Сравнительный подход к оценке активов предприятий

Сравнительный подход базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия потенциальных продавцов и покупателей. Данный подход предусматривает использование информации о сделках купли — продажи компаний (частичных интересов в них в виде пакетов акций или долей участия).

Обычно сравнительный подход используется в следующих случаях: имеется достаточное количество сопоставимых (действительно сходных с оцениваемой по наиболее важным экономическим параметрам) компаний и сделок с ними (частичными интересами в них);

 имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям (и сделкам) для проведения соответствующего финансового анализа;

 имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых компаний;

В рамках данного подхода используются следующие методы оценки предприятия: метод рынка капитала основан на анализе цен реальных сделок с акциями сходных компаний;

 метод сделок — основан на анализе цен приобретения контрольных или существенно значимых пакетов акций в сходных компаниях.

 метод отраслевых коэффициентов — основан на специальных формулах или ценовых показателях, используемых в одной или различных отраслях.

В идеале, компании-аналоги действуют в той же отрасли, что и оцениваемые компании, однако, если по предприятиям данной отрасли отсутствует достаточная информация о сделках, может оказаться необходимым рассмотреть другие компании, схожие с оцениваемой компанией по таким инвестиционным характеристикам, как рынки сбыта, продукция, темпы роста, зависимость от циклических колебаний, а также по другим существенным параметрам.

Ценовая информация о компаниях-аналогах должна быть увязана с наиболее существенной финансовой информацией о каждой компании-аналоге, чтобы можно было рассчитать соответствующие оценочные коэффициенты.

 

Метод рынка капитала

Метод базируется на ценах, по которым происходили сделки купли-продажи по акциям сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий и оцениваемого предприятия. Выбор сопоставимых предприятий осуществляется исходя из анализа сходных предприятий по отрасли, продукции, диверсификации продукции (услуг), жизненному циклу, географии, размерам, стратегии деятельности, финансовым характеристикам (рентабельности, темпам роста и пр.). Метод определяет уровень стоимости неконтрольного (миноритарного) пакета акций.

 

Метод сделок (продаж)

Данный метод основан на анализе цен приобретения контрольных или существенно значимых пакетов акций сходных предприятий (в том числе полного права собственности).

Результатом является оценка стоимости мажоритарного пакета акций, позволяющего полностью или в значительной степени управлять предприятием.

Сложившаяся в настоящее время экономичес­кая ситуация актуализирует проблему объектив­ной оценки стоимости активов компании. Необ­ходимость концентрации внимания на данном вопросе обусловлена тем, что оценка реальной стоимости активов компании:

- представляет собой исходную информацию для разработки её стратегии и тактики, последу­ющего мониторинга выполнения поставленных целей и задач, их адаптации к изменяющимся ус­ловиям. Таким образом, объективную оценку ак­тивов компании следует рассматривать как основу упреждающего управления не только активами предприятия, но и всем предприятием в целом;

- служит основой для получения достоверной информации о финансовом положении компании и результатах её деятельности, а также их анализа, и, следовательно, завоевания доверия пользовате­лей финансовой отчётности;

- выступает базой для определения итоговых данных об активах всех предприятий страны (в разбивке по отраслям), на основе использова­ния которых соответствующими государственны­ми органами должно осуществляться планирова­ние государственных мероприятий в области эко­номики и финансов, выработка государственной экономической политики. Анализ таких сведений позволит повысить информативность прогнозов путей развития экономики, будет способствовать выявлению предкризисных ситуаций;

- является одним из условий объективной оценки стоимости компании в целом - чем более правильно оценены активы компании, тем меньше вероятность изначально ошибочных инвестиций, и больше эффективность перераспределения фи­нансовых ресурсов;

- создаёт предпосылки для поддержания ста­бильности банковской системы, так как активы часто выступают в качестве залога при получе­нии кредита. Завышение стоимости залога - путь к убыткам банка, занижение стоимости залога оз­начает для предприятия либо отказ в получении кредита, либо получение его в меньшем объёме, соответственно это путь к убыткам предприятия, при том, что кризис банковской системы также су­лит кризис предприятиям.

 

 



Заключение

Оценка стоимости активов важна как для выявления тенденций прошлого, так и для постановки конкретных экономических целей на будущее. Для того чтобы составить правдивую картину выручки компании, нужно позаботиться о том, чтобы уточнить ее капитальный резерв, или часть нераспределенной прибыли компании, выделенную в целевые фонды и не подлежащую распределению для других целей. Если в результате оценкимы выясняем, что стоимость активов была снижена, нужно всегда помнить о том, что, к примеру, при капитализации в 25 процентов, каждая тысяча рублей, относящаяся к дискреционной чистой прибыли, может умножаться в четыре раза, если капитализировать доход. Тем самым, оценка стоимости активов может внести чрезвычайно существенные корректировки в общую оценку всего бизнеса.

Также нужно учитывать и тот факт, что многие оценочные подсчеты, проводящиеся по разным методикам, сразу же учитывают показатели заранее произведенной оценки стоимости активов. Те же методики, которые считаются независимыми от оценки стоимости активов, так или иначе все равно сталкиваются впоследствии с процессом капитализации потока доходов и, как уже было показано выше, рано или поздно осознают огромное влияние показателей оценки стоимости активов на показатели общей оценки всего бизнеса. Одной из популярнейших методик оценки стоимости активов является комбинирование активов и отношения цены к чистой прибыли. Другими словами, это соотношение «цена-качество», определяемое типом бизнеса, подвергающегося оценке.

Стоимость активов, опять же, может повлиять на все конечные цифры подсчетов самым значительным образом. Здесь же уточним, что практически любая методология априори учитывает нормализированный поток доходов. В зависимости от величины компании и правильности используемых методик, ошибка в оценке стоимости активов может повлиять на ход всего дела гораздо сильнее, чем вы могли ожидать. К тому же, несмотря на то, что многие специалисты из сферы оценки стоимости активов не занимаются оценкой недвижимости, необходимо все же обратить пристальное внимание на этот вопрос. Делается это для того, чтобы определить приемлемую арендную плату, чтобы впоследствии присовокупить недвижимость к справедливой рыночной стоимости компании. В этом случае, при проведении оценки стоимости активов мы говорим об инвестиционной стоимости, то есть о ценности отдельного актива или целого предприятия с точки зрения инвестора.

 

 

.
Список использованной литературы

1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Флинта МПСИ, 2008. – 264 с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – Киев: «Эльга», 2004.- 622 с.

3. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.

4. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с.

5. Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 342 с.

6. Финансовый менеджмент: учебник для вузов \ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

 

 


[1] Финансовый менеджмент: учебник для вузов \ под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с

[2] Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с

[3] Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 342 с

[4] Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Флинта МПСИ, 2008. – 264 с

[5] Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: