Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубоко сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется, т.е. речь неотделима от мысли.
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней называют языковое оформление мысли без ее высказывания. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации. Этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большей скоростью и сама речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от определенных условий. Выделяют три основных типа речи. Первый – это внутреннее проговаривание, т.е. речь «про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового и графического оформления. Такая речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип – собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими кодами, образами. Она имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи. Третий тип – это внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей. Внешняя речь– это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Это то, что мы произносим, пишем, слышим, читаем.
|
|
Речь может быть представлена в трех стилевых разновидностях. Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения. Чаще всего она бывает заранее подготовленной и редко опирается на внеязыковую ситуацию. Для кодифицированной речи характерно умеренное использование мимики, жестов и других невербальных символов. Вся она строится с учетом норм литературного языка. Разговорнаяречь протекает в неофициальной обстановке, непринужденно и спонтанно. Для нее характерны свободное производство слов, словосочетаний, предложений, конситуативность, широкое использование стереотипов, а также мимики и жестов. Третий стиль речевого проявления представляет просторечие. Носители просторечия – люди, не владеющие нормами литературного языка, как правило, необразованные слои населения. Носитель литературного языка может переходить на просторечие только в случае, если он был его носителем в прошлом, и то не полностью, а только частично. Для просторечия характерны отсутствие специальных форм этикета, богатая невербальная коммуникация, коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нерешённость обратной связи, преимущественная опора на личный опыт говорящего.
|
|
В общем вербальные коммуникации отличаются следующими особенностями:
v Обмен сообщениями может происходить в отсутствии отправителя.
v Позволяет информировать об отсутствующих предметах и явлениях.
v Составные элементы сообщения (буквы, слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.
v Высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.
v Говорить учат специально, семья и общество уделяют этому много времени и сил.
Вербальная коммуникация существует в двух формах: устной и письменной.
Устная речь характеризуется тем, что это:
- звучащая речь, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения;
- она создается в процессе говорения;
- для нее характерны словесная импровизация и такие языковые особенности, как свобода в выборе лексики, использование простых выражений, употребление вместе побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли;
- предполагает наличие собеседника, что дает возможность быстро влиять на характер речи, изменять ее в зависимости от реакции собеседника;
- для воспроизведения устной речи необходимы технические средства.
Письменная речь свою очередь характеризуется тем, что:
- она графически закреплена;
- она может быть заранее обдумана и исправлена;
- имеет такие языковые особенности, как преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов;
- она обращена к отсутствующим, поэтому невозможно изменить характер речи в зависимости от реакции получателя;
- есть возможность совершенствовать написанный текст, исправлять его до отправления;
- воспринимается только зрительно;
- написанное долго сохраняется.