Дети помогают нам выбраться из лабиринтов прошлого

Появление детей в нашей жизни имеет очень интересное предназначение. Любые сложности в характере ребенка – его упрямство, эмоциональная несдержанность, нежелание слушать кого-либо – указывают на недостатки в нас самих. Дети как бы вытаскивают на поверхность все, что мы долгое время не желали в себе замечать. И чтобы понять, над чем нужно поработать, достаточно более внимательно посмотреть на себя в отношениях с ребенком.

Бывает, что родители неосознанно создают такие ситуации, в которых могут чувствовать себя так же, как в детстве. А бывает и наоборот – родители всячески избегают любых обстоятельств, которые чем-то напоминают их прошлое. Может быть еще и третий вариант, когда родители, не понимая этого, заставляют ребенка испытывать те эмоции, к которым сами привыкли, будучи детьми.

Так или иначе неосознанное поведение является постоянным фоном наших отношений. Все это называется «неотработанное прошлое». И моменты этого прошлого до тех пор, пока мы не осознаем их, будут раз за разом проявляться в общении с ребенком. То, что происходит между вами и детьми, это своеобразное зеркало, в котором отражаются проблемы вашего внутреннего мира.

Дети – это воистину огромный дар. Они пробуждают в нас способность улавливать моменты неосознанности, чтобы мы могли сбросить оковы прошлого и свободно идти по жизни. А ведь – казалось бы! – появление ребенка обычно расценивается как начало несвободы. Но все ровно наоборот: именно ребенок как никто другой является лучшим помощником, чтобы справиться с зависимостью от неотработанного прошлого. Причем, если быть достаточно чуткими, всегда можно понять, в верном ли направлении вы движетесь. Потому что, если вы зарулили куда-то не туда, это сразу скажется на отношениях с ребенком. Любое недопонимание между вами и детьми сигнализирует о том, что вы что-то делаете не так.

Осознанно или неосознанно, но в воспитании детей мы отталкиваемся от того, как воспитывали нас. И во многих ситуациях всего лишь отражаются сюжеты нашего собственного детства. Я расскажу вам об этом на примере Ани и ее дочери Джессики.

Пока девочке не исполнилось четырнадцать лет, все было нормально. Джессика хорошо училась и ничем особенно от своих сверстников не отличалась. Но потом ребенка словно подменили. Она стала врать на каждом шагу, грубить всем подряд, забросила учебу, начала курить и мотаться по клубам. Ее обвиняли в физической агрессии и даже уличили в краже. Жизнь матери превратилась в сплошной кошмар. Она не могла без раздражения общаться с дочерью, чье настроение менялось в долю секунды. Аня уже даже не пыталась сдерживать себя и постоянно срывалась на крики и угрозы, обидно обзывая Джессику и ругая на чем свет стоит.

Аня понимала, что не должна себя так вести, но ничего не могла с собой поделать. Она не знала, как со всем этим быть и почему все стало так плохо. У нее опускались руки оттого, что дочь не слушается. Она видела, что не справляется, и совершенно растерялась, постоянно думая о том, что из нее получилась плохая мать.

Однажды Джессику вызвали к школьному психологу, потому что обнаружилось, что она делает порезы на своем теле. И тогда Аня поняла, что внутри у девочки творится что-то ужасное, она просто уже не знает, как еще выразить свою боль. Несчастный ребенок изо всех сил пытается как-то докричаться до матери, но так и остается неуслышанным. После этого случая Аня обратилась ко мне за помощью.

Я попросила ее описать свое состояние, и вот что она рассказала. «Как будто мне снова шесть лет. Дочь орет на меня, и я словно оказываюсь в прошлом, когда меня ругала мама. Те же самые ощущения. Когда Джессика хлопает дверью и уходит, такое чувство, что она выбрасывает меня из своего мира. Я думаю о том, что виновата в чем-то, только не знаю, в чем. Кажется, меня за что-то наказывают. Но если в детстве мне не хватало духу как-то выразить свой протест, то сейчас я просто не могу остановиться. Мне никак не сдержать свой гнев и отчаянье. Такое впечатление, что прошлое настигло меня. Я чувствую то же самое, что было в отношениях с родителями. Как будто вся жизнь пошла под откос. Это сводит меня с ума».

Очевидно, что Джессика разбудила в своей матери доселе дремавшие воспоминания детства. Поговорив с Аней о ее родителях, мы смогли разобраться, что происходит между ней и дочерью. Отец Ани был довольно замкнутым человеком и всегда очень холодно относился к ней. С матерью тоже теплых отношений не сложилось. «Она жила в каком-то своем мире, совершенно не обращая на меня внимания. Даже когда она находилась рядом, я не ощущала ее присутствия. Уже в семь лет я хорошо понимала, что такое одиночество». Время шло, Аня не чувствовала интереса со стороны родителей и тогда решила стать совсем другой личностью. «Я думала, что если буду похожа на маму, то тогда папа полюбит меня. Мама всегда великолепно одевалась, отличалась хорошими манерами, ей нравилось ощущение превосходства. Задавшись целью как можно скорее превратиться в копию этой взрослой женщины, я начала тщательно следить за собой и засела за учебники, чтобы быть лучшей в классе».

Несмотря на все старания Аня так и не стала «достаточно идеальной» для своих родителей. И однажды произошел случай, который оставил неизгладимый след в ее душе. «Как-то вечером отец был крайне недоволен тем, что я еще не сделала уроки. Он молча отвел меня в угол, поставил на колени, поднял мои руки вверх и также молча отошел. Так я и стояла там. Целых два часа. Ни папа, ни мама не произнесли ни слова и даже ни разу не посмотрели в мою сторону. И, что очень хорошо помню, я даже не чувствовала физической боли. Меня разрывало от обиды. Я не понимала, чем заслужила такое равнодушие. Я кричала и молила о пощаде, просила прощения, но меня как будто не слышали. Через два часа отец разрешил подняться и идти делать уроки. В тот день я поклялась, что больше никто не увидит моих страданий. Внутри бушевала ярость, но мне не хватило духу, чтобы это показать. Я решила собрать волю в кулак и просто делать то, что от меня требуется».

Так Аня и жила в образе «идеального ребенка», лишенного эмоций. И того же самого она ожидала от своей дочери – автоматического послушания без лишних проявлений чувств. Ребенок должен хорошо учиться, опрятно выглядеть и не напрягать своими проблемами. И Джессика неплохо справлялась с этой задачей до тех пор, пока не стала подростком. Когда она поняла, что вот-вот станет взрослой, ее душа захотела вырваться на свободу. Личность девочки потребовала самовыражения, но до этого Джессика росла так, что никого не волновал ее внутренний мир. Конечно, ребенок понятия не имел, как ему заявить о себе и своей индивидуальности. Поэтому ее бросало из крайности в крайность. Безответная пай-девочка превратилась в хулиганку и хамку. Но чем больше она пыталась как-то выразить свой протест, тем сильнее Аня стремилась контролировать ее. И тогда Джессика стала наносить себе порезы. Это был жест отчаянья.

В отношениях с дочерью Аня видела только свою боль. Джессика растревожила старые раны, невольно заставив мать почувствовать все то, что та испытывала в детстве. Аню вновь захлестнула обида от того, что ее не понимают и не хотят слышать. Кардинальные перемены в поведении дочери она воспринимала как предательство. Но девочка просто пыталась показать, что она не вписывается в отведенную ей роль. Ребенок взывал о помощи, а мать считала, что ее игнорируют, и злилась на дочь за равнодушие. Аня неосознанно воспроизводила те чувства, которые остались «неотработанными» в отношениях с родителями. И теперь, через много лет, она проживала их заново, чтобы взять реванш. Ведь теперь ее ничто не сдерживало. То, чего себе нельзя было позволить с матерью или отцом, запросто можно вывалить на дочь. Она отрывалась по полной – кричала, ругалась и не скрывала своей злости. Трагедия в том, что Джессика была тут совершенно ни при чем.

Конечно, Ане было трудно понять, что на самом деле поведение ее дочери совершенно естественно. После того долгого периода, когда личность ребенка подавлялась, Джессика своими действиями просто пыталась сказать: «Спектакль окончен! Я – не моя мать. Меня все это достало. Я хочу быть собой и проживать свою собственную жизнь. Я больше не игрушка в ваших руках».

Джессика решилась на то что в свое время не осмелилась сделать Аня. В этой ситуации дочь подняла знамя свободы, которое ее мать не удержала в своей проигранной войне с родителями. И несмотря на то что в глазах окружающих Джессика была дрянной девчонкой, в действительности она заслуживала звания самой лучшей дочери в мире. Через отношения с ребенком Аня получила возможность прожить прошлое до конца. Своим противостоянием Джессика спровоцировала мать на эмоции, которые та всю жизнь скрывала даже от самой себя. Плохое поведение дочери стало своего рода отдушиной для матери, поскольку теперь Аня могла выразить негодование и обиду, накопившиеся с детства. Все, что отравляло ее изнутри, можно было выплеснуть на дочь.

 

Наши дети очень великодушны. Они позволяют нам обнаружить эмоции, которые мы много лет скрываем внутри себя. И, к сожалению, чаще всего эти эмоции обрушиваются на самих детей. Ведь это же проще всего – избавиться от негатива, направив его на ребенка. Вместо того чтобы работать над собой, мы предпочитаем думать, что это ребенок плохой и потому заслуживает нашего гнева.

 

Необходимо понять, что проблемы в поведении ребенка – это повод задуматься о себе. Только так можно развить осознанность. Каждая ситуация в отношениях с ребенком дает нам возможность посмотреть на себя с нового ракурса. Мы должны больше размышлять над своими реакциями. Спрашивайте себя – почему я так реагирую, что за этим стоит, откуда эти эмоции?

Аня в конце концов поняла, что она переносит на дочь свою злость на родителей и в то же время заставляет Джессику быть тем «идеальным ребенком», которым была сама. Так она начала свой путь освобождения от прошлого. Ей больше не хотелось жить в образе, который под давлением родителей когда-то сложился в ее голове. В ее характере появилась жизнерадостность и беззаботность. Она стала мамой, которая с удовольствием и интересом общается с ребенком. Это помогло наладить доверительный контакт с Джессикой, и постепенно все проблемы в ее поведении исчезли. Мама и дочка сблизились, помогая друг другу стать самими собой.

В душе каждого человека прошлое оставляет неизгладимый след, однако обнаружить его бывает очень непросто. Для этого нам и даются дети. Они являются зеркалом, в котором отражается наша боль из прошлого. И если мы не отвернемся, а спокойно посмотрим на свои эмоции в общении с ребенком, то сможем развязать внутренние узлы несвободы. Жаль, что многие родители пренебрегают этой возможностью и идут по привычному пути воспитания, подгоняя своих детей под собственные планы и фантазии, полностью замешанные на эгоцентризме.

Могут ли родители, не обладающие внутренней свободой, воспитать человека, способного принимать решения и быть личностью в нашем сложном мире? Вряд ли. Если в такой семье и вырастает индивидуальность, то это явно не благодаря усилиям родителей. Подумайте над своей историей. В какой обстановке вы росли? Что вы чувствовали, находясь рядом с мамой или папой? Вполне может быть, что своего ребенка вы неосознанно заставляете чувствовать то же самое. Такая эмоциональная эстафета, передаваемая из поколения в поколение, может навредить вашим детям. Когда родители переносят опыт прошлого на своего ребенка, то ограничивают его, не дают развиваться своим путем и жить собственной жизнью. Даже если у вас все было прекрасно, и в семье всегда была дружеская обстановка, нужно понимать, что ваш сын или дочь – это не вы, и в точно такой же обстановке им может чего-то не хватать, чтобы раскрыться полностью. Мы должны быть внутренне свободны от определенных ожиданий в отношении своих детей. Но кроме этого нам нужно развивать в себе осознанность, ведь часто мы даже не понимаем, что переиначиваем личность ребенка ему во вред.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: