Метод – способ достижения цели; способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.
Методы эмпирического исследования:
o Количественные (все разновидности опроса)
o Качественные (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент, социометрия)
Опрос:
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда ему необходимо получить информация о сфере сознания людей: об их мнениях, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях и тд.
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога.
Две основные формы опроса в зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. По числу опрашиваемых бывает: групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения: анкетирование дома, на работе, в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок). По способу распространения анкет: раздаточная анкета (раздается респондентам самим анкетёром), почтовая, прессовая (публикуется в газете или журнале).
Достаточно популярным методом опроса больших совокупностей людей является почтовый опрос. Слабые стороны: низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет.
В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер.
Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы.
В зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, различают стандартизированное и нестандартизированное интервью.
К интервью «примыкает» и биографический метод (метод жизнеописания), который состоит из сбора биографического материала об определенных индивидах или социальных группах, обычно в их собственном изложении.
Анализ данных:
Значительная часть информации, необходимой исследователю, содержится в документальных источниках.
Документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности.
В зависимости от технических средств фиксации информации бывают следующие виды письменных документов: личные документы (письма, дневники), официальные документы государственных и общественных организация, литература (книги), пресса, иконографические документы (видеозаписи, картины, кино- и фотоматериалы), фонетические документы (аудиозаписи).
На основе анализа документов основано архивное исследование – исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Контент-анализ:
Базируется на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.
Этот метод подходит для изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста или записи на каких-либо иных физических носителях.
Наблюдение:
Метод сбора информации в социологии путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
Техники наблюдения: стандартизированная и нестандартизированная.
Эксперимент:
Метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между какими-либо явлениями.
В полевом эксперименте условия воздействия экспериментального фактора близки к естественным, в то время как в лабораторных экспериментах они создаются искусственно.
Полевые эксперименты бывают активно направленными и естественными. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.