Чтобы сделать конкретные выводы о том, является ли ассортимент детской одежды полным, а также выявить какие-то недостатки формирования ассортимента, необходимо произвести расчеты основных показателей любого торгового ассортимента. К таковым относятся:
1. Широта ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп.
Широта ассортимента (Ш) характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта (Ш д) – это фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Ш б) – это широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (К ш) – это отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому, определяется по формуле (2.1):
(2.1)
|
|
Рассчитаем коэффициент широты для ассортимента одежды для новорожденных в магазине “СОЛНЫШКО”. Ассортимент представлен 8 наименованиями:
Ø нагрудник,
Ø ползунки,
Ø пеленка,
Ø распашонка,
Ø чепчик,
Ø конверт,
Ø уголок,
Ø рукавички.
Действительная широта (Ш д) равна 8. За базовую широту (Ш б) примем наличный ассортимент одежды для новорожденных в ООО “Ярко” г. Нерехта. Он представлен 19 наименованиями.
Таким образом, коэффициент широты равен:
= 42,1%.
По полученным данным можно сделать вывод, что ассортимент одежды для новорожденных в магазине “СОЛНЫШКО” составляет 42,1% от ассортимента одежды для новорожденных в ООО “Ярко” г. Нерехта. Это достаточно неплохой показатель.
2. Полнота ассортимента (П) – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Полнота ассортимента характеризуется двумя абсолютными показателями – полнотой действительной и базовой, а также относительным – коэффициентом полноты.
Действительный показатель полноты (П д) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Базовый показатель полноты (П б) характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров однородной группы.
Коэффициент полноты (К п) – это отношение действительного показателя полноты к базовому, определяется по формуле (2.2):
|
|
(2.2)
Рассчитаем коэффициент полноты для наименований ассортимента одежды для новорожденных, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Полнота ассортимента одежды для новорожденных в магазине «СОЛНЫШКО»
Наименование товара | Кол-во товара в наличии, П д | Кол-во товара в ООО “Ярко”, П б | Коэффициент полноты, К п, % |
Ползунки | 6 | 9 | 66,6 |
Распашонка | 5 | 9 | 55,5 |
Рукавички | 3 | 5 | 60,0 |
Чепчик | 2 | 4 | 50,0 |
Кофточка | 5 | 7 | 71,4 |
Итак, рассчитаем коэффициент полноты для ползунков. Как видно из таблицы действительный показатель полноты (П д) будет равен 6. А за базовый показатель полноты (П б) – ассортимент ползунков ООО “Ярко”, который равен 9. Таким образом, коэффициент полноты для ползунков равен:
По полученным данным можно сделать вывод, что ассортимент ползунков исследуемого магазина составляет 66,6% от представленного в ООО “Ярко”.
Для распашонок действительный показатель полноты (П д) составляет 5, а базовый показатель полноты (П б) – данные ООО “Ярко” 9. Коэффициент полноты для распашонок равен:
Таким образом, распашонки составляют 55,5% от ассортимента, представленного в ООО “Ярко”.
Рубашечки представлены 3 видами. Это действительный показатель полноты (П д), базовый показатель полноты (П б) – данные ООО “Ярко” 5. Отсюда
Действительный показатель полноты (П д) для чепчиков – 2. Базовый показатель полноты (П б) – данные ООО “Ярко” 4. Следовательно
Для кофточек действительный показатель полноты П д составит 5, а базовый показатель – данные ООО “Ярко” равен 7. Следовательно:
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что ассортимент одежды для новорожденных в магазине “СОЛНЫШКО” достаточно полный.
3. Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости (К у), который определяется по формуле (2.3):
(2.3)
Он представляет собой отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, которые пользуются устойчивым спросом у потребителей (Ш у) к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш д).
Согласно опросам продавцов магазина «СОЛНЫШКО», наиболее популярными у потребителей являются 4 из 6 разновидностей ползунков - это будет Ш у. Следовательно, коэффициент устойчивости по одежде для новорожденных будет таким:
То есть, устойчивым спросом пользуются 66,6% видов ползунков, представленных в магазине «СОЛНЫШКО».
Среди распашонок устойчивым спросом пользуются 3 вида – Ш у . А общее количество видов распашонок Ш д составляет 5. Отсюда коэффициент устойчивости для распашонок:
Для рубашечек Ш у будет равно 2, а общее количество видов Ш д составляет 3.
Общее количество видов чепчиков равно 2, которые пользуются устойчивым спросом. В этом случае коэффициент устойчивости составит:
Следовательно, ассортимент чепчиков в магазине очень устойчив.
В ассортименте кофточек особый спрос предъявляется к 2 видам из представленных 5. Соответственно, коэффициент устойчивости:
В целом по показателю устойчивости ассортимент одежды для новорожденных в магазине «СОЛНЫШКО» отличается повышенной устойчивостью. Это очень хорошо.
4. Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
|
|
Новизна ассортимента характеризуется двумя показателями: действительным обновлением и степенью обновления.
Действительное обновление (Н) – это количество новых товаров в общем перечне.
Коэффициент обновления или степень обновления (К н) – это отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте – Ш д), определяется по формуле (2.4):
(2.4)
Относительно новыми товарами в ассортименте ползунков магазина «СОЛНЫШКО» можно назвать группу ползунков без следков, представленных 3 видами - это будет действительное обновление (Н).
Действительная широта (Ш д) равна 6. Коэффициент обновления (степень обновления) равен:
То есть, за последнее время ассортимент ползунков в магазине «СОЛНЫШКО» изменился на 50,0%.
Среди распашонок новинкой является распашонка на кнопке. Общее количество видов равно 5. Степень обновления ассортимента распашонок составит:
Среди ассортимента рубашечек и чепчиков не произошло обновлений. Таким образом, степень обновления для них составит 0%.
В ассортимент кофточек для новорожденных новинками стали кофточки без рукавов и на пуговке с коротким рукавом. Следовательно, действительное обновление (Н) составит 2, а действительная широта (Ш д) равна 5. Коэффициент новизны для кофточек следующий:
В среднем по ассортименту одежды для новорожденных можно сделать выводы, что магазин произвел неплохое обновление товаров.
5. Структура ассортимента – это соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
Показатели структуры ассортимента могут быть выражены в натуральном или стоимостном выражении. Показатели структуры ассортимента (Ci) являются относительными показателями и рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (A i) к суммарному количеству всех товаров (S i), входящих в ассортимент, по следующей формуле (2.5):
|
|
(2.5)
В настоящее время магазин «СОЛНЫШКО» реализует 6 видов ползунков (Аi). Всего в магазине продается 21 вид одежды для новорожденных (S).
Отсюда посчитаю показатель структуры ассортимента ползунков:
По полученным данным можно сделать вывод, что доля ползунков в общей структуре ассортимента составляет 28,6%.
Ассортимент распашонок представлен 5 видами (Аi). Отсюда показатель структуры ассортимента распашонок составит:
В общем ассортименте доля распашонок составляет 23,8%.
Магазин «СОЛНЫШКО» реализует 3 вида рубашечек (Аi). Отсюда, показатель структуры ассортимента рубашечек:
Таким образом, доля рубашечек равна 14,3%.
Ассортимент чепчиков в магазине представлен 2 видами (Аi). Отсюда посчитаю показатель структуры ассортимента чепчиков:
Чепчики в общей структуре ассортимента составляют 9,5%.
Магазин «СОЛНЫШКО» реализует 5 видов кофточек (Аi). Отсюда посчитаю показатель структуры ассортимента кофточек:
Доля кофточек в общей структуре ассортимента равняется 23, 8%.
Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в стоимостном выражении (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Структура ассортимента одежды для новорожденных
Вид одежды |
Количество одежды |
Средняя цена, руб. |
Относительные показатели структуры ассортимента, % |
|
в натуральном выражении | в стоимостном выражении | |||
ползунки | 6 | 30 | 28,6 | 24,2 |
распашонки | 5 | 37 | 23,8 | 24,7 |
рубашечки | 3 | 33 | 14,3 | 13,3 |
чепчики | 2 | 15 | 9,5 | 4,0 |
кофточки | 5 | 55 | 23,8 | 33,8 |
Итого | 21 | 170 | 100 | 100 |