Выводы по второй главе

 

Аутичных детей очень трудно обследовать, но с помощью следующих методики «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год

Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.

Респонденты имеют очень низкие (70%) и низкие (30%) результаты к обучению через объектно-предметный потенциал.

Проведение повторного диагностирования нецелесообразно, так как результаты могут быть получены только после длительной специальной работы (2-3 года).

Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оце­ночно-результативный компоненты. основной задачей коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка. Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме поможет: организовать поведение; развить способности к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность ребенка; научить проводить свободное время; подготовить к обучению.

 



Заключение

 

Проведенное теоретическое исследование позволило сделать следующие выводы.

Аутизм является одним из тяжелых нарушений развития (ГНР), для которых характерны значительные недостатки социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы, занятия и паттерны поведения.

Дети, страдающие аутизмом, ведут себя странным, непривычным, а нередко и загадочным образом. Для детей, страдающих аутизмом, характерны сенсорно-перцептивные расстройства и дефициты. К ним относятся: гипер- и гипосенситивность к определенным стимулам, чрезмерная избирательность внимания, нарушения, связанные с переключением внимания с одного сенсорного сигнала на другой, а также нарушения, связанные с совмещением различных сенсорных модальностей. Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают дефицит навыков распознавания психических состояний как других людей, так и своих собственных, включая намерения, эмоции и желания. Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают общий дефицит когнитивных навыков в процессах многоуровневого планирования и регуляции поведения (т. с. дефицит ведущих функций).

Аутичных детей очень трудно обследовать, но с помощью следующих методики «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год. Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.

Респонденты имеют очень низкие (70%) и низкие (30%) результаты к обучению через объектно-предметный потенциал.

Проведение повторного диагностирования нецелесообразно, так как результаты могут быть получены только после длительной специальной работы (2-3 года).

Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оце­ночно-результативный компоненты. основной задачей коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка. Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме поможет: организовать поведение; развить способности к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность ребенка; научить проводить свободное время; подготовить к обучению.

Гипотеза исследования в том, что, если будет специально организован образовательный процесс и проведена комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме, то это будет способствовать достижению ориентации аутичного ребенка вовне; обучению его простым навыкам контакта; обучению более сложным формам поведения; развитию самосознания и личности аутичного ребенка, подтвердилась.

Поставленная цельисследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме, достигнута.

 



Список литературы

 

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. [Текст] / Г.С. Абрамова – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 548 с.

2. Братусь, Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалии личности. [Текст] / Б.С. Братусь, И.Я. Разовский, В.Н. Цапкин – М.: МГУ, 1988. – 461 с.

3. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. [Текст] / Б. Беттельхейм – М.: Академический Проект, 2004. – 397 с.

4. Битянова, М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. [Текст] / М.Р. Битянова - М.: Ок, 2008. – 401 с.

5. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников [Текст] / Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989. – 512 с.

6. Вейс, Т.Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. [Текст] / Т.Й. Вейс - М.: Моск. центр вальдорфской педагогики., 1992. – 345 с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений, том 5: «Основы дефектологии», [Текст] / Л.С. Выготский - М., Педагогика, 1983. – 599 с.

8. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. [Текст] / В.А. Гурьева – М.: Крон-пресс, 1996. – 546 с.

9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] / С. Д. Забрамная - М.: Просвещение, Владос, 1995. – 312 с.

10. Иванов-Смоленский, А.Г. Об изучении совместной работы первой и второй сигнальных систем головного мозга. [Текст] / А.Г. Иванов-Смоленский – М.: Просвет, 1997. – 401 с.

11. Каган, В. Е. Аутизм у детей. [Текст] / В. Е. Каган - Л.: Ленинград, 1981. – 697 с.

12. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. [Текст] / В.П. Кащенко – М.: Центр, 1994. – 503 с.

13. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста. [Текст] / В.В. Ковалёв - М., Медицина, 1995.  – 366 с.

14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. [Текст] / В.В. Лебединский - М., МГУ, 1985. – 604 с.

15. Лапп, Е.А. История олигофрено-педагогики. [Текст] / Е.А. Лапп – М., 2006. – 537 с.

16. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / И. И. Мамайчук - СПб.,2003. – 649 с.

17. Мержеевский, И.П. К вопросу о патологической анатомии идиотизма. [Текст] / И.П. Мержеевский – М., 1987. – 344 с.

18. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997. – 419 с.

19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

20. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы. [Текст] / Под ред. Ж. И. Шиф. М, «Просвещение», 1965. – 433 с.

21. Пинский, Б. И.Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. [Текст] / Б. И. Пинский - М., Изд-во АПН РСФСР, 1992. – 317 с.

22. Психокоррекционная и развивающая работа с деть­ми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; Под. ред. И.В.Дубровиной. - 2-е изд., стерео­тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 120 с.

23. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. [Текст] / Т. Питерс – М.: ВЛАДОС, 2003. – 413 с.

24. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго - М., 2000. – 416 с.

25. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] / Ю.В. Слюсарев - С.-Пб.: Питер, 2002. – 378 с.

26.  Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. [Текст] / Ю.В. Слюсарев - С.-Пб.: Питер, 2002. – 355 с.

27. Специальная педагогика. [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., АКАДЕМА, 2000. – 645 с.

28. Трошин, Г. Я. Особенности умственно отсталых. [Текст] / Г. Я. Трошин - М.: ЦЕНТР, 2008. – 612 с.

29. Шибатаева Л.В. Программы психологической реабилитации аутичных школьников. [Текст] / – М.: Роспедагенство, 1996. – 511 с.

30. Шипицына, Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом [Текст] / Л.М. Шипицына, И.Л. Первова – М.: Ок, 1997. – 437 с.

31. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция мышления умственно отсталых дошкольников. [Текст] / Е.Л. Яковлева - Петрозаводск,1992. – 344 с.

32. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. [Текст] / Е.А. Янушко - М.: ЦЕНТР, 2008. - 136 с.



Приложение

Приложение 1

 

Комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме

Направления помощи Этапы МЕДИКОМЕТОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
I Диагностический Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка проведение падагогической диагностики, педагогического обследования ребенка определение обобенностей речевого развития ребенка установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями
II Адаптационный психотерапия родителей. привлечение к процессу медикаментозного лечения установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата, массаж со стимуляцией активных речевых точек ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка
III Активирующий купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях
IV Формирующий медикаментозное лечение гибко корригируется, то тонизируя активность ребенка, то купируя болезненные прявления (тревогу и страхи) формирование у ребенка целенаправленного поведения обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самооблуживания  
VI Коррегирующий поддерживающая психофарманологическая и общеукрепляющая терапия; массаж преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений обучение холдинг-терапии; подготовка к школе

 



Приложение 2

 

Методика «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год

Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.

Процедура исследования.

Предложить последовательно следующие задания: надевание шарика на палочку; накручивание шурупа на болт и расположение их справа; сортировка различных объектов; сортировка карточек со словами в соответствии с их первой буквой

Стимульный материал

Рисунок 1 - Надевание шарика на палочку

Рисунок 2 - Накручивание шурупа на болт и расположение их справа

Рисунок 3 - Сортировка различных объектов

Рисунок 4 - Сортировка карточек со словами в соответствии с их первой буквой

Ключ: Полученные баллы надо суммировать и разделить на 20 (формула САЗ)

А = ,

где А – коэффициент способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал;

  m – сумма баллов.


Таблица1

Интерпретация результатов по методике «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год

Количество полученных баллов Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал Характеристика уровня способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал
0,96-1 Очень высокий Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал очень высокий, так как ребенок в перовом задании полностью надел шарики на палочку; во втором задании накрутил шурупы на болты и расположил их правильно; в третьем задании правильно без ошибок провел сортировку различных объектов; в четвертом задании правильно рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой.
0,8-0,95 Высокий Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал высокий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (5 штук); во втором задании накрутил шурупы на болты; в третьем задании правильно провел сортировку различных объектов; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (10 ошибок).
0,35 – 0,75 Средний Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал средний, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (3 штуки); во втором задании накрутил шурупы на болты (3 штуки); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 4 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (20 ошибок).
0,15 – 0,5 Низкий Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал низкий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (2 штуки); во втором задании накрутил шурупы на болты (2 штуки); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 10 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (25 ошибок).
0 – 0,1 Очень низкий Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал очень низкий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (1 штука); во втором задании накрутил шурупы на болты (1 штука); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 14 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (30 ошибок).



Приложение 3

Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал

№ п/п Инициалы обследуемых Пол Возраст, лет Баллы Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал
1 Антон В. м. 6,2 0,1 очень низкий
2 Андрей Г. м. 7,0 0,16 низкий
3 Алексей Н. м. 6,8 0,19 низкий
4 Борис Л. м. 6,9 0,1 очень низкий
5 Владислав О. м. 7,3 0,2 низкий
6 Валентин Ч. м. 6,7 0,1 очень низкий
7 Геннадий У. м. 6,9 0,1 очень низкий
8 Денис Х. м. 7,9 0,1 очень низкий
9 Дмитрий Я. м. 6,5 0,1 очень низкий
10 Егор М. м. 6,6 0,1 очень низкий

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: