Аутичных детей очень трудно обследовать, но с помощью следующих методики «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год
Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.
Респонденты имеют очень низкие (70%) и низкие (30%) результаты к обучению через объектно-предметный потенциал.
Проведение повторного диагностирования нецелесообразно, так как результаты могут быть получены только после длительной специальной работы (2-3 года).
Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. основной задачей коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка. Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме поможет: организовать поведение; развить способности к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность ребенка; научить проводить свободное время; подготовить к обучению.
|
|
Заключение
Проведенное теоретическое исследование позволило сделать следующие выводы.
Аутизм является одним из тяжелых нарушений развития (ГНР), для которых характерны значительные недостатки социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы, занятия и паттерны поведения.
Дети, страдающие аутизмом, ведут себя странным, непривычным, а нередко и загадочным образом. Для детей, страдающих аутизмом, характерны сенсорно-перцептивные расстройства и дефициты. К ним относятся: гипер- и гипосенситивность к определенным стимулам, чрезмерная избирательность внимания, нарушения, связанные с переключением внимания с одного сенсорного сигнала на другой, а также нарушения, связанные с совмещением различных сенсорных модальностей. Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают дефицит навыков распознавания психических состояний как других людей, так и своих собственных, включая намерения, эмоции и желания. Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают общий дефицит когнитивных навыков в процессах многоуровневого планирования и регуляции поведения (т. с. дефицит ведущих функций).
|
|
Аутичных детей очень трудно обследовать, но с помощью следующих методики «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год. Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.
Респонденты имеют очень низкие (70%) и низкие (30%) результаты к обучению через объектно-предметный потенциал.
Проведение повторного диагностирования нецелесообразно, так как результаты могут быть получены только после длительной специальной работы (2-3 года).
Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. основной задачей коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка. Коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме поможет: организовать поведение; развить способности к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность ребенка; научить проводить свободное время; подготовить к обучению.
Гипотеза исследования в том, что, если будет специально организован образовательный процесс и проведена комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме, то это будет способствовать достижению ориентации аутичного ребенка вовне; обучению его простым навыкам контакта; обучению более сложным формам поведения; развитию самосознания и личности аутичного ребенка, подтвердилась.
Поставленная цельисследования является характеристика коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме, достигнута.
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. [Текст] / Г.С. Абрамова – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 548 с.
2. Братусь, Б.С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалии личности. [Текст] / Б.С. Братусь, И.Я. Разовский, В.Н. Цапкин – М.: МГУ, 1988. – 461 с.
3. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. [Текст] / Б. Беттельхейм – М.: Академический Проект, 2004. – 397 с.
4. Битянова, М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. [Текст] / М.Р. Битянова - М.: Ок, 2008. – 401 с.
5. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников [Текст] / Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989. – 512 с.
|
|
6. Вейс, Т.Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. [Текст] / Т.Й. Вейс - М.: Моск. центр вальдорфской педагогики., 1992. – 345 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений, том 5: «Основы дефектологии», [Текст] / Л.С. Выготский - М., Педагогика, 1983. – 599 с.
8. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. [Текст] / В.А. Гурьева – М.: Крон-пресс, 1996. – 546 с.
9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] / С. Д. Забрамная - М.: Просвещение, Владос, 1995. – 312 с.
10. Иванов-Смоленский, А.Г. Об изучении совместной работы первой и второй сигнальных систем головного мозга. [Текст] / А.Г. Иванов-Смоленский – М.: Просвет, 1997. – 401 с.
11. Каган, В. Е. Аутизм у детей. [Текст] / В. Е. Каган - Л.: Ленинград, 1981. – 697 с.
12. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. [Текст] / В.П. Кащенко – М.: Центр, 1994. – 503 с.
13. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста. [Текст] / В.В. Ковалёв - М., Медицина, 1995. – 366 с.
14. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. [Текст] / В.В. Лебединский - М., МГУ, 1985. – 604 с.
15. Лапп, Е.А. История олигофрено-педагогики. [Текст] / Е.А. Лапп – М., 2006. – 537 с.
16. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] / И. И. Мамайчук - СПб.,2003. – 649 с.
17. Мержеевский, И.П. К вопросу о патологической анатомии идиотизма. [Текст] / И.П. Мержеевский – М., 1987. – 344 с.
18. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997. – 419 с.
19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
20. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. [Текст] / Под ред. Ж. И. Шиф. М, «Просвещение», 1965. – 433 с.
21. Пинский, Б. И.Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. [Текст] / Б. И. Пинский - М., Изд-во АПН РСФСР, 1992. – 317 с.
|
|
22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; Под. ред. И.В.Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 120 с.
23. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. [Текст] / Т. Питерс – М.: ВЛАДОС, 2003. – 413 с.
24. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго - М., 2000. – 416 с.
25. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] / Ю.В. Слюсарев - С.-Пб.: Питер, 2002. – 378 с.
26. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. [Текст] / Ю.В. Слюсарев - С.-Пб.: Питер, 2002. – 355 с.
27. Специальная педагогика. [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., АКАДЕМА, 2000. – 645 с.
28. Трошин, Г. Я. Особенности умственно отсталых. [Текст] / Г. Я. Трошин - М.: ЦЕНТР, 2008. – 612 с.
29. Шибатаева Л.В. Программы психологической реабилитации аутичных школьников. [Текст] / – М.: Роспедагенство, 1996. – 511 с.
30. Шипицына, Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом [Текст] / Л.М. Шипицына, И.Л. Первова – М.: Ок, 1997. – 437 с.
31. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция мышления умственно отсталых дошкольников. [Текст] / Е.Л. Яковлева - Петрозаводск,1992. – 344 с.
32. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. [Текст] / Е.А. Янушко - М.: ЦЕНТР, 2008. - 136 с.
Приложение
Приложение 1
Комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям при аутизме
Направления помощи Этапы | МЕДИКОМЕТОЗНАЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ | ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ | РАБОТА С СЕМЬЕЙ |
I Диагностический | Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза | диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка | проведение падагогической диагностики, педагогического обследования ребенка | определение обобенностей речевого развития ребенка | установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями |
II Адаптационный | психотерапия родителей. привлечение к процессу медикаментозного лечения | установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов | адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания | взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата, массаж со стимуляцией активных речевых точек | ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка |
III Активирующий | купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка | стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками | пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) | активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов | составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях |
IV Формирующий | медикаментозное лечение гибко корригируется, то тонизируя активность ребенка, то купируя болезненные прявления (тревогу и страхи) | формирование у ребенка целенаправленного поведения | обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками | работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы | обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самооблуживания |
VI Коррегирующий | поддерживающая психофарманологическая и общеукрепляющая терапия; массаж | преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений | реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире | обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений | обучение холдинг-терапии; подготовка к школе |
Приложение 2
Методика «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год
Цель: выявить уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал.
Процедура исследования.
Предложить последовательно следующие задания: надевание шарика на палочку; накручивание шурупа на болт и расположение их справа; сортировка различных объектов; сортировка карточек со словами в соответствии с их первой буквой
Стимульный материал
Рисунок 1 - Надевание шарика на палочку
Рисунок 2 - Накручивание шурупа на болт и расположение их справа
Рисунок 3 - Сортировка различных объектов
Рисунок 4 - Сортировка карточек со словами в соответствии с их первой буквой
Ключ: Полученные баллы надо суммировать и разделить на 20 (формула САЗ)
А = ,
где А – коэффициент способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал;
m – сумма баллов.
Таблица1
Интерпретация результатов по методике «Способность аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал», автор Е.А. Лапп, 2006 год
Количество полученных баллов | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал | Характеристика уровня способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал |
0,96-1 | Очень высокий | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал очень высокий, так как ребенок в перовом задании полностью надел шарики на палочку; во втором задании накрутил шурупы на болты и расположил их правильно; в третьем задании правильно без ошибок провел сортировку различных объектов; в четвертом задании правильно рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой. |
0,8-0,95 | Высокий | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал высокий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (5 штук); во втором задании накрутил шурупы на болты; в третьем задании правильно провел сортировку различных объектов; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (10 ошибок). |
0,35 – 0,75 | Средний | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал средний, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (3 штуки); во втором задании накрутил шурупы на болты (3 штуки); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 4 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (20 ошибок). |
0,15 – 0,5 | Низкий | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал низкий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (2 штуки); во втором задании накрутил шурупы на болты (2 штуки); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 10 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (25 ошибок). |
0 – 0,1 | Очень низкий | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал очень низкий, так как ребенок в перовом задании надел шарики на палочку (1 штука); во втором задании накрутил шурупы на болты (1 штука); в третьем задании провел сортировку различных объектов с 14 ошибками; в четвертом задании рассортировал карточки со словами в соответствии с их первой буквой (30 ошибок). |
Приложение 3
Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал
№ п/п | Инициалы обследуемых | Пол | Возраст, лет | Баллы | Уровень способности аутичного ребенка к обучению через объектно-предметный потенциал |
1 | Антон В. | м. | 6,2 | 0,1 | очень низкий |
2 | Андрей Г. | м. | 7,0 | 0,16 | низкий |
3 | Алексей Н. | м. | 6,8 | 0,19 | низкий |
4 | Борис Л. | м. | 6,9 | 0,1 | очень низкий |
5 | Владислав О. | м. | 7,3 | 0,2 | низкий |
6 | Валентин Ч. | м. | 6,7 | 0,1 | очень низкий |
7 | Геннадий У. | м. | 6,9 | 0,1 | очень низкий |
8 | Денис Х. | м. | 7,9 | 0,1 | очень низкий |
9 | Дмитрий Я. | м. | 6,5 | 0,1 | очень низкий |
10 | Егор М. | м. | 6,6 | 0,1 | очень низкий |