Приемы преодоления стилистических барьеров

Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться.

Существуют два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей.

Необходимость использования правила рамки прежде всего обосновывается простым психологическим законом работы памяти, открытым в конце 19 в. Именно тогда немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Значит, соблюдая правило рамки, говорящий может быть уверен, что сама рамка запомнится, а в ней самое главное.

Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура соответствовала установкам слушающего, его представлениям.

Структурирование сообщения может осуществляться за счет применения правила цепи. Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение общения «изнутри». Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным: простое перечисление «во-первых, во-вторых…»; цепь может быть ранговой – «сначала о главном…и, наконец, менее существенное»; логической – «если это, то тогда – то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы. Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Композиция эффективного сообщения.

Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей; построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к общему целому.

Классическая композиция включает 3 части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении выделяется зачин; основная часть – предмет речи, изложение тезиса, подтверждение тезиса, опровержение тезиса; концовка – последняя фраза. Особого внимания требуют вступление и заключение.

Композиция

Теперь, когда цель сообщения прояснилась, вам нужно продумать, каким именно способом вы донесете свою мысль. Ответьте на такие вопросы:

o     Каким образом лучше выразить свою мысль?

o     Как не совершить речевых ошибок и выразить свою мысль грамотно?

o     Какую модель разговора я должен выбрать?

o     Имеет ли моя аудитория исходную информацию на эту тему или совершенно с ней не знакома?

o     Понадобятся ли моему собеседнику или аудитории дополнительные материалы для того, чтобы полностью понять меня?

o     Доношу ли я эмоции своим будущим сообщением? Если да, то какие именно?

o     Может ли аудитория понять мою мысль неправильно? Не поймет ли она мои мотивы неправильно?

Важным условием эффективной коммуникации, то есть понимания реципиентом коммуникатора, должно быть наличие общего для всех участников коммуникации «кода», т.е. способов или правил того языка или шифровальной системы, которая используется для передачи сообщения. С различием кодов и связанным с этим непониманием мы сталкиваемся в ситуации общения людей, говорящих на разном языке.

Композиция публичной речи:

Классическая трехчастная композиция остается универсальной до сегодняшнего дня.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. Изложение.

2.2. Аргументация.

2.2.1. Опровержение точки зрения противника.

2.2.2. Позитивное доказательство.

3. Заключение (Резюме).

Принципы «ненасильственной коммуникации» М. Розенберга.

Соответственно, успешность претво6рения концепции ненасильственного общения зависит и от специалиста, ру6ководящего группой. Для успешности данного процесса руководителю группы следует придерживаться следующих принципов.

•Выбор подхода, подчеркивающего и усиливающего ценность каждого члена группы. В рамках групповых занятий предпочтение отдается взаимодействию помощью диалогов, следует своевре6менно обсуждать назревающие пробле6мы и конфликты. Долгосрочное измене6ние стиля общения возможно лишь в случае удачного влияния на ситуацию и использования уважительного отноше6ния к участникам занятий.

•Создание положительного «климата» в группе. Результат данного принци6па является положительным, когда груп6па сплачивается для достижения опреде6ленной цели, благодаря этому значи6тельно возрастает степень сотрудничест6ва между участниками (и между участни6ками и специалистом), снижается на6пряжение в группе. Создание положи6тельного климата в группе предполагает предоставление участникам возможнос6тей для построения диалога, влияния на принимаемые решения, благодаря чему формируется чувство взаимной ответст6венности в группе.

•Не менее важны и новые формы со6лидаризации, поскольку они помогают преодолеть негативные формы индиви6дуализации. Для осуществления данного принципа вновь необходимы возможно6сти для построения диалога в группе, а также осознание участниками совмест6ной ответственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: