централизация власти; безапелля­ционный командный метод руководства; безусловное повинове­ние руководителю. Это проявляется в принуждении к исполне­нию воли руководства.

 

АВТОРИТЕТ - общепризнанное значение, влияние, ко­торым пользуется какое-либо лицо, организация в силу опре­деленных качеств и заслуг. А. менеджера является непремен­ным условием эффективного управления. А. завоевывается че­стным, инициативным и ответственным отношением к своим обязанностям, требовательным и внимательным отношением к каждому члену коллектива, высокой профессиональной компе­тентностью.

 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участ­ники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

 

БАНКРОТСТВО - установленная в судебном порядке фи­нансовая несостоятельность предприятия, т. е. его неспособность удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства пе­ред бюджетом.

 

ВЛАСТЬ - это способность, право и возможность распо­ряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать влияние на поведение других людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Выделяют следующие виды власти: власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, законная (тра­диционная), экспертная и власть примера.

 

ВЛИЯНИЕ - способность изменять поведение окружаю­щих людей или ход процессов. Имеются две формы В., которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству,— убе­ждение и участие. Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения. Участие — это привлечение работников к управле­нию.

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — включает компо­ненты макросреды и микросреды организации, оказывающие со­ответственно косвенное и прямое влияние на организацию, опре­деляя ее устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — то, чем орга­низация располагает, ее рыночный потенциал, который позволяет ей функционировать (портфель заказов, организационная струк­тура, финансы, производство, научно-исследовательские и про- ектно-конструкторские подразделения). Менеджмент организа­ции воздействует на B.C., изменяя структуру, маркетинговую и ценовую политику и другое, для достижения своих целей.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — опреде­ленный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых (орган государственного управления или местного само­управления, уполномоченная им организация) находится в пози­ции субъекта регулирования, а второй (экономика государства, хозяйствующий субъект или объединение таковых, определен­ный процесс) — в позиции объекта регулирования. Оно должно осуществляться специфическими, преимущественно экономиче­скими, методами, исключать вмешательство в хозяйственную деятельность организаций.

 

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ - это передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновремен­но с задачей (деятельностью) для ее выполнения должна также делегироваться необходимая компетенция в специальной сфере (функциональная) и полномочия. При этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована.

 

ДЕЛОВЫЕ СОВЕЩАНИЯ (ЗАСЕДАНИЯ) — это форма совместного обсуждения производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов, обмена информацией, анализа ситуации, а также способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в управленческой дея­тельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.

 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — построенная по иерархическому прин­ципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, плана, программы, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и т. д. уров­ней («ветви дерева»).

 

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного под­разделения) учреждения или организации стоит одно лицо, пра­вомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Е. создает возможность более оператив­ного принятия решений, повышает персональную ответствен­ность за общее состояние дел в данном органе, организации, учреждении.

ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ — один из главных принци­пов управления сложными, разнообразными и взаимосвязанными процессами. Она характеризуется уровнями управления, число которых тем больше, чем крупнее система. Система управления каждого уровня является объектом управления для более высоко­го уровня. В общем случае И.У. предполагает определенную ав­тономию управления на каждом уровне. Иерархия отражает со- подчиненность подсистем управления в сложной системе управ­ления.

ИМИДЖ - 1. Образ делового человека, устойчивое пред­ставление об отличительных характеристиках его, складываю­щиеся у окружающих, репутация его. 2. Образ фирмы, товара, услуги, обеспечивающий положение их на рынке и верность по­требителя фирменной марке.

 

ИНТРАПРЕНЕРСТВО — это предпринимательство, осу­ществляемое внутри существующей организации (внутреннее предпринимательство). Состоит в том, что в организации соз­даются условия для выдвижения новаторских предпринима­тельских идей, выделяются ресурсы на их реализацию, оказы­вается помощь в реализации этих идей на практике. Цель ин­трапренерства — повышение эффективности деятельности ор­ганизации.

 

КОЛЛЕКТИВ НЕФОРМАЛЬНЫЙ — это спонтанно обра­зовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаи­модействие для достижения определенных целей. Эти цели яв­ляются причиной существования неформальных организаций. Причем в крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций.

 

КОЛЛЕКТИВ ТРУДОВОЙ — объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Они взаи­модействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо ока­зывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Трудовые коллективы создает руководство, когда осуществляет разделение труда для организации производствен­ного, торгового или иного процесса. Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. Управ­ление должно основываться на единой воле, что обеспечивается наличием руководителя, избранного или назначенного собствен­ником имущества.

 

КОМПАНИЯ (англ. company от фр. compagnie) — объеди­нение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической (производственной, торговой) дея­тельности. Под К. понимают объединения товарищества, хозяй­ственные общества, фирмы, корпорации, имеющие разные орга­низационно-правовые формы. К. имеет статус юридического ли­ца, может действовать на принципах партнерства, корпорации и других.

 

КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ — соединение участ­ников определенного коммуникационного процесса с помощью соответствующих информационных потоков.

 

КОНКУРЕНЦИЯ - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно огра­ничивают возможность каждого из них односторонне воздейст­вовать на общие условия обращения товаров на соответствую­щем рынке товаров и услуг. Она является эффективным коорди­натором экономической деятельности. Она оказывает положи­тельное влияние практически на все стороны деятельности орга­низации.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ — способность фирмы выпускать конкурентоспособную продук­цию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли либо к фирмам, выпускающим аналогичные товары (ус­луги).

 

КОНТРОЛЬ - функция менеджмента по обеспечению вы­полнения программ, планов, заданий, управленческих решений. Он включает наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнивание контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы их причины и характера. Объектом К. являются процессы, происходящие в управляемом объекте. Существует две основные формы К.— промежуточный и окончательный.

 

КОНФЛИКТ - это противоречие между двумя и более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каж­дая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Определяют следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличност­ный, межгрупповой, между группой и личностью.

 

КООРДИНАЦИЯ - одна из функций управления, реали­зация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласован­ности в работе всех звеньев системы путем установления рацио­нальных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.

 

ЛИДЕРСТВО - специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочета­нии различных источников власти и направленный на побужде­ние людей к достижению общих целей.

 

ЛИДЕР - это член коллектива, инициатор и организатор его действий, который психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. При этом лидер обладает четким видением буду­щего и путей движения к нему. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчинен­ными, а последователями.

 

МЕНЕДЖЕР - человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функциони­рующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, органи­затор определенного вида работ, начальник, заведующий и т. д.), решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функ­ции.

 

МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management — управление, заведо­вание, организация) — 1. Практическая деятельность по управле­нию производством или коммерцией, преследующая цели повы­шения эффективности работы и увеличения прибыли. 2. Теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления. 3. В современной отечественной практике также ру­ководящий состав предприятия, акционерного общества.

 

МЕНЕДЖМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ — комплекс­ная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора органи­зационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущи­ми стадиями жизненного цикла.

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — это способы воздействия управляющей подсистемы — субъекта управления на управляе­мую подсистему — объект управления для достижения поставлен­ных целей. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих общественному производству, с учетом специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому при­знаку выделяют административные, экономические и социально- психологические методы.

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ — это система воздействия на организационные отношения для дос­тижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различ­ных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допусти­мых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действен­ного для определенных условий типа организационного воздей­ствия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качествен­ное выполнение работ, находят свое проявление организацион­ные методы.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — методы, направленные на управление социально- психологическими процессами в коллективе (работнике) по дос­тижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований норма­тивных актов. Управление социально-психологическими процес­сами включает: анализ норм и нормативов социапьно- психологических процессов, выявление узких мест и недостат­ков, планирование улучшения норм и нормативов социально- психологических процессов, организация выполнения этих пла­нов, учет и контроль выполнения норм и нормативов, регулиро­вание социально-психологических процессов.

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — мето­ды экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимиза­ции целей менеджмента.

 

МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ — это сформулированное ут­верждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных. Миссия конкретной организации отражает цели и интересы раз­личных групп людей, связанных с ее деятельностью, прежде все­го собственников, сотрудников, потребителей.

 

МОНОПОЛИЯ (МОНОПОЛИСТ) — хозяйствующий субъект (объединение субъектов), занимающий на том или ином рынке товаров (услуг) доминирующее, господствующее положе­ние и назначающий или диктующий рыночную цену своим кон­курентам.

 

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — ус­тойчивое психическое состояние социальной группы, отражаю­щее ценностные ориентации и характер межличностных отноше­ний. Он непосредственно воздействует на настроение работни­ков, степень их удовлетворенности трудом и через это влияет в конечном счете на текучесть кадров, производительность труда. Важнейшие признаки благоприятного климата: доверие и высо­кая требовательность членов группы друг к другу; доброжела­тельная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсут­ствие давления на подчиненных; достаточная информирован­ность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовле­творенность принадлежностью к коллективу и т. д.

 

МОТИВАЦИЯ - функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управле­ния его деятельностью. Поведение каждого человека определяет­ся мотивами, т. е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, определяются потребно­стями человека, осознанием степени и возможностей их удовле­творения.

 

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА — это организация труда административно-управленчес­ких работников, которая основывается на использовании дос­тижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяй­ствования, применении технических средств и позволяет наи­лучшим образом устанавливать взаимодействие служащих меж­ду собой и рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения произ­водства (коммерции). Основной целью ее является повышение производительности труда при сохранении здоровья работаю­щих.

 

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ — это орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Он получает импульсы (команды управления) и действует в соответ­ствии с ними. В качестве О.У. выступает работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т. д.

 

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это индиви­дуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности и успешно их реализовать.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — это принимаемые большей частью организации философия, ценностные ориента­ции, нормы поведения, правила и климат в организации, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ПРЕДПРИЯТИЕМ) — логическое соотно­шение функциональных областей и уровней управления, исполь­зуемое для достижения целей организации. Оргструктура опре­деляет состав и систему подчинения в общей иерархии управле­ния организацией.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ - 1. Систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей. 2. Функция управления, задачей которой является форми­рование структуры организации и обеспечение ее всемнеобхо­димым для нормального функционирования.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ — характери­зуется: негибкой структурой, стандартизированными устойчивы­ми задачами, сопротивлением изменениям, иерархической систе­мой контроля, командным типом коммуникаций.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ (АДАПТИВНАЯ) — организация, характеризующаяся гибкой структурой, быстро приспосабливаемая к изменяющимся целям, задачам, функциям и переменам во внешней среде, к условиям деятельности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНАЯ — организация, предоставляющая всем ее членам возможность участия в управ­лении, тем самым адекватно мотивирующая их деятельность.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВАЯ — это, как правило, крупная, интегрированная по вертикали компания, внутри которой коор­динация деятельности подразделений осуществляется через ры­ночные механизмы, а не по командам менеджеров. Ее характери­зуют широкие сетевые связи, незначительное разделение труда, гибкие рабочие процессы и т. д.

 

ПЕРСОНАЛ - все работники, выполняющие производст­венные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ - одна из функций управления, заклю­чающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнози­ровании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достиже­ния целей, разработке планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование на уровне компаний реализуется в форме стратегических и бизнес- планов. В планировании используются как экономико- математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.

 

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ — основные правила, выте­кающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами. Они являются одной из форм сознательного использования объективных законов в прак­тике управления, отражают теоретический идеал управления.

 

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ — совокупность непрерывных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

 

ПРОФЕССИОГРАММА - это документ, в котором отра­жены (описаны) особенности специальности, профессии (психо­логические, производственно-технические, медико-гигиени­ческие и т. п.). В ней приводятся наиболее сложные функции данной профессии, которые создают определенную сложность в ее освоении. Указываются затруднения, связанные с определен­ными психофизиологическими качествами человека.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МЕНЕДЖЕРА — овладение ме­неджером специальными знаниями и навыками в области органи­зации производства (коммерции) и управления, способность его работать с людьми в различных сферах.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА — это его обособление, установле­ние каждому работнику, их группам и подразделениям обязанно­стей, функций, сферы действия. В менеджменте выделяют гори­зонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение — это разделение труда по видам работ, по функциям. Оно проявляется в выделении специалистов, создании функцио­нальных служб и подразделений в организации. Вертикальное разделение управленческого труда — это разделение, основанное на выделении уровней управления в организации. В основе его лежит координация деятельности работников или подразделений.

 

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - это состояние физиологиче­ских и психологических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с задан­ной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуе­мого времени. Работоспособность менеджера находится в зави­симости от целого ряда объективных и субъективных факторов и подвержена определенным колебаниям.

 

РАВНОВЕСНОСТЬ - состояние социально-экономичес­кой системы, при котором образующийся в ней излишек или не­достаток товаров, услуг, капиталов или денег стремится к нулю, а совокупный спрос равен совокупному предложению, действи­тельные и ожидаемые субъектом экономические величины сов­падают.

 

САМОМЕНЕДЖМЕНТ - 1. Саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляю­щая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике в специ­фических условиях преобладания самоорганизации. 2. Работа ме­неджера в условиях преобладания самоорганизации, проявляю­щаяся преимущественно на нижнем организационном уровне.

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ - это процесс целенаправленно­го, с учетом спонтанности, совершенствования (упорядочения) существующей структуры организации за счет действия ее со­ставляющих путем временного или постоянного перевода ее ар­хитектоники в другое неравновесное стационарное состояние с априори неизвестной динамикой энтропии. Основными условия­ми возникновения самоорганизации являются открытость и не­равновесность организации.

 

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — это спо­собность ее быстро (в идеале — автоматически) фиксировать лю­бые отклонения от нормы (по стоимости, срокам, качеству и т. д.) и немедленно вырабатывать и принимать контрмеры, возвра­щающие систему (организацию) в прежнее нормальное состоя­ние, а также сохранять систему как организованное целое.

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — это реальная возможность и потребность субъектов управления организацией самостоятельно принимать и реализовать любые решения в рам­ках существующего законодательства для достижения стоящих перед организацией целей. В основе самоуправления организа­циями лежат их экономические и иные интересы.

 

СВЯЗЬ - важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информа­цией. Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

 

СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — состоит в том, что по­тенциал и возможности организации как единого целого превы­шают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элемен­тов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Показывает на реальный выигрыш от объединения в организа­цию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ог­раничением их самостоятельности.

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — это система, представляю­щая собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующихэлементов, благодаря которым осуществляется процесс управле­ния, возникают новые целостные свойства. Современная С. У. должна обладать высокой гибкостью, оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды организации, обеспечивать высокую эффективность управления и функциони­рования ее.

 

СОЦИОГРАММА - способ графического изображения данных социометрического исследования коллектива. Знание С.группы обязательно для управления ею, так как руководитель должен использовать для решения групповых задач авторитет трех первых групп и оказывать воспитательное воздействие на последние группы с целью повышения психологического статуса этих сотрудников и повышения уровня ее развития.

СОЦИОМАТРИЦА - это таблица, содержащая данные опроса членов коллектива по какому-либо вопросу, касающемуся других членов данного коллектива.

 

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, исполь­зуемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. С.У. оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (ор­ганизации) в целом. Конкретный стиль управления в реаль­ных условиях определяют факторы объективного и субъек­тивного характера.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятель­ность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулиро­вание и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конку­рентных преимуществ, что дает возможность организации выжи­вать и достигать своих целей в перспективе. С.У. можно рассмат­ривать как динамическую систему, совокупность пяти взаимосвя­занных управленческих процессов: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения.

 

СТРЕСС (от англ. stress — давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний на­пряженности человеческой психики, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

 

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ — звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. В качестве субъекта управления можно рассматри­вать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное под­разделение, индивидуума и др. Выделение С. У. ограничено мас­штабами управляемой социально-экономической системы и тех связей в ней, которые характеризуют систему управления.

 

УБЕЖДЕНИЕ - это эффективная передача своей точки зрения. Оно основано на силе примера и власти эксперта. При этом исполнитель полностью осознает, что делает и почему. Ру­ководитель как бы «продает» исполнителю то, что нужно сделать.

 

УПРАВЛЕНИЕ (В ОБЩЕМ ВИДЕ) — это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой — в позиции объекта управления.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ — совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой сис­темы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. У.И. обладает определен­ными свойствами: накопление, движение, сохранение при ис­пользовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разно­образие форм. Эти свойства играют важную роль в понимании характеристик информационного обеспечения управления. К та­ким характеристикам относятся: полнота и ценность информа­ции, достоверность, форма представления, объем, своевремен­ность, структура информации. Эти характеристики в своей сово­купности отражают информационный потенциал управления.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД — это вид трудовой деятель­ности, операции и работы по выполнению административно- управленческими работниками функций в организации. Он явля­ется неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Выделяют следующие виды управленческого труда: эвристиче­ский, административный, операторный.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ — 1. Акт деятельности менеджера или управляющей подсистемы, ведущий к разреше­нию проблемы и тем самым определяющий нормальное функ­ционирование или развитие системы. 2. Заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленных совместных действий. Р.У. раз­деляет процесс управления как бы на две стадии — диагностика проблемы и выбор варианта ее решения и практическая деятель­ность по реализации решения. Поэтому в решении соединяются операции аналитической и практической деятельности. Р.У. су­ществует только тогда, когда есть разрешение проблемы, устра­нение противоречия, мешающего нормальному функционирова­нию или развитию системы.

Основными характеристиками Р.У. являются адресность, своевременность, мотивационный потенциал, соответствие цели управления, организующая сила, определенность, конкретность, контролируемость.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ - 1. Ответная реакция, чувствитель­ность управляемой подсистемы (объекта управления) на воздей­ствия управляющей подсистемы (субъекта управления). 2. Коли­чество (максимальное) конкретных объектов управления, кото­рым может эффективно управлять субъект управления.

 

УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производст­венной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспо­собность человека в процессе труда. Они определяются: особен­ностями техники и технологии; тяжестью и напряженностью тру­да; воздействием внешней среды на организм человека, его тру­доспособностью; режимом труда и отдыха; психологическим климатом в производственном коллективе.

 

УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ — это эффек­тивная форма привлечения членов трудового коллектива к управле­нию организацией или ее подразделением в разной форме — от вне­сения предложений по улучшению деятельности организации (под­разделения) до участия в подготовке и принятии решений.

 

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ — это относительно само­стоятельные, специализированные и обособленные виды управ­ленческой деятельности. Выделяют общие и частные функции управления.

 

ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — желаемое, возможное и необхо­димое состояние социально-экономической системы, которое должно быть достигнуто. Определение Ц. У.— начальный этап процесса управления. Ц.У. является направляющим фактором деятельности руководителя. Ц.У. должна соответствовать требо­ваниям объективных законов и определяться с учетом реальных возможностей развития системы.

 

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — сосредоточение в одном центре, создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а решения обязательны для нижних уровней.

 

ЭТИКА - это образ действий, поведение человека в соот­ветствии с понятиями о добре и зле, о нравственности и морали, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности. Она отражает нормы поведения людей в обществе, в семье, в про­изводственной сфере, включая систему идеалов, на которые опи­рается менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь постав­ленной цели.

 

ЭТИКЕТ ДЕЛОВОЙ — это сложившиеся в определенной социальной среде правила поведения, а также следование им. Это также одна из форм регуляции человеческого поведения. Правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА — сложная, мно­гогранная социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использо­вания материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функ­циональная роль эффективности менеджмента — отражать уро­вень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬ­НАЯ — социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможно­стей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИ­ЧЕСКАЯ — экономическая сущность управленческих отноше­ний. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодейст­вий результатов системы управления и затрат на управленческую деятельность или объема использованных при этом ресурсов, от­ражающихся в значениях переменных (показателей).

 

Приложение 2

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

 

 

Вариант №

 

 

                                Выполнил слушатель группы ЮС-          

________________

Проверил преподаватель

 

_______________

 

Дата сдачи работы

«____»_____________2018

 

Дата проверки работы

«____»_____________2018

 

Работа защищена с оценкой _____________

 

Санкт-Петербург

2018


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: