Опыт США по развитию инновационного потенциала для модернизации экономики

3а годы после распада СССР место мирового лидера научно-технического и технологического развития прочно закрепили за собой США. Но их доминирующее по­ложение в послевоенной конкуренции с СССР выявилось задолго до 1991 г. и опреде­лялось рядом разнообразных, устойчивых факторов. Уже к началу б0-х гг. XXв. обозначилось явное отставание СССР от США в сфере гражданских НИОКР. К этому времени процесс глобализации финансовых и товарных рынков позволил США фак­тически стать центром мировой капиталистической экономики. В результате СССР пришлось вести технологическое соревнование не только с США, но со всеми эконо­мически развитыми капиталистическими странами одновременно. В этом соревновании стратегия СССР была экономически заведомо проигрышной. Основные инновационные инвестиции направлялись в оборонно - ориентированные исследования и разработки. В 1980 – х гг. Конгресс, правительство деловые круги, ученые США предприняли решение о формировании концепции «национальной инновационной способности. Было решено рассматривать способность страны генерировать передовые технологии в кратчайшие сроки осваивать их как важнейший фактор крепления национальной экономики и безопасности. В феврале 1993 г. в специальном докладе «Технологии для экономического роста Америки: новое направление в построении экономической мощи» президент Клинтон провозгласил новую научно-техническую политику. Он выдвинул следующие цели, на которые должна быть направлена вся деятельность государства в области науки и техники:

- укрепление конкурентоспособности американской промышленности и со­здание новых, главным образом высокотехнологичных, рабочих мест; создание предпринимательской среды, в которой технические нововведения могут процветать и в которой инвестиции тесно связаны с новыми идеями;

- обеспечение скоординированного менеджмента технологий по всем ведом­ствам федерального правительства;

- создание более тесных рабочих отношений между промышленностью, феде­ральными ведомствами, правительствами штатов и университетами;

- переориентирование национальных усилий на технологии, являющиеся кри­тическими для современного бизнеса и растущей экономики, такие, как ин­форматика и коммуникации, гибкие производства, технологии охраны окру­жающей среды;

- подтверждение государственных обязательств перед фундаментальной нау­кой как основой всего технико-технологического развития.

В то же время была признана необходимость принятия дополнительных мер в налоговой и торговой политике, в формах и методах регулирования в данной области; определённых изменений в системе образования (как в школах, так и в вузах); усиле­ния участия частного бизнеса в финансировании программ исследований и разрабо­ток; развития и активной поддержки специальных служб внедрения нововведений во всех федеральных министерствах и ряд других. В области внедрения правительство пошло на распространение организацион­ной формы, уже в течение примерно ста лет с успехом использующейся в американ­ском сельском хозяйстве, где основные нововведения доводятся до фермеров и круп­ных хозяйств с помощью так называемых служб внедрения. Была принята и начала реализовываться программа создания Национальной сети центров внедрения промышленных технологий. Были также усилены льготы и стимулы для инвестирования в малый бизнес, связанный с освоением нововведений (в венчурные фирмы), увеличены льготы тем фирмам, которые инвестируют в новейшее производственное оборудование. Правительство в 1990-х гг. разработало и внедри­ло особую программу, поощряющую образование Региональных технологических аль­янсов тех местах, где к тому времени уже образовался кластер, либо шло его формирование. Программа предусматривает расширение ин­формационного обмена между фирмами, совместные меры по формированию новых рынков.

Другой феномен, который также стало поддерживать правительство США, про­явился в гибкой организации производства. Она стала возможной только благодаря широкому использованию информационных технологий как в самих фирмах, так и в межфирменных коммуникациях. В этих целях была разработана специальная про­грамма поддержки интеграции промышленных предприятий. Гибкое, или интегрированное, производство означает, что несколько юри­дически независимых промышленных фирм объединяются на контрактной основе во временные партнёрства для производства определённых товаров. Этот феномен изве­стен в США с начала 1980-х гг., но только в конце XX в. он получил достаточное распространение и поддержку правительства как перспективное направление разви­тия промышленных систем. Подобная интеграция позволяет компаниям создавать объединения, которые в США получили название «виртуальных». Правительство США признало, что исключительное влияние на эффективность НИС играет кадровая мобильность и структурная гибкость, то есть возможность на­учных работников перемещаться из одного исследовательского центра в другой, ме­нять тематическую направленность исследований, переходить от преподавания к про­мышленным исследованиям и наоборот. В США после 2000 г. роль государства на этапе инновационного процесса, кото­рый находится на самой границе коммерческого использования нововведений, про­должает увеличиваться. Но государство выступает не как инвестор и (или) заказчик самого процесса, а как координатор действий различных участников — лабораторий, малого бизнеса, транснациональных корпораций, банков, которые заинтересованы в повышении его эффективности.

Опыт экономически развитых стран Европейского Союза (ЕС) по использованию инновационного фактора в целях модернизации экономики

Характерной особенностью политики стран Евросоюза в 1990-х гг. и в начале XXI в. является усиление внимания к совершенствованию национальных инноваци­онных систем и повышению роли человеческого и интеллектуального капитала как главных источников экономического и общественного развития. Такая ориентация базируется на ряде концептуальных документов ЕС, разрабо­танных в последние годы и имеющих важное практическое значение. Наиболее зна­чимы среди них доклад Комиссии ЕС «По направлению к европейскому исследова­тельскому пространству», материалы сессий Евросоюза в Лиссабоне и Барселоне, а также Шестая рамочная программа научных исследований ЕС. Они послужили началом активных действий по углублению в регионе интеграции инновационного цикла, осо6енно его начальной стадии — системы образования и подготовки кадров, и, в конечном счете, по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона. Реализация концепции инновационного развития базируется на устойчивом финансовом обеспечении ключевых отраслей народного хозяйства. Политика ЕС направлена на концентрацию инвестиций в «экономику, основанную на знаниях». В то же время в целевой структуре этих инвестиций проявились явные географи­ческие различия, отражающие известную специализацию в формировании «новой» экономики. В европейских странах, обладающих сравнительно развитой научно-ис­следовательской базой (Австрии, Германии, Франции, Швеции) больше половины этих инвестиций направляется в НИОКР, а меньшая часть в сферу образования и в разработку программного обеспечения. В государствах с довольно ограниченным сек­тором исследований и разработок (Греция, Ирландия, Португалия и Испания) эти инвестиции преимущественно концентрируются в сфере высшего образования. Да­ния, Норвегия, Голландия и Великобритания специализируются в развитии программ­ного обеспечения. Главным стал подход, предполагающий стимулирующее воздействие как на про­цессы формирования инновационной системы в целом, так и на развитие её отдель­ных ключевых институтов и их взаимодействие.

В первом случае используют широкий спектр рамочных мероприятий общеэко­номической политики, призванных содействовать повышению потенциала самораз­вития системы за счёт привлечения инвестиционных ресурсов частного сектора. Во втором речь идет о мероприятиях, сфокусированных на решении отдельных проблем инновационного развития: финансовые и налого­вые меры, расширяющие возможности доступа мелких и средних предприятий к ис­точникам рискового финансирования. Основное предназначение этих инструментов — обеспечение эффективного взаимодействия между различными сферами иннова­ционной деятельности. Наиболее серьёзными трудностями европейского инновационного развития, требующие вмешательства национальных и региональных органов власти, эксперты ЕС признают сегодня:

- недостаточную привлекательность региона для осуществления научно-иссле­довательской и инновационной деятельности международными компания­ми;

- сравнительно низкую прогрессивность отраслевой структуры экономики;

- отсутствие существенных резервов европейской инновационной системы в области освоения нововведений.

Для устранения этих недостатков используют комплекс инструментов экономи­ческой политики, среди которых особое внимание уделяется формированию благоприятных общих макроэкономических условий, адекватной политике в области конкурентоспособности, норм и стандартов, поддержке предпринимательства, охране прав интеллектуальной собственности, регулированию рынка труда, поддержке госу­дарственного сектора НИОКР.

В настоящее время конкурентная политика в инновационной сфере ЕС выражается, прежде всего, в осуществлении прямой поддержки НИОКР по следующим направлениям: фундаментальные исследования, промышленные исследования и до-конкурентные прикладные разработки. Важную роль в построении НИС страны Евросоюза уделяют прогнозному обес­печению. Формируются адекватные институциональные структуры, разрабатываются новые и совершенствуются используемые инструменты прогнозирования. Исследования, которые активно осуществляются в ЕС, пополнились новым инстру­ментом — стратегическим информированием, объединяющий все традиционные направления прогнозирования — техническое и технологическое прогнозирование, оценку развития технологийи предвидение развития технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: