Особые феномены в профессиональном взаимодействии

Психолога с клиентом

Перенос и контрперенос

Многие психотерапевты считают, что в ситуации консультирования не может происходить адекватное взаимодействие без принятия во внимание таких феноменов, как перенос и контрперенос. Эти термины были введены З.Фрейдом. Заимствованные из психоанализа, термины «перенос» (трансфер) и «контрперенос» (контртрансфер) широко используются психологами различных направлений.

При переносе происходит перенесение чувств, влечений, установок, отношений с «объектами» из «там и тогда» (прежде всего, из раннего детства) в «здесь и теперь». Работа с клиентом в ситуации переноса протекает гораздо успешнее, если удается выявить, какой именно важный ранний объект активизируется в данный момент.

Таким образом, перенос можно определить как Перенос - неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми (прежде всего – родителями), при актуальном межличностном взаимодействии с консультантом.

Перенос – универсальный феномен консультативного контакта. В консультировании переносу свойственны следующие черты. Черты переноса

1. Перенос является искажением реальности в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписывает ему черты, свойственные другим людям и в других обстоятельствах и времени.

Консультант может считать реакцию клиента переносом, если последний переносит на него свои воспоминания о предыдущих значимых переживаниях, наделяет его качествами из прошлого, судит о нем и пытается использовать в соответствии со своим прошлым. Психологу нужно уметь отличить реалистичные реакции от реакций переноса. По словам Р. Гринсона, для того, чтобы какую-то реакцию можно было считать реакцией переноса, она должна быть повторением прошлого и должна быть неподходящей к настоящему.

2. Перенос бывает позитивным и негативным. Позитивный основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца (или другого значимого человека), отрицательный – на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если эти установки не меняются, психотерапевтическая работа становится невозможной.

3. Возникновению переноса содействует нейтральность и неопределенность консультанта. Нейтральность определяется беспристрастным поведением консультанта и отсутствием с его стороны навязывания клиенту своих ценностей. Неопределенность – сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни.

4. Перенос – бессознательный процесс, так как клиент не осознает, что эти чувства привнесены из более ранних отношений.

5. Перенос чаще возникает в тех областях взаимодействия с окружением и собой, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Таким образом, ценность переноса в том, что он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями, модифицирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого.

Контрперенос, как и перенос, является предметом пристального внимания психологов. Согласно ранним представлениям о контрпереносе, он возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. З. Фрейд рассматривал сильную эмоциональную реакцию на пациента как свидетельство неполного знания аналитика о себе, а также свидетельство неспособности поддерживать эффективно позитивное, врачебное отношение к другой присутствующей личности. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо в форме внутренних переживаний консультанта. Психолог-консультант, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом.

Причины контрпереноса

1. Стремление консультанта понравиться клиентам.

2. Страх консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п.

3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами.

4. Очень бурная эмоциональная реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами.

5. Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в выдаче клиентам навязчивых советов, как им следует жить, пророчествах («Я вас предупреждал», «Я же говорил вам…»).

 

Сопротивление

Сопротивление является одним из общепризнанных клинических феноменов, сопровождающих любой консультативный процесс. Отказ от старых и выработка новых форм поведения, осознание причинноследственных связей, изменения установок, смыслов, ценностей и отношений – все это может сопровождаться противодействием со стороны клиента. Это противодействие носит название «сопротивление».

Сопротивление – одно из наиболее удивительных и парадоксальных явлений в консультировании и психотерапии.

Сопротивление - это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной работе с клиентом, в работе, направленной на глубокие личностные изменения, сопротивление - это способы, с помощью которых клиент избегает состояния истинного субъективного присутствия открытости и экспрессивности. Сопротивление проявляется в том, что клиент сопротивляется погружению в глубинную работу.

Зачастую практическому психологу приходится сталкиваться с тем, что имеют место серьезные «жизнеограничивающие» процессы, которые удерживают клиента от погружения в самого себя. Сопротивление для человека может быть типичной формой жизненного поведения. Человек часто выхолащивает мир до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным.

Разнообразные проявления сопротивления и работа с ним наиболее изучены и разработаны в психоанализе.

В разных направлениях акцентируются следующие характеристики сопротивления:

1. Сопротивление – здоровая и неизбежная реакция на изменения.

2. Сопротивление, как правило, не осознается клиентом.

3. Психолог должен уметь обнаруживать сопротивление клиента и прорабатывать его путем расширения зоны осознавания клиента.

Начинающий психолог часто сталкивается с данным феноменом в своей работе, не идентифицируя определенные паттерны поведения клиента как сопротивление. Действительно, сопротивление может приобретать причудливые, полярные формы проявления. Наиболее подробно эти формы описаны Р. Гринсоном.

Формы сопротивления

1. Клиент молчит. Это наиболее распространенная форма сопротивления клиента. Если клиент молчит, нужно выяснить причины молчания. Психолог с помощью вопросов пытается выяснить, что именно мешает клиенту говорить. Иногда полезно задать клиенту вопросы: «Что мешает Вам говорить?», «Что заставляет Вас отказываться от работы?».

2. Клиент в какой то момент рассказа останавливается и сообщает консультанту, что он не может больше говорить. Необходимо выяснить, что мешает ему продолжать рассказ: «Что мешает вам говорить?», «Вы не можете рассказывать именно мне?».

3. Клиент постоянно говорит, сессия заполнена его нескончаемым монологом. Если это не кризисная ситуация, когда клиенту просто необходимо выговориться, а повторяющееся из сессии в сессию поведение («монополизация» терапевтического процесса), психологу необходимо обращать на него внимание клиента: «Для чего я Вам нужен? В течение 40 минут я не смог вставить ни слова?», «Я чувствую обиду и недоумение. Я хочу Вам помочь, но Вы просто не даете мне шанса».

В работе с такой формой сопротивления иногда приносит пользу директивная остановка клиента и прояснение целей, мотивации, проблемы, которую он хочет разрешить.

4. Клиент использует слова как «дымовую завесу». Примером могут служить:

• речевые клише («она мной манипулирует»; «хочется повысить эффективность нашего взаимодействия»);

• психологические либо специальные термины («мое бессознательное мне подсказало»; «он настоящий параноик, все время выстраивает систему обвинений»); • жаргонные слова или сленг («сидим в чате, с чайником по аське болтаем»);

• слова-преувеличения или преуменьшения чуть-чуть, совсем немного на него повысила голос; слегка ее ударил; принес огромный-преогромный торт моей подруге; я честно-пречестно ничего не сделала; мы действительно были очень-очень близки друг другу);

• слова «как будто бы» реальности (я как бы хотела остаться с ним).

Психолог может использовать прояснение («я не понял ваших слов», «поясните еще раз»), уточнение («что вы имели в виду, говоря о вашем бессознательном?»), интерпретацию («мне кажется, вы запутываете рассказ») и др.

5. Неконгруэнтность между рассказом и поведением клиента: очень сильные чувства в обычной ситуации; неуместные эмоциональные реакции; рациональные рассуждения при отсутствии чувств.

6. Отношение к психологу. В случае сильной идеализации или, наоборот, сильных негативных чувств к психологу можно предположить наличие сопротивления. Психолог может заметить, что клиент все время смотрит мимо него, не слышит его слов, перебивает, забывает, или, наоборот, признается в любви, говорит комплименты, приносит подарки, хочет стать другом психолога. Сопротивление может также проявляться в том, что клиент неожиданно для психолога проявляет враждебность, злость, гнев или ярость в его адрес, либо испытывает чувство раздражения. Психолог должен обращать внимание клиента на подобные проявления.

7. Клиент говорит о внешних, несущественных событиях: о политике, погоде, кинофильме; переводит разговор на другую тему, как только речь заходит о важных событиях.

8. Фиксация клиента в определенном времени. Клиент все время говорит о прошлом или, наоборот, о будущем.

9. Избегание определенных тем. Например, клиент может говорить только об одной области своей жизни (семейной, профессиональной), и отказывается расширять контекст. Клиент также может избегать темы смерти, смысла жизни (и других экзистенциальных тем), темы секса, выражения агрессии и др.

10. Телесные проявления: «замороженность», одеревенелость позы, жестов, движений, оцепенение, «ригидность» телесных проявлений или, наоборот, чрезмерная расторможенность, подвижность (клиент не может усидеть на месте).

11. Клиент соглашается со всем, что говорит психолог, очень быстро и успешно продвигается «по пути к здоровью», и клиент хочет закончить терапию раньше времени под предлогом того, что с ним уже «все хорошо». Такое сопротивление, проявляющееся через «бегство к здоровью», позволяет пациенту прервать терапию, не изменяясь и сохранив неизменными неадаптивное поведение, установки, отношения.

12. Клиент ничего не получает от консультирования: не изменяется, все в его жизни остается по-прежнему.

13. У клиента есть какая-то тайна, которую он не готов раскрыть психологу, и очень много энергии тратится на то, чтобы удерживать эту тайну в целости и сохранности. 14. Клиент часто опаздывает, пропускает сеансы, забывает платить. Каждый раз, когда проявляется такой поведенческий паттерн, терапевт должен обсудить его с клиентом. Полезным может явиться пересмотр контракта.

15. Клиент сопротивляется принятию теневых аспектов собственной личности, отказывается признавать, что проецируемые черты, влечения, мотивы принадлежат ему. Клиент не готов принимать отторгаемые части себя. Он не признает собственную зависть, агрессию, вину, обиду

Существует ряд рекомендаций, содержащих специальные техники, стратегии и приемы работы с сопротивлением, включающие степень самораскрытия и аутентичности терапевта, характер работы с сопротивлением – интерпретация, конфронтация, преувеличение, проработка, поддержка и исследование ресурсной части сопротивления и др.

Д. Коттлер выделяет следующие важные моменты, которые нужно учитывать психологу при работе с сопротивлением: 1) сохранение внутреннего спокойствия; 2) проявление изобретательности и гибкости; 3) терпение; 4) выявление скрытой за сопротивлением информации; 5) распознавание ловушек, мешающих прогрессу, и их избежание; 6) заботливое отношение к клиенту, несмотря на его поведение; 7) интерпретация происходящего, чтобы клиент мог увидеть скрытый смысл сопротивления и его побудительные мотивы; 8) уверение клиента в том, что это нормальная реакция с учетом складывающихся обстоятельств; 9) учет собственной роли в возникновении кризисной ситуации и принятие ответственности за ее нормализацию.

Психологу необходимо уметь анализировать свой вклад в сопротивление клиента. Он может вызвать сопротивление властными, агрессивными, провокативными либо манипулятивными действиями.

В терапевтической сессии важно удерживать в сознании оба фокуса:

форму проявления сопротивления (как сопротивляется клиент) и содержание сопротивления (чему сопротивляется клиент). Наиболее продуктивным способом работы является создание условий, позволяющих клиенту осознать собственное сопротивление, и восстановить способность клиента к движению в направлении достижения более гармоничного и полного бытия в мире.

Дж. Бьюдженталь описывает следующие способы работы с сопротивлением:

1. Отслеживание. Психолог идентифицирует для себя одну кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. Затем он снова и снова привлекает к этому паттерну внимание клиента.

2. Разъяснение эффектов сопротивления. Психолог не просто обращает внимание клиента на выделенный паттерн, но показывает клиенту, как он снижает его эмоциональную вовлеченность, концентрацию на

субъективности. Мотивация сопротивления будет раскрыта на более поздних этапах.

3. Разъяснение случайности. По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием.

4. Демонстрация альтернатив. Имеется в виду демонстрация альтернативного типичному поведения. Например, клиентке, которую смущение уводило от погружения в субъективность, рекомендуется задержаться на этом смущении, побытьв нем. Смущение начинает стимулировать в таком случае не уход от субъективности, а погружение в нее.

5. Разъяснение функций сопротивления, т. е. показ той некоторой пользы, которую приносит клиенту сопротивление.

6. Освобождение и перемещение. Клиент начинает сам идентифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задерживаться внутри него, с тем, чтобы в некоторой степени быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно работает. Получив возможность поиска ценности в сопротивлении, клиент начинает открывать в себе новые области.

7. Понимание глубинной цели сопротивления. По мере того как клиент знакомится с механизмами своих потребностей сопротивления, он учится видеть их как части самого себя, а не как чужеродные интроекты, осознает, что у него есть возможность выбора и более регулируемого контроля над их действием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: