Современные политические идеологии

      Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая по­глощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гони­мые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основные  идеологии:

Þ Либерализм;

Þ Неолиберализм;

Þ Консерватизм;

Þ Неоконсерватизм;

Þ Социализм;

Þ Марксизм;

Þ Социал-демократия;

Þ Фашизм;

Þ Анархизм;

Þ Феминизм;

Þ Экологизм.

Рассмотрим кратко основные признаки каждой из этих идеологий, а более подробно остановимся на политической идеологии, называемой либерализмом.

Консерватизм.

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию. Интеллектуальная консервативная традиция бы­ла разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демо­кратии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали инте­ресы аристократии, тех слоев, которых капитализм ли­шал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

Сам термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме; другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм.

Неоконсерватизм.

Неоконсерватизм фактически возрождает социальные принципы консерватизма ХIX в. Главной своей целью он полагает прежде всего возродить «авторитет» и традиционные ценности, особенности, связанные с семьёй, религией, нацией. В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Защищая идею сво­боды и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим со­бой и перед обществом. Права человека только в соче­тании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм вы­ступает за ограничение вмешательства государства в ры­ночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее.

Другой аспект неоконсерватизма – обеспокоенность по поводу того, что общество становится всё более поликультурным и полирелигиозным, а следовательно, на их взгляд, конфликтным и заведомо нестабильным.

Социализм.

Социалистическая идеология име­ет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается фран­цузскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социали­стическими, появились в XVI веке. Они отражали сти­хийный протест эксплуатируемых слоев периода перво­начального накопления капитала. Эти теории об иде­альном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализ­мом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), напи­савший "Город Солнца". Они считали, что именно об­щественная собственность создает условия для справед­ливого распределения, равенства, благополучия и соци­ального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

Крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммуни­стическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенст­ва посредством установления общественной собствен­ности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Главным в социализме является воззрение на человека как на общественное существо, которое всей своей сутью связано с человечеством в целом. Так же фундаментальными ценностями социалистов является братство, общественное равенство, общественная собственность.

Социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела

Марксизм.

В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского дви­жения. К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, эко­номическую и социально-политическую теорию, кото­рая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и комму­нистическая идеология стали синонимами.

Марксизм – сложная система, и эта сложность во многом идёт от широты тематики и противоречивости работ самого Маркса: одни из них можно толковать как выражение экономического детерминизма, другие – гуманистического социализма.

Главными элементами марксизма являются:

- исторический материализм (концепция, отражающая значение экономики и вообще материальных условий общественного производства и воспроизводства);

- диалектика (борьба противоположностей);

- отчуждение;

- классовая борьба;

- прибавочная стоимость;

- пролетарская революция;

- коммунизм.

Социал-демократия.

Идеология современной соци­ал-демократии своими корнями восходит к реформистскому те­чению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Со­циалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального рефор­мизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

Особенностью идеологии социал-демократов яв­ляется реформизм, обоснование политики регулирова­ния и перераспределения доходов в эффективно работа­ющей рыночной экономике. Социал-демократы одинаковое значение прида­ют как принципу личной свободы, так и принципам со­лидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между ка­питализмом и социализмом заключается не в принци­пах организации экономики, а в том положении, кото­рое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государ­ства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными частями концепции "демократичес­кого социализма" являются политическая, экономичес­кая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства, основополагающи­ми требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гра­жданам действительного выбора между различными по­литическими альтернативами; возможность смены пра­вительства мирными средствами; гарантия прав лично­сти и меньшинства; существование независимой судеб­ной системы, основанной на верховенстве закона.

Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собствен­ность, но в рамках смешанной экономики. Частная соб­ственность доступна в определенных секторах экономи­ки. Многообразие форм собственности должно рабо­тать на эффективность производства. Коллективная соб­ственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния об­щества.

Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собствен­ность, но в рамках смешанной экономики. Частная соб­ственность доступна в определенных секторах экономи­ки. Многообразие форм собственности должно рабо­тать на эффективность производства. Коллективная соб­ственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния об­щества.

Фашизм.

Фашизм является порождением ХХ в., даже не века, а периода между двумя мировыми войнами. Двумя главными порождениями этого движения была фашистская диктатура Муссолини в Италии в 1922-1943 гг. и нацистская диктатура Гитлера в Германии в 1933-1945 гг.

Рационализм, прогресс, свобода, равенство – всё это разом было отринуто во имя борьбы, гегемонии, вождизма, власти и войны.

Характерные черты фашизма: расизм, элитарность, иерархичность, экспансионизм, анархизм, невыделенность индивида.

Анархизм.

Среди политических идеологий анархизм уникален в одном отношении – ни одна анархистская партия нигде и никогда не пришла к власти.

Главная тема анархизма – неприятие политической власти во всех его проявлениях, особенно в виде государства. «Анархия» буквально означает «безвластие». Анархисты говорят о безгосударственном обществе, в котором люди сами разрешали бы свои проблемы, свободно договариваясь и сотрудничая друг с другом.

 Анархизм современного типа апеллирует к рынку, пытаясь на его основе показать, как может развиваться общество в отсутствие государственной власти, - своего рода «анархокапитализм», ориентированный на крайние формы экономики свободного рынка.

Феминизм.

Хотя феминистские идеи мы можем найти уже в Древнем Китае, никакой теории в этой области не было, пока в 1792 г. не появилась книга Мэри Воллстоункрафт «Заявление о правах женщин». Более широкой аудитории феминистская идея достигла в 1840 - 1850-х годах, когда в ряде западных стран развернулось движение суфражисток, требовавших предоставления женщинам избирательных прав, - так называемая «первая волна феминизма». В начале ХХ века избирательные права женщинам в большинстве западных стран были предоставлены.

Основные черты феминизма:

- стремление усилить общественную роль женщины;

- преодоление господства мужчины над женщиной;

- борьба за равенство прав.

Экологизм.

Хотя экологизм понимается как совершенно новая идеология, связанная с возникновением экологического, или зелёного, движения в конце ХХ в., его корни можно видеть уже в тех возмущениях против промышленной революции, что имели место в XIX в. Главное в этой идеологии – озабоченность тем ущербом, который современная экономика наносит природной среде. Придавая сугубую важность сохранению природной среды, экологизм развивается как эконцентричное мировоззрение, воспринимающее человеческий род как малую часть природы. Одна из самых популярных в этом отношении теорий – концепция «Геи» Джеймса Лавлока, где планета Земля понимается как единый большой организм, работающий на самосохранение.

Экологисты делятся на «светлозелёных», возлагающих надежды на то, что призывы к здравому смыслу и чувству самосохранения в конце концов убедят человечество перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни, и «тёмнозелёных», стоящих на том, что лишь фундаментальная перестройка политических отношений с готовностью поставить интересы экосистемы над всеми остальными приоритетами обеспечит выживание планеты и человека на ней.

 

В этом разделе были кратко охарактеризованы основные современные идеологии за исключением либерализма, который более подробно будет рассмотрен в следующем разделе данного реферата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: