Архитектурно-художественный и типологический анализ объекта

Рациональное направление в отечественной архитектуре явилось лишь одной из граней архитектурной эклектики второй половины XIX века. Однако имея под собой новую творческую концепцию, архитектура, получившая определение «рациональной», программно противопоставила себя безудержному и напыщенному эклектизму.

Ключевой задачей теперь становилась взаимосвязь формы, или художественно-образной стороны объемов, с утилитарными факторами: конструкцией здания, функциональными и технологическими особенностями, материалами. Приоритетность того или иного из перечисленных аспектов зависела от теоретических установок архитекторов-рационалистов.

Представитель русской технической школы инженер А.К. Красовский в середине XIX века сформулировал лозунг, ставший квинтэссенцией частных выводов исследователей (отечественных и зарубежных) в отношении основной идеи рационализма, а именно: «преобразование полезного в изящное»

Теоретические воззрения опережали практику и оформились в реальных постройках к 1870-м годам. Ярким проявлением идей «рациональной архитектуры» явился так называемый «кирпичный стиль». Иначе постройки «кирпичного стиля» именуют «бесстилевой архитектурой», ибо в основу был положен принцип, исключающий подражание какому-либо историческому прототипу.

Представители «кирпичного стиля» сознательно отказались от штукатурки в пользу высококачественного формовочного и лекального кирпича. Его цвет и фактура – в отсутствии архитектурных цитат из прошлого – становятся главным побудителем к стилеобразованию.

Получив в 1870–1890-е годы широкое применение в столицах, «кирпичный стиль», как «стиль» массового и экономичного строительства, быстро завоевал провинцию. Это, как правило, двухэтажные, отдельно стоящие особняки, чаще с высоким цоколем. Пластику их объемов разнообразят купола, башни, интересно декорированные угловые срезы. [ 20, с. 19]

(Содержание сокращено)

 

Здание бывшей Красноярской винной монополии находится в юго-западной части исторического центра города и включено в комплекс бывшей застройки комбайнового завода. Главным фасадом здание обращено на север. Кирпичное крупное трехэтажное с подвалом здание, П-образное в плане, с фасадами, выполненными в лицевой кирпичной кладке в «кирпичном стиле», характерном для построек промышленного назначения. Построено по типовому переработанному проекту, распространенному в городах Сибири – Томске, Омске, Иркутске.

Крыша вальмовая, крыта железом. Фундаменты бутовые.  Отличается сложностью объемно-планировочного решения при рациональных конструкциях

Основной протяженный с запада на восток корпус здания фланкирован почти квадратными в плане выступающими объемами, которые в южном направлении продолжены двумя крыльями, восточное из них крупнее. Рис. 65

Крылья здания решены в один и два этажа. Поздняя южная пристройка западного крыла решена в один этаж. Здание сложной планировки, не совпадающей с членением фасадов. Продольные и поперечные стены членят объемы этажей на крупные производственные помещения, соединенные анфиладно. Двухмаршевые лестницы расположены в глубине угловых объемов. Рис. 66-70

Северный фасад трехэтажный, симметричный, фланкирован двумя повышенными угловыми объемами, решены как 5-осные ризалиты. Средняя часть решена в 11 осей. Оси входов отмечены аттиками.В восточном ризалите устроен антресольный этаж, выявленный на фасаде спаренными узкими окнами, трактованными как антресольный этаж.

(Содержание сокращено)

 

В целом фасады здания за прошедшие годы не претерпели значительных изменений. При его приспособлении был выполнен ряд пристроек, которые к моменту проведения исследований в основном демонтированы.

В интерьерах здания сохранились фрагменты орнамента полов из керамической плитки, лестничные ограждения. Почти повсеместно в интерьере здания встречаются лучковые сводики, выполненные по направляющим металлическим балкам. [22]

 

Сведения об архитекторах и строителях объекта

 

В научных статьях посвященных вопросам изучения истории казенных винных складов в России и отдельно в Сибири приводятся сведения о том, что к привязке зданий комплексов винных складов имели отношение различные архитекторы и инженеры. Известно, что архитекторы (инженеры) Павловский, Моргулин (Марголин) и Трескин осуществили привязку казенного винного склада в Алатыре (Чувашия), академик арх. Л.О. Васильев – в Саранске (Мордовия) и Нижнем Ломове (Пензенская обл.), арх. А.М. Баранов – в Воронеже, арх. И.А. Чарушин – в Вятке (Кирове), арх. А.Б. Турчевич – в Перми, арх. В.Л. Ивановский – в Ульяновске, арх. Л.А. Треберт – в Костроме и т.д. Внутреннее оснащение комплексов винных складов производили инженеры-технологи от акцизного ведомства. [21, с. 19]

(Содержание сокращено)

Состав хозяйственного комитета изменялся в зависимости от решаемых задач. Строителем Красноярского склада был назначен помощник надзирателя Акцизного управления Коллежский Секретарь инженер-технолог Н.Г. Шапошников.. 69 Рис. 74 Обязанности по приемке и вводу в эксплуатацию паровых котлов в складах были возложены на инженера-технолога Шкляева. В период строительства склада в 1902-1904 гг. в его состав входили губернский инженер С.И. Белынецкий и губернский архитектор А.А. Фольбаум.

(Содержание сокращено)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: