Классический либерализм конца XVIII - XIX веков

 

    К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название «классической». Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка «философских радикалов», опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с   идеями «манчестерской школы» экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.

    «Философские радикалы» отказались от концепции естественного права и общественного договора  и обосновывали права  индивидов, исходя из натуралистической этики утилитаризма - идеи полезности как главного императива поступков людей.

    В либеральной доктрине особое место занимает понятие свободы. Наибольшая свобода, совместимая с равными правами  других - вот кредо «классического либерализма». Гарантией свободы является защита от вмешательства государства в частную жизнь людей и от господствующего в обществе мнения.

    В качестве главной гарантии свободы рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось большое значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая. Позиция экономического либерализма сопровождалась верой в механизмы свободного рынка, - в то, что экономика лучше работает тогда, когда правительство оставляет её в покое. Следовательно, государство не должно управлять экономикой. Его задача - гарантировать свободный рынок труда и товаров.

Большое значение либералы классического периода придавали обоснованию роли и функций государства. Государство, полагал Бентам, необходимо для того, чтобы защищать и охранять личные интересы индивида и интересы общества как совокупность индивидуальных интересов.

     Государство понималось как «необходимое зло». « Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку навязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека.

«Тремя китами» «классического либерализма» были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой «хорошего общества», в котором ответственные граждане, полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде и всеобщему благу. Однако напрактике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественныхотношений: оказалось, что в отсутствие контроля рыночные механизмы ведут к поляризации социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда лежит принцип заслуг. «Слабые» стороны «классического либерализма» попытались ликвидировать представители неолиберализма.

Неолиберализм.

    В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, часто обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберализм», «социальный либерализм», «либерал-реформизм».  Появился он как ответ на тяжёлый кризис  либеральной идеологии. Дж.Ст. Милль, Т. Грин, Дж. Хобсон, Л. Хобхауз, Дж. Дьюи - все они претендовали на переделку формы и изменения содержания доктрины либерализма.

    Для политической идеологии либерал-реформизма в целом характерны ориентация на социальное реформирование; стремление примирить равенство и свободу; акцент на этике общества и специфическом социальном благе индивида; осознание того, что идеал политической свободы человека не только не отрицает, но и предполагает меры по защите индивида от обстоятельств, которым он бессилен противостоять; отстаивания идеи согласия всех и подчёркивание нейтральности либеральной политики.

    Важнейшим достоинством политической системы неолиберализм провозглашает справедливость, а правительства ориентирует на моральные принципы и ценности. В основу политической программы положены идеи согласия управляемых и управляющих, необходимости участия народных масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических решений, стало отдаваться предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.

    Несмотря на большие отличия в ценностных ориентациях между классическим и новым либерализмом существует глубокая преемственность, которая позволяет относить эти два идеологических течения к одной, либеральной политико-философской парадигме.

       Преемственность между «классической» и «новой» либеральной теорией оказалась возможной благодаря существенной переработке социально-философских основ либерализма начала XIX в., связанной главным образом с творчеством Дж. С. Милля. Милль был одним из тех, кто наполнил центральный для либеральной философии принцип индивидуализма новым содержанием. Он попытался отойти от свойственного «классическому либерализму» представления о том, что общество - это механическая сумма индивидов, преследующих эгоистические цели и интересы. В его понимании человек - существо социальное, и общественный прогресс связан с развитием институтов, воспитывающих в нем социальные качества. Благодаря Миллю, понятие «индивидуализм» получило новое этическое содержание, связанное с признанием высшей ценности уникального человеческого «я», права человека на развитие всех его сил и способностей. Идеи Милля подготовили почву для последующего изменения либеральной теории. По словам Л. Т. Хобхауза, «он один заполнил промежуток между старым и новым либерализмом».

Под сомнение был поставлен и принцип невме­шательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совер­шенствования общества и разрешение его противоре­чий.

Огромный вклад в формирование доктрины ли­берального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др.

Социальный либерализм сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страховани­ем занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе.

Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую кон­струкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собствен­ности; в социальных отношениях - равенство возмож­ностей; в политике - защита представительной, плюра­листической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либе­рализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности мак­симальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии госу­дарства-покровителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: