Глава I. Анализ научно-методической литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»

Методическая разработка

на тему:

Техническая подготовка по художественной гимнастике на начальном этапе подготовки в области беспредметной подготовки

 

Тренер-преподаватель

Бакшаева С. В.

2018г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Возрастные особенности девочек 5-8 лет

1.2. Содержание и методика работы на  этапе начальной  подготовки гимнасток

1.3. Средства и методы технической подготовки в художественной гимнастике

1.4. Критерии оценки технической подготовленности гимнасток

1.5. Заключение по главе I

 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Анализ литературы и обобщение передового практического опыта

2.2. Педагогическое наблюдение

2.3. Педагогический эксперимент

2.4. Педагогическое тестирование

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность – художественная гимнастика - один из видов программы современных Олимпийских игр со сложно-координационной деятельностью, требующий от спортсменок проявления широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и даже атлетичность определяют широкую международную популярность художественной гимнастики.

Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений и повышенной напряженностью спортивно-конкурентной борьбы за первенство на международной арене. Для самой же гимнастики характерны смена технической базы, значительное увеличение разнообразия упражнений и появление новых элементов и соединений, построение оригинальных композиций, состоящих из сложнейших упражнений. Эти обстоятельства предопределяют смещение акцентов в системе подготовки спортсменок, а также диктуют повышенные требования к уровню их подготовленности.

Техническая подготовка – это процесс формирования знаний умений и навыков выполнения упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня. Суть технической подготовки гимнасток заключается в освоении возможно большего арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельных звеньев тела с манипуляцией различными предметами, выполняемых на фоне музыкального сопровождения. Это требует от спортсменок значительной физической кондиции и, в частности, достаточного уровня развития специальных двигательных качеств.

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ литературы показывает, что, в основном, авторы уделяют внимание изучению закономерностей развития физических качеств (Л.П.Матвеев, Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов и др.). Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, можно с уверенностью констатировать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесия и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики - прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно-временным действиям, способность к сохранению равновесия.

Цель исследования – Выявить и проанализировать техническую подготовку девочек занимающихся художественной гимнастикой 5-8 лет

Задачи исследования:

1.Выявить начальный уровень технической подготовленности гимнасток.

2.Применить методику обучения упражнениям художественной гимнастики.

3.Выявить уровень подготовленности юных гимнасток после использования соответствующей методики. Сделать оценку.

Объект исследования – процесс технической подготовки девочек 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой 2 года.

Предмет исследования – средства и методы технической подготовки гимнасток, занимающихся 2 года.

В основу рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что определение закономерностей проявления специальных двигательных способностей гимнастками и их взаимосвязь с техническим мастерством позволят улучшить уровень технической подготовленности спортсменок, который, в свою очередь, окажет положительное влияние на спортивный результат.

1.1. Возрастные особенности девочек 5-8 лет.

Младший школьный возраст 5-8 лет характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

Школьницы, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются от сверстниц относительно поздним скачком в росте длины тела и более поздними сроками полового созревания. Девочки, отобранные для занятий художественной гимнастикой, уже с 5-8-летнего возраста отличаются меньшим весом тела по сравнению с неспортсменками. Наибольшее увеличение веса тела гимнасток происходит так же как и у девочек, не занимающихся спортом. В то же время общий прирост веса тела от 5 до 17 лет больше у школьниц-неспортсменок, чем у гимнасток (Ж.Е.Фирилева, 1981).

 

Развитие в младшем школьном возрасте идёт относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие.

 

 

1.Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств.

Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты.

2.Значительного развития достигает кора головного мозга. II сигнальная система, слово имеет всё большее значение.

Все большее значение в обучении должны приобретать словесные методы.  

3.Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление; лучше воспринимаются кратковременные скоростно-силовые упражнения.

В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статистические нагрузки давать в ограниченном объёме.
     

 

1.2. Содержание и методика работы на 2 году  начальной подготовки гимнасток

Гимнастки 5-8 лет, занимающиеся на 2 году начальной  подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенным способностями к обучению и сенситивным периодом для развития координации и ловкости, быстроты и пассивной гибкости.

Цель: создание надёжной базы двигательной подготовки (предметной и беспредметной).  

Основные задачи начальной подготовки гимнасток 5-8 лет:

-гармоничное развитие специальных физических способностей: координации и ловкости, гибкости и равновесия, быстроты и прыгучести в рамках возрастных возможностей.

-прочное закрепление базовых навыков на основных упражнениях без предмета, с предметами, хореографических и танцевальных.

-основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.

-базовая техническая подготовка - освоение базовых элементов средней трудности по всем видам многоборья.

-формирование умения понимать музыку, разбираться в основах музыкальной грамоты и согласовывать движения с музыкой.

-регулярное участие в соревнованиях и показательных выступлениях.

Основными средствами специализированной подготовки гимнасток 5-8 лет являются:

-классическая разминка в партере и у станка.

-базовые элементы равновесно-вращательной и прыжково-акробатической подготовки.

-фундаментальные элементы в упражнениях с предметами.

-соревновательные комбинации по трудности III, II и I юношеских разрядов.

-комплексы специальной физической подготовки.

-музыкально-двигательные занятия по всем основным темам.

-регулярные соревнования по физической, технической и спортивной подготовке.

-комплексное тестирование по видам подготовки.

Для 2 года начальной подготовки характерно: увеличение объёма и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основанная форма занятий остаётся обучающая, но появляются элементы тренировочного типа занятий учётом индивидуального подхода в развитии двигательных способностей при составлении соревновательных программ.

1.3. Средства и методы технической подготовки в художественной гимнастике

На современном этапе развития художественной гимнастики выделяют следующие разделы технической подготовки:

1. Беспредметная подготовка – формирование техники телодвижений.

2. Предметная подготовка – формирование техники движений предметами.

3. Хореографическая подготовка – формирование техники хореографических движений.

4. Музыкально-двигательная подготовка – формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с еѐ характером, темпом, ритмом, динамикой.

5. Композиционная подготовка – это составление новых элементов, соединений и соревновательных программ.

    В движениях без предмета (телодвижениях гимнасток) можно выделить 9 структурных (сходных по технике) групп движений: специфические упражнения, наклоны, равновесия, повороты, прыжки, акробатические упражнения, партерные элементы, ходьбу и бег. Компонентами беспредметной подготовки являются: равновесная, вращательная, прыжковая, специфическая, акробатическая и танцевальная подготовки.

К специфическим упражнениям относятся: пружинные движения, расслабление, волны, взмахи.

Наклоны широко используются в художественной гимнастике как самостоятельные элементы и как составляющие других движений: равновесий, поворотов, прыжков, акробатических и парных движений. Различаются наклоны: - по направлению: вперед, назад, в сторону и круговой. - по амплитуде или глубине: на 45, на 90 - горизонтальные наклоны, на 135 и ниже - низкие. - по исходному положению или по опоре: в стойке на двух и одной ноге, выпадах вперед, сторону, назад и в стойках на двух и одном колене.

  Равновесия как технические элементы – это стойки на одной ноге или колене с разными положениями туловища, рук, и безопорной ноги в условиях, требующих умение сохранять устойчивость. Классифицируются равновесия по следующим признакам:

1. По направлению наклона (отклонению) туловища: передние равновесия, боковые равновесия, задние равновесия.

2. По амплитуде наклона: высокие равновесия (туловище не наклоняется), горизонтальные равновесия (туловище наклоняется на 90), низкие равновесия (туловище наклоняется на 135 и более).

3. По амплитуде отведения свободной ноги: амплитуда отведения свободной ноги может быть на 45, 90, 135, 180 и более градусов.

4. По положению свободной ноги: положение свободной ноги может быть прямым и согнутым. По способу сгибания свободной ноги различаются равновесия пассе, аттитюд и кольцом.

5. По способу удержания свободной ноги: удержание свободной ноги может быть пассивным – с помощью руки и активным – силой мышц без помощи руки.

6. По способу опоры: равновесия могут выполняться: на всей стопе, на носке, на колене.

Повороты в художественной гимнастике – это вращение тела гимнастки вокруг вертикальной оси. Повороты классифицируются:

1. По способу исполнения: переступанием, скрещением, смещением стопы, одноименным вращением в сторону опорной ноги, разноименным вращением в противоположенную сторону, выкрутим от маховой ноги, серийно, поточено.

2. По позе: - простые позы: согнув ногу вперед к колену опорной, пассе, согнув ногу назад коленок колену опорной; - позы переднего равновесия: высокого, горизонтального, низкого, активные и пассивные; - позы бокового равновесия; - позы заднего равновесия; - позы аттитюда – активно и пассивно; - позы кольцом – пассивно и активно.

3. По продолжительности вращения: различают повороты на 90,180, 360, 540, 720 градусов, далее трех оборотные, четырех оборотные, пяти оборотные и т.д. вращения. 16

Все повороты можно выполнять в одноименную и разноименную стороны, сразу вставая на носок опорной, либо с пружинив на нее (из положения выпада или угол, стоя на опорной).

  Прыжки – это безопорные (полетные) положение тела гимнастки в результате отталкивания. Силами, содействующими высокому вылету являются:

1. Предварительный разбег (наскок), позволяющий набрать скорость движения;

2. Активное движение маховых звеньев – рук и ног в соответствующую взлету сторону.

Механизм принятия позы в различных прыжках различен, но, в принципе, это либо:

 1 - быстрое движение ног в нужном направлении. 2 - быстрое сгибание ног нужным образом, 3 - быстрый наклон туловища в требуемом направлении при соответствующих, целесообразных и красивых движениях рук.

Механизм приземления заключается в пружинном – как бы сопротивляясь, небольшом сгибании ног. Все существующие прыжки можно классифицировать по способам отталкивания и приземления. Практически все прыжки можно выполнять с поворотами на 90, 180, 360 градусов.

Акробатические элементы представляют собой необычные статические положения: мосты, шпагаты, стойки и различные движения, связанные с частичным, полным или многократным переворачиванием через голову. Классифицируются индивидуальные акробатические элементы на две группы: статические и динамические. К статическим положениям относятся: - мосты – на двух и одной ногах, руках; - шпагаты – на правую, левую ногу, поперечный; - упоры – стоя, сидя, лежа; - стойки – на лопатках, груди, предплечьях, руках и др. Динамические движения – это: - перекаты (вперед, назад, в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись); - кувырки (вперед, назад, в группировке, согнувшись, прогнувшись и комбинированно); - перевороты (медленные, темповые, вперед, назад, в сторону, через касание двумя руками, одной рукой, на предплечьях).

Партерные элементы – это различные позы и движения в низких положениях: седах, упорах, положениях лежа. Классификация партерных элементов: - седы: обычный, на пятках (е), бедре, ноги врозь, углом; - упоры: присев, на коленях, сидя, лежа, лежа на бедрах, сзади; - положения лежа: на спине, животе, боку; - движения: повороты, переползания, перекаты.

Ходьба и бег – это различные виды передвижений, характеризующиеся своеобразными способами постановки ног на опору и положениями ног в безопорном положении. Спортивные виды ходьбы: походный, строевой, гимнастический (с носка), на носках. На пятках, на внешнем своде стопы, в выпаде, полуприседе, приседе, упоре присев, упоре стоя на коленях и др. Спортивные виды бега: семенящий, колени вперед, колени назад, выбрасывая ноги вперед, назад, скрестный, приставной, переменный, спиной вперед с поворотом. Специфические виды ходьбы и бега: мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий.

   Упражнения с предметами выполняются с 5 разными по форме, фактуре и размерам предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой. Особенности предметов влияют на технику движений. В упражнениях с предметами целесообразно выделять следующие группы движений: удержание и баланс, вращательные движения, фигурные движения, бросковые движения и перекаты. Компонентами предметной подготовки являются: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки.

Упражнения с предметами составляют основное содержание технической подготовки гимнасток. При обучении упражнений с предметами необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

А) не вводить различные предметы в урок раньше, чем будут освоены основные навыки движений без предмета;

Б) начинать обучение упражнений с мячом, затем переходить к упражнениям со скакалкой (в практике встречается и обратный вариант);

В) обучать упражнениям с предметами в облегченных условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощенные варианты предметов. Вес, размеры, структура предметов должны соответствовать возможностям занимающихся, направленное варьирование веса и размеров предмета позволяет легче и быстрее обучать некоторым движениям, развивать необходимые двигательные качества;

Г) применять упражнения в одинаковом объеме для правой и левой руки;

Д) упражнения с предметами вводить в основную часть урока, причем разучивание новых упражнений, требующих тонкой координации, должно предшествовать уже изученным, выполняемым интенсивно;

Е) после освоения основной формы, движения изучаются, закрепляются и совершенствуются путем изменения условий их выполнения, к которым относятся: уменьшение и увеличение импульса силы (например, амплитуды и высоты бросков);   дополнительные движения туловищем при махах, бросках, ловле, увеличение амплитуды сгибания-разгибания, поворота и т.д.; перенесения тяжести тела с ноги на ногу или круговые движения при махах, перекатах, восьмерках; соответствующие или усиленные движения туловища, сопровождающих движения предмета (например, при перекатах мяча);усложненные положения рук (например, в момент ловли рука за спиной, руки в скрестном положении).

Ж) дальнейшее совершенствование осуществляется путем соединения нескольких элементов следующими способами: серии – соединение одинаковых элементов; ряды – соединение разных элементов одной структурной группы; соединения элементов разных структурных групп с предметом; соединение элементов разных структурных групп с предметами и без предмета.

Смысл предлагаемой методики состоит в том, что программируется совершенствование базовых элементов, «проигрываются» все варианты соединений, осуществляется развитие средств предметной подготовки, создается необходимый запас технической подготовленности и условия, обеспечивающие надежность исполнения соревновательных композиций.

 

Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной. Хореографическая подготовка содействует решению многих задач становления спортивного мастерства гимнасток. Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (занятий) классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций.

  К базовой хореографической подготовке относятся:

§ Подготовительные движения классического танца (плие, батманы, рон де жамбы, девлоппэ и их разновидности)

§ Народно-сценический экзерсис у опоры, танцевальные соединения на середине. § Историко-бытовой и современный танцы (соединения из простых шагов на 16-32 такта)

§ Современный танец (освоение подготовительных упражнений)

§ Владение техническим правильным навыком равновесия в основных положениях на полупальцах и на одной ноге.

§ Владение техникой отталкивания и приземления

§ Владение техникой приземления после прыжка перекатом пальцев на всю ступню («мягкое приземление»)

§ Владение техникой расслабления последовательными движениями рук и тела. § Владение техникой поворота на двух ногах.

Музыкально-двигательная подготовка в художественной гимнастике базируется на системе ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, преобразованной Р.А. Варшавской. Осуществляется музыкально-двигательная подготовка в виде бесед, специальных заданий на связь движений с музыкой, музыкальных игр и творческой импровизации.

Композиционная подготовка – это процесс становления новых элементов, соединений, спортивных и спортивно-художественных программ. Осуществляется композиционная подготовка на специальных постановочных занятиях или во время комплексных занятий.

Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий тренера и ученика. Это процесс формирования знаний, двигательных умений и навыков. Помимо основных задач в каждой конкретной ситуации решаются различные частные задачи, но в любом случае главным требованием является освоение рациональных способов двигательных действий путем использования методики, основанной на дидактических принципах обучения, физиологических и психолого-педагогических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положениях теории физического воспитания. Перед преподавателем всегда стоит определенная задача-провести ученика по наиболее короткому пути обучения, при этом сформированный навык должен быть прочным и совершенным.

При большом количестве разновидностей методов и приемов обучения тренером принимается решение по двум основным направлениям: целостное или расчлененное освоение наиболее приемлемо в каждом конкретном случае. В основу выбора целесообразно положить принцип, предложенный Ю.К. Гавердовским, в небольшой модификации В.А. Солодянникова: необходимо использовать все возможности для применения, прежде всего, целостного метода и, если это невозможно, то расчленить упражнение на минимум частей. А такими возможностями являются: предварительное формирование основных видов готовности гимнасток, использование подводящих упражнений, помощи тренера, а также регуляторов движения, применяя которые, тренер ставит обучаемых в условия, в которых движение может быть выполнено только одним правильным способом.

Как правило, первые пробные попытки практического исполнения задания всегда связаны с ошибками. Задача тренера - зафиксировать эти ошибки, выделить главные и второстепенные, определить их причины. Правильное определение причин ошибок становится основой для подбора и выполнения корректирующих упражнений. В.А Солодянников (1999) предлагает технологическую схему обучения двигательным действиям.

 

1.4. Критерии оценки технической подготовленности гимнасток

В целях более точного и объективного определения перспективных гимнасток и для своевременного выявления недостатков в их подготовке целесообразно 2 раза в год проводить комплексное тестирование гимнасток. Программа комплексного тестирования должна включать оценку практических всех видов подготовки (ОФП, СФП и техническая (предметная и беспредметная) подготовка).

Для получения достоверной информации об уровне подготовленности гимнасток при проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.Контрольные упражнения должны быть доступными для всех гимнасток одного возраста.

2.При необходимости сопоставить результаты гимнасток разного возраста, выбирать тесты, доступные самым младшим.

3.Контрольные упражнения должны быть по возможности простыми, быстро измеряемыми, наглядными по результатам и легко воспроизводиться любым лицом, в том числе и самой гимнасткой.

4.Какое упражнение выбрать и сколько тестов провести тренер должен решить самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед ним.

5.Конторольные испытания нужно проводить в одинаковых условиях для всех гимнасток.

Нормативные требования для технической подготовленности гимнасток 5-8 лет без предмета.

Физические качества                                              Оценка в баллах

 

 Гибкость  - Гимнастический мост измеряется расстояние между ладонями и пятками в см. Тесты «5»- 10 «4»- 15 «3»- 20 «2»- 25 «1»- 30

Равновесие - равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед, стопа у коленного сустава опорной ноги, руки вперёд, глаза закрыты. (сек.) 20;15; 11; 8; 5.

Сила - поднимание ног на гимнастической стенке, кол-во раз 22; 19; 16; 14; 12. Скоростно -силовые качества - прыжки толчком двумя через гимнастическую скамейку за 10 сек., раз 16; 14; 12; 10; 8.

 

Ещё одним критерием оценки технической подготовленности гимнасток являются результаты соревнований. Результаты в гимнастике оцениваются судьями субъективно, но задача тренера состоит в том, чтобы объективно оценить выступление и сделать правильные выводы для дальнейшего технического совершенствования гимнастки.

 

1.5. Заключение по главе I

В научно-методической литературе имеется ряд работ по изучению технической подготовки и основам обучения упражнениям художественной гимнастики девочек 6-8 лет (Е.В.Бирюк 1991г., М.А.Говорова, А.В. Плешкань 2001 г., Л А.Карпенко 1998 г., Н.А.Овчинникова 1991г.и др.). Анализ литературы показывает, что, в основном, авторы уделяют внимание изучению закономерностей развития физических качеств        Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, можно с уверенностью констатировать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики - прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно-временным действиям, способность к сохранению равновесия. Все эти качества формируются и начинают совершенствоваться в возрасте 5-8 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: