Равновесие в долгосрочном периоде

Если фирма является монополистом (отраслью), то условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Очевидно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль другие фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее других фирм.

Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль других фирм, называются входными барьерами. Барьеры подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные барьеры возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также возникают, когда условия спроса на продукт отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Кроме того, естественным барьер может быть связан со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем производства (масштаб производства), поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимы значительные затраты, что может ее остановить.

Искусственные барьеры могут возникать институциональным путем, например вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Искусственные барьеры могут быть обусловлены нечестными целенаправленными действиями самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, существует антимонопольное законодательство.

В реальной рыночной структуре соотношение черт, присущих монополии и совершенной конкуренции можно оценить, исследуя две характеристики:

а) кривую спроса отдельной фирмы;

б) возможность входа других фирм в отрасль.

Кривая спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной конкуренции, но и не понижается так резко, как в случае монополии. Другими словами, спрос на продукцию фирмы не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции.

1. Количество фирм в отрасли.

Для монополистической конкуренции характерно существование в отрасли значительного количества как небольших, так и довольно больших по масштабу производства фирм, выпускающих, если и не однородный, то сходный продукт. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм-производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Что из этого следует? Во-первых, отдельная фирма производит объем продукта, который составляет часть отраслевого объема производства, недостаточную для того, чтобы фирма контролировала рыночную цену продукта. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм.

2. Дифференциация продукта.

При монополистической конкуренции фирмы имеют возможность производить продукт (услугу), который отличается от продуктов, производимых конкурентами, или дифференцированный продукт. Дифференцированный продукт - такой продукт, качественные характеристики которого отличаются от качественных характеристик продуктов, производимых конкурентами. Дифференциация продукта дает фирмам ограниченную возможность контролировать цену производимого ими продукта (ограниченную монопольную или рыночную власть), что позволяет им повышать цену продукта без риска потери доли рынка. В большинстве случаев дифференциация продукта обусловлена различиями в технологии, дизайне, сервисе, условиях оплаты и т. п., что побуждает покупать продукт или услугу конкретной фирмы. Дифференциацию продукта (услуги) можно связывать с местоположением фирмы, однако пространственная (территориальная) дифференциация не совсем точно согласуется с условиями монополистической конкуренции. При монополистической конкуренции каждая фирма отрасли конкурирует со всеми или с большей частью фирм отрасли, тогда как фирма, имеющая преимущества пространственного характера, конкурирует только с фирмами, расположенными в непосредственной близости от нее. Кроме того, на дифференциацию продукта (услуги) оказывают влияние реклама, товарные знаки, упаковка.

3. Неценовая конкуренция.

При монополистической конкуренции фирмы используют в конкурентной борьбе условия, обеспечивающие дифференциацию продукта (неценовые факторы), что позволяет им контролировать цену продукта и прибыль.

4. Свобода входа в отрасль и выхода из нее.

В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить собственный продукт (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.

 

Вышеизложенное позволяет выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции:

- в отрасли присутствует такое количество фирм, каждая из которых конкурирует, если не со всем, то с их большим количеством, которое не позволяет фирмам учитывать реакцию со стороны других фирм на изменение ими цены собственного продукта;

- фирмы производят дифференцированный продукт (услугу), поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах изменять цену продукта и кривая спроса отдельной фирмы имеет нисходящий вид. Кривая спроса отдельной фирмы довольно эластичная, поскольку продукты, производимые другими фирмами, являются близкими заменителями. Нисходящий вид кривой спроса предполагает возможность получения фирмами монопольной прибыли в краткосрочном периоде;

- существует достаточно свободный вход новых фирм в отрасль и выход из нее, что в долгосрочном периоде для фирмы означает не возможность получать экономическую прибыль.

Олигополию характеризуют следующие признаки:

1) в отрасли действует несколько фирм, что не позволяет рассматривать ее как монополию;

2) кривая спроса отдельной фирмы имеет нисходящий вид, что не позволяет рассматривать отрасль как совершенно конкурентную;

3) действия отдельной фирмы в отрасли вызывают ответную реакцию со стороны конкурентов, что не позволяет рассматривать отрасль как монополистическую конкуренцию.

Следует отметить, что при изучении олигополии экономисты сталкиваются со сложными проблемами, которые в рамках современной экономической науки решаются с трудом. Это обусловлено неопределенностью многих свойств олигополии, например:

- для разных отраслей экономики количество фирм в отрасли может различаться значительно: от единиц до десятков;

- олигополистические фирмы могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт;

- олигополии могут быть "жесткими", когда фирмы контролируют весь рынок, и "мягкими", когда на их долю приходится около 70-80% объема производства отрасли;

- олигополистическая фирма, имея рыночную власть, вынуждена при этом учитывать реакцию со стороны других фирм.

Если фирма действует на эластичном участке кривой спроса, то понизив цену продукта, она способна увеличить объем продаж и выручки, получить экономическую прибыль. Однако подобные действия фирмы могут вызвать следующую реакцию со стороны конкурирующих фирм: не желая терять долю рынка, они также снизят цену на свой продукт, что изменит спрос на продукт фирмы, первой понизившей цену, в результате чего она не получит ожидаемой прибыли. В свою очередь, конкурирующие с ней фирмы, принимая решение о снижении цен, вынуждены учитывать ее возможную реакцию на это и т. д. до бесконечности. Следовательно, для определения объема производства продукта и его цены олигополистическая фирма, наряду с информацией о спросе на продукт и издержках производства, должна учитывать информацию о реакции конкурентных фирм, которая не поддается определению. Последнее обстоятельство не позволяет также теоретически определить величины Q и Р, при которых олигополистическая фирма максимизирует прибыль.

В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности олигополистических фирм. В частности, анализируя реальную действительность, исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:

- цены при олигополии в отличие от других рыночных структур отличаются большей "жесткостью" (меняются медленнее и незначительнее);

- если цены и меняются, то, как правило, фирмы делают это одновременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: