Социологическое исследование – сложный процесс, который состоит из ряда этапов, включающих, в свою очередь, систематизированный ряд последовательных шагов.
Этапы:
1. Осуществляется выбор темы и разрабатывается программа исследования.
Выбранная проблема определяет тему, объект и предмет социологического исследования.
Объектом социологического исследования, как правило, является общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.
Предметом социологического исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению.
Цель предполагает достаточно чёткий
ответ на вопрос: на решение какой проблемы и получение какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Цель – то, что исследователь в самом общем виде должен или намерен достигнуть в итоге своей работы.
Достижению цели исследования способствуют его конкретные задачи. Выделяют теоретические, методологические и прикладные (практические) задачи.
|
|
Программа исследования также включает выдвижение научных гипотез, которые необходимо проверить и которые могут быть сформулированы только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
2. Разработка исследовательского проекта
На этом этапе в зависимости от цели и задач исследования выбирается один или несколько методов, с помощью которых оно проводится.
Метод – способ достижения цели; способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.
Методы научного познания принято делить на общие и специальные.
· Общие
Используются на всём протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы делят на три большие группы:
1) Методы теоретического уровня познания
o Генетический метод – способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Этот метод требует установления начальных условий, главных этапов и тенденций развития объекта исследования.
o Гипотетико-дедуктивный
Сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счёте, выводятся утверждения о фактах.
Основная задача этого метода – создать теоретическую модель изучаемого социального объекта, истинность которой должна быть установлена в процессе социологических исследований и социальной практики.
|
|
o Сравнительно-исторический
С его помощью, путем сравнения, выделяются общее и специфическое в социальных явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений.
Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.
2) Методы, используемы как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне:
o Абстрагирование
Суть состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон.
o Анализ
Предполагает расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.
o Синтез
Представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
o Индукция
Умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.
o Дедукция
Умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
o Моделирование
Исследование объектов познания на их моделях.
3) Методы эмпирического исследования:
o Количественные (все разновидности опроса)
o Качественные (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент, социометрия)
Опрос:
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях и тд.
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога.
Две основные формы опроса в зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. По числу опрашиваемых бывает: групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения: анкетирование дома, на работе, в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок). По способу распространения анкет: раздаточная анкета (раздается респондентам самим анкетёром), почтовая, прессовая (публикуется в газете или журнале).
Достаточно популярным методом опроса больших совокупностей людей является почтовый опрос. Слабые стороны: низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет.
В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер.
Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы.
В зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, различают стандартизированное и нестандартизированное интервью.
К интервью «примыкает» и биографический метод (метод жизнеописания), который состоит из сбора биографического материала об определенных индивидах или социальных группах, обычно в их собственном изложении.
Анализ данных:
Значительная часть информации, необходимой исследователю, содержится в документальных источниках.
Документ – средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности.
В зависимости от технических средств фиксации информации бывают следующие виды письменных документов: личные документы (письма, дневники), официальные документы государственных и общественных организаций, литература (книги), пресса, иконографические документы (видеозаписи, картины, кино- и фотоматериалы), фонетические документы (аудиозаписи).
|
|
На основе анализа документов основано архивное исследование – исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Контент-анализ:
Базируется на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.
Этот метод подходит для изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста или записи на каких-либо иных физических носителях.
Наблюдение:
Метод сбора информации в социологии путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
Техники наблюдения: стандартизированная и нестандартизированная.
Эксперимент:
Метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между какими-либо явлениями.
В полевом эксперименте условия воздействия экспериментального фактора близки к естественным, в то время как в лабораторных экспериментах они создаются искусственно.
Полевые эксперименты бывают активно направленными и естественными. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.
Методы теоретического исследования (подробнее на странице 83):
Метод восхождения от абстрактного к конкретному
Методы идеализации и формализации
Аксиоматический метод
· Специальные
Метод социологический – характеризует основные онтологические и методологические установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического анализа.
|
|
Микро- и макросоциологический подход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос.
3. Полевой этап. Осуществляется сбор данных и регистрация получаемой информации.
При обработке данных часто используют статистические методики.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Он завершается написанием отчёта, его обсуждением и представлением научной общественности.
После того как результаты исследования получены, проводится их теоретическая интерпретация.
По результатам анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы, в рамках которых принимают, отвергают первоначальную гипотезу или в носят в нее какие-либо изменения.
Итоги социологического исследования излагаются в виде отчёта. Он включает в себя пояснительную записку о решении поставленных задач, основную часть и приложение к ней. (подробнее на 93 странице).