Саморегулирование и государственное регулирование

Финансового рынка

Вопрос участия государства на финансовом рынке и определения границ этого участия является дискуссионным. Существуют две противоположные точки зрения на данную проблему: первая заключается в том, что участие государства должно ограничиваться лишь созданием рамочных законов и правил, вторая – в том, что деятельность государства должна быть активной на финансовом рынке, чтобы избежать или минимизировать возможные отрицательные для экономики последствия его функционирования. Очевидно, что границы государственного регулирования прямо зависят от степени развития рынка: в условиях становления финансового рынка позиция государства, скорее всего, должна быть более активной, чем в условиях сложившегося развитого финансового рынка. Зарубежный опыт показывает, что требования, выдвигаемые самими участниками рынка, которые заинтересованы в поддержании общих правил и недопущении недобросовестных участников на рынок, могут быть даже более жесткими, чем государственные ограничения.

Основные задачи государственного регулирования финансового рынка состоят в защите прав инвесторов или клиентов организаций, оказывающих финансовые услуги, а также в недопущении кризисных явлений на финансовом рынке, в силу его системообразующего значения для экономики в целом. Кризисные явления на финансовом рынке, как правило, являются следствием экономических кризисов перепроизводства (или стагнации), но могут быть следствием неэффективной государственной финансовой политики, действием отдельных лиц[12], «импорта» финансовых кризисов других государств, интегрированных в мировой финансовый рынок. Любая дестабилизация финансового рынка, с которым связаны практически все хозяйствующие субъекты, государство, население, может привести к общей социально-экономической нестабильности.

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, особенностью финансового рынка России было его создание как бы «сверху» – решением государства[13], при этом эффективность государственного регулирования финансового рынка на протяжении 1990-х годов оценивается весьма неоднозначно. Главным недостатком первых шагов формирования финансового рынка в России было отсутствие или недостаточность правового регулирования (первые операции коммерческих банков, участников рынка ценных бумаг регулировались отдельными разрозненными подзаконными актами – инструкциями Минфина, приказами Госкомимущества и т.д.[14]), отсутствие четкого определения и разграничения функций органов государственного регулирования и надзора за деятельностью на финансовом рынке (возможность создания «финансовых пирамид» в начале 1990-х годов существовала в условиях отсутствия органа государственной регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг). Несогласованность валютной, бюджетной политики и политики на рынке ценных бумаг привела в 1998 году к кризисным явлениям на финансовом рынке. В качестве недостатка государственного регулирования финансового рынка в Российской Федерации называют также отсутствие стабильности налогового законодательства, предсказуемости политики государства на финансовом рынке.

Следует отметить, что государственное регулирование финансового рынка возможно административными методами (лицензирование или отзыв лицензии, квотирование участия тех или иных лиц на рынке[15], установление нормативов деятельности организаций, представляющих финансовые услуги и др.), а также финансовыми, к числу которых относится налоговое регулирование, непосредственное участие государства на финансовом рынке, в первую очередь путем выпуска государственных ценных бумаг (тест 4.7).

Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора принимают участие в административном регулировании отдельных участников финансового рынка. С 2004 года органом, регулирующим деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и их управляющих компаний, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также акционерных инвестиционных фондов, является Федеральная служба по финансовым рынкам (тест 4.11). Федеральным органом власти, регулирующим процесс инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии является Министерство финансов Российской Федерации.

Налоговые методы регулирования финансового рынка связаны с определением особенностей налогообложения (определения ставок, налоговой базы) доходов по ценным бумагам для физических и юридических лиц, доходов от операций с ценными бумагами профессиональных участников рынка ценных бумаг, доходов кредитных и страховых организаций, а также клиентов, приобретающих их услуги, включением или невключением операций институтов финансового рынка в налоговую базу по косвенным налогом. В настоящее время в нашей стране предусмотрена более низкая ставка по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц от доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, процентов по долговым ценным бумагам. Большая часть услуг участников финансового рынка не облагается налогом на добавленную стоимость. Страховые взносы по страхованию и дополнительному пенсионному обеспечению, проценты за пользования банковским кредитом в пределах оговоренных сумм уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации и налогу на доходы физических лиц. Действующий до недавнего времени налог на операции с ценными бумагами ограничивал возможности акционерных обществ в дополнительной эмиссии акций, его отмена расширила возможности дополнительной мобилизации источников формирования финансовых ресурсов многих субъектов хозяйствования.

Государственное участие в операциях на финансовом рынке связано с функционированием отдельных сегментов рынка по принципу «сообщающихся сосудов»: повышение доходности в одном сегменте влечет за собой перелив денежных средств с других сегментов именно в данный сегмент. Таким образом, государство, выпуская высоколиквидные ценные бумаги «оттягивает» часть свободных денежных средств с валютного рынка на рынок ценных бумаг. Государственное участие в операциях на финансовом рынке заключается в покупке или продаже Центральным банком иностранной (или национальной) валюты, в кредитовании Центральным банком коммерческих банков, в размещении государственных ценных бумаг.

В последнее время на финансовом рынке стала приобретать большое значение деятельность общественных организаций участников финансового рынка (Ассоциации российских банков, Всероссийского союза страховщиков), саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (Национальная ассоциация профессиональных участников рынка ценных бумаг, Национальная фондовая ассоциация, Национальная лига управляющих, Профессиональный институт размещения и обращения фондовых инструментов), они выступают с законодательной инициативой, предложениями по правилам, регулирующим деятельность участников финансового рынка.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. В соответствии с федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 48) саморегулируемая организации может получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением, в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами – физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников-членов саморегулируемой организации. Саморегулируемые организации действуют на основе разрешения, выданного Федеральной службой по финансовым рынкам.

Таким образом, действующее законодательство не рассматривает саморегулируемые организации участников финансового рынка как альтернативу государственного регулирования. 

 


[1] Финансы: Учебник / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушин а и др.; Под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 60.

 

[2] Зви Боди, Роберт К. Мертон. Финансы.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – С. 77.

[3] Финансы: Учебник/В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой – М.: Финансы и статистика, 1993. – С. 26.

[4] Финансы: Учебник / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушин а и др.; Под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 72.

[5] во Франции в период бурного развития рынка ценных бумаг, такие бумаги продавались на улице, на лотках, поэтому торговлю ценными бумагами вне фондовой биржи еще называют уличной торговлей

[6] В отличие от опциона в российском законодательстве отсутствует понятие фьючерса, но на валютных биржах такое понятие широко используется.

[7] Наряду с другими факторами высоких темпов инфляции в 1990-е годы в нашей стране называли начало функционирования финансового рынка

[8] Так произошло в нашей стране в период до 1998 года, когда создание финансово-промышленных групп, обернулось не ожидаемым «вливанием» банковского капитала в промышленность, а наоборот, оттоком финансовых ресурсов из промышленных предприятий на рынок государственных ценных бумаг.

[9] при этом объем государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг относительно невелик по сравнению с другими странами

[10] Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».

[11] В соответствии с Федеральным законом от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

[12] Лица, обладающие достаточным капиталом, могут «обрушить» рынок, как это произошло в 1993 году на валютном рынке западноевропейских стран

[13] Если вспомнить более раннюю историю нашей страны, то можно найти немало аналогичных примеров, когда создание первых финансовых институтов (банков, страховых компаний) было определено императорскими указами

[14] с 1988 по 1990 гг. коммерческие банки регулировались инструкцией Минфина СССР, хотя в 1990 г. были приняты первые законы, связанные с банковской деятельностью, серьезная законодательная база начала создаваться лишь с 1995 года, когда были внесены существенные изменения в банковское законодательство, были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Рынке ценных бумаг».

[15] До недавнего времени российское законодательство содержало ограничения для участия страховых компаний-нерезидентов на российском страховом рынке



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: