Экономическая социология:
Особенность объекта: эта наука исследует и описывает не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи.
Предмет: социальные механизмы, от которых зависит характер протекания экономических процессов.
Термины: безработица, психология потребителя и другие
Методы: математический анализ, расчёт различных экономических показателей.
Пересечения с: экономикой, психологией, социологией
Социальная психология:
Предмет: закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Этносоциология:
Предмет: социологически значимые, релевантные связи и отношения внутри этнических общностей, а также связи и структуры, возникшие при их взаимодействии друг с другом.
Социальная экология:
Предмет: трудно определить. Исследует взаимоотношения общества и природной среды с целью формирования в зависимости от конкретных обстоятельств оптимальной природообразующей стратегии поведения.
|
|
С точки зрения социологии, социальная экология изучает взаимодействие общества и природы как бы со стороны общества. Свое внимание сосредотачивает на изменениях общества под воздействием или с учетом природных факторов, а также на выработке стратегии и тактики общества по отношению к природе с целью предупреждения негативных антропогенных изменений в ней, которые в свою очередь сказываются на человеке, обществе.
Политическая социология:
Предмет:
Е.Вятр: политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти.
М.Яновиц: наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах общества.
С.М.Липсет: политическая социология – дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами.
Очевидно, что речь идёт об изучении влияния социальных отношений (социальной сферы) на политические (политическую сферу) и политических на социальные, иначе говоря, о диалектике их взаимодействия и взаимовлияния.
Вопрос 5. Трехуровневая модель построения социологического знания в СССР.
Первый, верхний уровень: общая социологическая теория (исторический материализм)
Второй уровень: специальные (частные) социологические теории
Третий уровень: конкретные эмпирические исследования
Предметом специальных социологических теорий служили различные системы общественных отношений (образ жизни, социальная структура общества, личность и ее взаимоотношения с обществом), а также определенные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья, образование, система расселения и тому подобное).
|
|
Конкретные социологические исследования включали статистические обследования, систематические наблюдения, опросы, интервьюирование, анкетирование. Эти исследования давали материал для развития специальных социологических теорий.
Все уровни не были отделены друг от друга, а являли собой неразрывное диалектическое единство, взаимно обогащали и дополняли друг друга.
Критика:
Господство исторического материализма привело к тому, что социология не имела права на широкие теоретические объяснения и собственный категориальный аппарат.
Социологии была отведена роль вспомогательного средства для подтверждения ключевых положений исторического материализма и научного коммунизма, а ее данные обычно использовались для обоснования формулировок очередного партийного документа.
Вопрос 6. Пятиуровневая модель построения социологического знания и ее критика.
Составил: философ В.Стёпин
Первый, высший уровень: Научная картина мира, к которой относятся «философские предпосылки» социологии
Второй уровень: общая теория, включающая социологические категории самого абстрактного уровня
Третий уровень: частные или специальные социологические теории (обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов).
Четвёртый уровень: эмпирическими – сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными – исследования, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания.
Пятый уровень: прикладные исследования (маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения).
По мнению Стёпина, 4 верхних уровня социологического знания представляют фундаментальную социологию, а нижний уровень – прикладную.
Критика:
1. Возведение на высший уровень социологического знания так называемых «философских предпосылок» означает однозначное признание социологии в качестве составной, причём подчиненной, части философии.
2. Современная общая социологическая теория оперирует далеко не абстрактными категориями, а основана на использовании конкретных методов теоретического анализа, обобщениях, сделанных на базе конкретного фактологического и эмпирического материала.
3. Фактически нивелирована роль прикладных исследований в социологии, которые, по существу, обеспечивают выполнение данной наукой одной из своих основных функций – прикладной.